Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОНЛАЙН-ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОВЦОВ

Каматдинова А.И. 1 Дмитриев О.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
В данной работе представлены результаты исследования предсоревновательного состояния спортсменов-пловцов с использованием цифровых технологий. Для проведения психодиагностики была сформирована комбинированная личностно-ориентированная шкала, включающая следующие показатели: «уровень личностной тревожности», «уверенность и готовность к участию в соревновании», «желание участвовать и значимость соревнования», «спортивная квалификация пловца». Для удобства и снижения трудоемкости проведения исследования, сохранения и представления данных, все анкеты и шкалы представлены в цифровом виде с помощью сервиса Google Forms. Проведена онлайн-психодиагностика пловцов экспериментальной группы. В результате исследования была выявлена взаимосвязь между психологическими показателями спортсменов и результатами их выступления на соревновании.
онлайн-психодиагностика
предсоревновательное состояние
онлайн-опрос
тревожность
самооценка
1. Алёшичева А.В. Онлайн-психодиагностика психологического здоровья личности спортсмена // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: Материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. Ч. 2.– М.: РГУФКСМиТ, 2018. С. 214-218.
2. Бабушкин Г.Д., Бобровский А.В., Бобровский В.А., Харахордин С.Е. Психодиагностика в системе психологического обеспечения подготовки спортсменов // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 405-408. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.451.
3. Гайнутдинова Э.Э., Талипова О.А. Изучение состояния предсоревновательной тревожности у спортсменок в большом теннисе // Актуальные проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в современных условиях: сборник научных трудов 6-й Международной конференции, 2021. С. 72-75.
4. Чумаченко Л.А. Оценка предстартового психологического состояния спортсменов. Психологическая подготовка спортсменов в соревновательный период // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2019. №1. С. 49-51.
5. Google Forms: Sign-in // Сайт Google. URL: https://docs.google.com/forms/u/0/

Введение. Подготовка спортсменов к соревнованию является многосторонним процессом, составной и важной частью его психологическая подготовка, выявление темперамента, изучение спортивной мотивации, оценки предсоревновательного психического состояния, неуверенности и тревожности, готовности и желания выступать и т.д. [2, 3, 4 и др.]. Проблема результативности выступления спортсменов на соревнованиях была и остается актуальной задачей. В настоящее время, для повышения эффективности процесса психодиагностики начинают использовать цифровые и облачные технологии [1]. Онлайн-психодиагностика также является инновационным, прогрессивным и перспективным направлением.

Цель исследования. Сформировать комбинированную онлайн-шкалу для психодиагностики уровня тревожности и самооценки готовности и желания спортсменов-пловцов участвовать в соревновании и провести ее апробацию на экспериментальной группе.

Структурно-комбинированная шкала психодиагностики. Многочисленные исследования в области спортивной психодиагностики спортсменов [2, 3, 4 и др.] показали важность этой сферы тренировочной и спортивной деятельности. Различные психологические состояния: тревога, нервозность, стресс, стартовая злость и др. могут как активизировать деятельность спортсмена на соревновании, так и, наоборот, привести к нежелательным нарушениям его двигательных действий.

В основу нашего исследования были положены методики «Оценки уровня ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности» Ч.Д. Спилбергера и «Оценка предсоревновательного состояния (ОПС)» Ю.Л. Ханина (4 показателя). В связи с тем, что мы рассматривали личную форму соревнований, нами была сформирована структурно-комбинированная шкала психодиагностики: 1) ЛТ по Спилбергеру, 2) показатель уверенности в себе № 1 («смогу ли я?») по Ханину, 3) показатель значимости соревнования №3 («хочу ли я?») по Ханину», 4) спортивная квалификация пловца.

В анкете ОПС Ю.Л. Ханина дихотомические вопросы были преобразованы в вопросы с тройственными ответами («да», «нет», «затрудняюсь ответить») для удобства и повышения точности ответов.

Онлайн-опросники на основе Google Forms. А.В. Алёшичева, в работе [1], определяет целесообразность и назревшую необходимость создания онлайн-анкет в психодиагностике, что позволяет значительно снизить трудоемкость проведения тестирования, обеспечить удобство и расширить возможности охвата широкой аудитории респондентов, представить результаты опроса средствами веб-аналитики. Все эти суждения совпадают с нашими представлениями об онлайн-психодиагностики в спорте, которые мы реализовали в облачной технологии психологического онлайн-тестирования предсоревновательного состояния спортсменов.

Для создания опросника в соответствии с комбинированной шкалой использовался сервис Google Forms [5]. Все бланки представлены в электронном варианте, спортсмены по ссылке входят в «облачные» анкеты с мобильных телефонов и проходят онлайн-опрос, аналитика сервиса представляет результирующие данные в графической форме по каждому вопросу и в числовом виде в таблицах Excel по каждому спортсмену.

Психодиагностика предсоревновательного состояния спортсменов-пловцов. Исследование проводилось на базе БУ ДО УР СШОР и плавательного бассейна «Сила воды» г. Ижевска. Была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) из 14 спортсменов-разрядников. Обследование проводилось перед соревнованиями Республиканского уровня в соответствии с комбинированной шкалой психодиагностики для оценки уровня тревожности спортсменов, их самооценки готовности и желания участвовать в данном соревновании, а также влияния этих параметров на результативность выступлений.

В таблице 1 представлены результаты тестирования по комбинированной шкале спортсменов-пловцов экспериментальной группы в качественной форме и сопоставление с результативностью выступления на соревновании.

Таблица 1.

Данные тестирования пловцов ЭГ по комбинированной шкале

№ п/п

Спортсмены, разряды

Дистанция

Результат

Место

Уровень тревожности по Спилбергу

Показатель Х1 по Ханину

Показатель Х3 по Ханину

1.

Д.У.,

 

100 м

брасс

1:04:75

1 место

умеренный

высокая готовность

высокая значимость

2.

И.Г.

100 м

вс

1:00:85

1 место

умеренный

высокая готовность

высокая значимость

3.

Мил.Н.

800 м

вс

9:24:42

1 место

умеренный

высокая готовность

низкая

значимость

4.

Мат.Н.

800 м

вс

9:55:04

1 место

умеренный

высокая готовность

низкая

значимость

5.

Т.Д.

100 м

брасс

1:10:70

2 место

умеренный

высокая готовность

средняя значимость

6.

К.К.

100 м

брасс

1:40:58

5 место

умеренный

высокая готовность

высокая значимость

7.

А.Я.

200 м

комплекс

2:39:10

7 место

умеренный

высокая готовность

низкая

значимость

8.

А.Б.

 

200 м

комплекс

2:39:55

8 место

высокий

средняя готовность

средняя значимость

9.

А.Т.

200 м

комплекс

2:40:17

 

высокий

высокая готовность

высокая значимость

10.

С.Ш.

100 м

вс

1:19:36

 

умеренный

высокая готовность

средняя значимость

11.

Л.Ч.

100 м

вс

1:12:10

 

низкий

низкая готовность

высокая значимость

12.

В.Н.

100 м

вс

1:13:68

 

низкий

низкая готовность

низкая

значимость

13.

М.И.

DSQ

-

 

умеренный

высокая готовность

средняя значимость

14.

М.В.

100 м

вс

1:17:29

 

умеренный

средняя готовность

высокая значимость

Из таблицы видно, что первые семь спортсменов, показавшие хорошие результаты, имеют умеренный, или близкий к нему, уровень тревожности, дали высокую самооценку их готовности к соревнованию и высокую или среднюю значимость соревнований. Исключение составили спортсмены № 3 (Мил.Н, КМС) и № 4 (Мат.Н., ) с низкой оценкой значимости соревнования и желанием участвовать в нем. Спортсмен № 3 (Мил.Н.) имеет квалификацию КМС, хорошо подготовлен, уверен в своих силах, поэтому соревнования для разрядников не значимы. Для спортсмена № 4 (Мат.Н., ) нужно дополнительно проанализировать низкую значимость соревнования.

Рис. 1. Точечный график данных психодиагностики пловцов по комбинированной шкале и взаимосвязь с трендовым диапазоном (Т1-Т2) успешности выступления спортсменов на соревновании

На точечном графике на рис. 1 представлены численные данные по 8-ми пловцам, показавшим наилучшие результаты на соревновании:

1) эти спортсмены, в основном, имеют «умеренный уровень личностной тревожности» (показатель ЛТ находится в пределах 30…46 баллов), по Ч.Д. Спилбергу этот диапазон соответствует проявлению «боевого духа», оптимальной двигательной активности, собранности, концентрации внимания;

2) для этих спортсменов показатель «уверенности в себе» по Ю.Л. Ханину равен 1 (Х1=1), что отражает высокую готовность к участию в соревновании, веру в свои силы;

3) для этих спортсменов показатель «желания участвовать и значимость соревнования» по Ю.Л. Ханину имеет как максимальные значения, так и небольшое рассеивание Х3=5…7 (чем выше значение показателя, тем более значимое соревнование для спортсмена большее желание участвовать в нем).

4) на графике показана взаимосвязь между данными психодиагностики, спортивной квалификацией пловцов и трендовым диапазоном лучших выступлений.

Заключение. Психодиагностика предсоревновательного состояния пловцов проводилась с акцентом на личностную направленность, нежели на ситуативную. Онлайн комбинированная оценочная шкала, созданная на основе сервиса Google Forms, обеспечила удобство анкетирования и хранение данных, значительно снизила трудоемкость исследования, позволила улучшить наглядность результатов, и, в целом, повысила эффективность процесса психодиагностики спортсменов. Констатирующий эксперимент на экспериментальной группе показал взаимосвязь между данными психодиагностики («уровень личностной тревожности», «самооценка готовности к участию в соревновании», «самооценка желания участвовать в соревновании и его значимости»), спортивной квалификацией пловцов и результативностью (успешностью) выступления на соревновании.


Библиографическая ссылка

Каматдинова А.И., Дмитриев О.Б. ОНЛАЙН-ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОВЦОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21621 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674