Введение. Подготовка спортсменов к соревнованию является многосторонним процессом, составной и важной частью его психологическая подготовка, выявление темперамента, изучение спортивной мотивации, оценки предсоревновательного психического состояния, неуверенности и тревожности, готовности и желания выступать и т.д. [2, 3, 4 и др.]. Проблема результативности выступления спортсменов на соревнованиях была и остается актуальной задачей. В настоящее время, для повышения эффективности процесса психодиагностики начинают использовать цифровые и облачные технологии [1]. Онлайн-психодиагностика также является инновационным, прогрессивным и перспективным направлением.
Цель исследования. Сформировать комбинированную онлайн-шкалу для психодиагностики уровня тревожности и самооценки готовности и желания спортсменов-пловцов участвовать в соревновании и провести ее апробацию на экспериментальной группе.
Структурно-комбинированная шкала психодиагностики. Многочисленные исследования в области спортивной психодиагностики спортсменов [2, 3, 4 и др.] показали важность этой сферы тренировочной и спортивной деятельности. Различные психологические состояния: тревога, нервозность, стресс, стартовая злость и др. могут как активизировать деятельность спортсмена на соревновании, так и, наоборот, привести к нежелательным нарушениям его двигательных действий.
В основу нашего исследования были положены методики «Оценки уровня ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности» Ч.Д. Спилбергера и «Оценка предсоревновательного состояния (ОПС)» Ю.Л. Ханина (4 показателя). В связи с тем, что мы рассматривали личную форму соревнований, нами была сформирована структурно-комбинированная шкала психодиагностики: 1) ЛТ по Спилбергеру, 2) показатель уверенности в себе № 1 («смогу ли я?») по Ханину, 3) показатель значимости соревнования №3 («хочу ли я?») по Ханину», 4) спортивная квалификация пловца.
В анкете ОПС Ю.Л. Ханина дихотомические вопросы были преобразованы в вопросы с тройственными ответами («да», «нет», «затрудняюсь ответить») для удобства и повышения точности ответов.
Онлайн-опросники на основе Google Forms. А.В. Алёшичева, в работе [1], определяет целесообразность и назревшую необходимость создания онлайн-анкет в психодиагностике, что позволяет значительно снизить трудоемкость проведения тестирования, обеспечить удобство и расширить возможности охвата широкой аудитории респондентов, представить результаты опроса средствами веб-аналитики. Все эти суждения совпадают с нашими представлениями об онлайн-психодиагностики в спорте, которые мы реализовали в облачной технологии психологического онлайн-тестирования предсоревновательного состояния спортсменов.
Для создания опросника в соответствии с комбинированной шкалой использовался сервис Google Forms [5]. Все бланки представлены в электронном варианте, спортсмены по ссылке входят в «облачные» анкеты с мобильных телефонов и проходят онлайн-опрос, аналитика сервиса представляет результирующие данные в графической форме по каждому вопросу и в числовом виде в таблицах Excel по каждому спортсмену.
Психодиагностика предсоревновательного состояния спортсменов-пловцов. Исследование проводилось на базе БУ ДО УР СШОР и плавательного бассейна «Сила воды» г. Ижевска. Была сформирована экспериментальная группа (ЭГ) из 14 спортсменов-разрядников. Обследование проводилось перед соревнованиями Республиканского уровня в соответствии с комбинированной шкалой психодиагностики для оценки уровня тревожности спортсменов, их самооценки готовности и желания участвовать в данном соревновании, а также влияния этих параметров на результативность выступлений.
В таблице 1 представлены результаты тестирования по комбинированной шкале спортсменов-пловцов экспериментальной группы в качественной форме и сопоставление с результативностью выступления на соревновании.
Таблица 1.
Данные тестирования пловцов ЭГ по комбинированной шкале
№ п/п |
Спортсмены, разряды |
Дистанция |
Результат |
Место |
Уровень тревожности по Спилбергу |
Показатель Х1 по Ханину |
Показатель Х3 по Ханину |
1. |
Д.У.,
|
100 м брасс |
1:04:75 |
1 место |
умеренный |
высокая готовность |
высокая значимость |
2. |
И.Г. |
100 м вс |
1:00:85 |
1 место |
умеренный |
высокая готовность |
высокая значимость |
3. |
Мил.Н. |
800 м вс |
9:24:42 |
1 место |
умеренный |
высокая готовность |
низкая значимость |
4. |
Мат.Н. |
800 м вс |
9:55:04 |
1 место |
умеренный |
высокая готовность |
низкая значимость |
5. |
Т.Д. |
100 м брасс |
1:10:70 |
2 место |
умеренный |
высокая готовность |
средняя значимость |
6. |
К.К. |
100 м брасс |
1:40:58 |
5 место |
умеренный |
высокая готовность |
высокая значимость |
7. |
А.Я. |
200 м комплекс |
2:39:10 |
7 место |
умеренный |
высокая готовность |
низкая значимость |
8. |
А.Б.
|
200 м комплекс |
2:39:55 |
8 место |
высокий |
средняя готовность |
средняя значимость |
9. |
А.Т. |
200 м комплекс |
2:40:17 |
|
высокий |
высокая готовность |
высокая значимость |
10. |
С.Ш. |
100 м вс |
1:19:36 |
|
умеренный |
высокая готовность |
средняя значимость |
11. |
Л.Ч. |
100 м вс |
1:12:10 |
|
низкий |
низкая готовность |
высокая значимость |
12. |
В.Н. |
100 м вс |
1:13:68 |
|
низкий |
низкая готовность |
низкая значимость |
13. |
М.И. |
DSQ |
- |
|
умеренный |
высокая готовность |
средняя значимость |
14. |
М.В. |
100 м вс |
1:17:29 |
|
умеренный |
средняя готовность |
высокая значимость |
Из таблицы видно, что первые семь спортсменов, показавшие хорошие результаты, имеют умеренный, или близкий к нему, уровень тревожности, дали высокую самооценку их готовности к соревнованию и высокую или среднюю значимость соревнований. Исключение составили спортсмены № 3 (Мил.Н, КМС) и № 4 (Мат.Н., ) с низкой оценкой значимости соревнования и желанием участвовать в нем. Спортсмен № 3 (Мил.Н.) имеет квалификацию КМС, хорошо подготовлен, уверен в своих силах, поэтому соревнования для разрядников не значимы. Для спортсмена № 4 (Мат.Н., ) нужно дополнительно проанализировать низкую значимость соревнования.
Рис. 1. Точечный график данных психодиагностики пловцов по комбинированной шкале и взаимосвязь с трендовым диапазоном (Т1-Т2) успешности выступления спортсменов на соревновании
На точечном графике на рис. 1 представлены численные данные по 8-ми пловцам, показавшим наилучшие результаты на соревновании:
1) эти спортсмены, в основном, имеют «умеренный уровень личностной тревожности» (показатель ЛТ находится в пределах 30…46 баллов), по Ч.Д. Спилбергу этот диапазон соответствует проявлению «боевого духа», оптимальной двигательной активности, собранности, концентрации внимания;
2) для этих спортсменов показатель «уверенности в себе» по Ю.Л. Ханину равен 1 (Х1=1), что отражает высокую готовность к участию в соревновании, веру в свои силы;
3) для этих спортсменов показатель «желания участвовать и значимость соревнования» по Ю.Л. Ханину имеет как максимальные значения, так и небольшое рассеивание Х3=5…7 (чем выше значение показателя, тем более значимое соревнование для спортсмена большее желание участвовать в нем).
4) на графике показана взаимосвязь между данными психодиагностики, спортивной квалификацией пловцов и трендовым диапазоном лучших выступлений.
Заключение. Психодиагностика предсоревновательного состояния пловцов проводилась с акцентом на личностную направленность, нежели на ситуативную. Онлайн комбинированная оценочная шкала, созданная на основе сервиса Google Forms, обеспечила удобство анкетирования и хранение данных, значительно снизила трудоемкость исследования, позволила улучшить наглядность результатов, и, в целом, повысила эффективность процесса психодиагностики спортсменов. Констатирующий эксперимент на экспериментальной группе показал взаимосвязь между данными психодиагностики («уровень личностной тревожности», «самооценка готовности к участию в соревновании», «самооценка желания участвовать в соревновании и его значимости»), спортивной квалификацией пловцов и результативностью (успешностью) выступления на соревновании.