Для современной психологической науки проблема развития социальной активности подрастающего поколения является особенно значимой и неизменно находится в центре внимания. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которая развивается в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.
Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребенка является уровень его социальной активности. Обучение в начальной школе является первой ступенью в развитии качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющейся в социально ценных видах деятельности.
Развитие социальной активности младших школьников возможно различными методами, в том числе через формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Для этого необходимо поставить в центр образовательно-воспитательного процесса ребенка – с его интересами и социально-психологическими особенностями. Помощь обучающимся в поиске их индивидуального стиля учебной деятельности заключается в выявлении их специфических, оптимальных способов приспособления к учебным ситуациям и проявлению социальной активности.
Цель исследования – исследовать развитие социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы данного возрастного периода обычно принимают от 6-7 до 10-11 лет, когда ребенок учится в начальных классах школы [1, с.74].
В младшем школьников возрасти жизнь ребенка существенно меняется с поступлением в начальную школу. Теперь он занимается социально значимой учебной деятельностью, а его образ жизни, круг общения, обязанности, отношения с окружающими претерпевают изменения [2, с.56]. В младшем школьном возрасте для ребенка снижается авторитет взрослого, но растет значение коллектива сверстников.
Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная, она же обуславливает значительный прогресс в развитии познавательных процессов ребенка на данном этапе.
При этом стоит отметить, что главенствующее значение учебной деятельности для младшего школьника не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, где он также развивается и совершенствует новые навыки и черты личности.
Основные виды деятельности младшего школьника — это учение, общение, игра и труд, все это способствует приобретению знаний, умений и навыков, улучшает обмен информацией и коммуникацию, совершенствовать логику и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.
Мышление младших школьников отличается преобладанием наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического типов мышления. Однако по мере обучения в начальной школе мышление ребенка плавно переходит к абстрактно-логическому.
Поскольку учебная деятельность является ведущей для ребенка данного возраста, то крайне важно, чтобы школьник правильно адаптировался к ней. Адаптация в данном случае подразумевает усвоение ряда важных правил, которые охарактеризованы в таблице 1.
Таблица 1 – Усвоение новых правил младшим школьником
Правила школьного режима |
Младший школьник должен понять и усвоить обязанности школьника, режим работы школы и расписание уроков, исправно выполнять домашние задания. |
Правила взаимоотношений с учителем |
Младший школьник должен усвоить правильное восприятие ситуации урока, истинного смысла профессиональной роли учителя. |
Пправила взаимоотношений со сверстниками |
Младший школьник должен научиться выстраивать общение и взаимодействие с другими детьми в классе. |
Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенку важно усвоить широкий круг новых правил, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и учебную деятельность.
Для изучения развития социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 11 младших школьников (5мальчиков и 6 девочек), все – ученики 2 класса.
Были использованы две психодиагностические методики:
1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
2. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой).
Опишем использование данных методик и результаты.
1. Методика «Рукавички». С помощью нее происходило определение уровень развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [3].
Младшие школьники были рассажены по парам. Каждой паре была дана картинка с изображением рукавичек. Ребят попросили раскрасить их одинаково – чтобы из них получилась пара рукавичек. Ученики могли придумать орнамент самостоятельно, однако перед раскрашиванием им сначала нужно было договориться о рисунке внутри пары.
Во время обсуждения и выполнения действий исследователь наблюдал за детьми и фиксировал особенности и уровень их взаимодействия.
Результаты использования методики «Рукавички» представлены в таблице2.
Таблица 2 – Уровни оценивания сотрудничества
Код ученика |
Продуктив-ность |
Умение договариваться |
Взаимный контроль |
Взаимо-помощь |
Эмоциональ-ное отношение |
Уровни оценивания |
1 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
высокий |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
3 |
- |
- |
+ |
- |
- |
низкий |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
5 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
средний |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
8 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
средний |
9 |
- |
- |
- |
- |
+ |
низкий |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Как видно, высокий уровень развития сотрудничества диагностирован у 7 младших школьников, принявших участие в исследовании, средний уровень развития сотрудничества наблюдается у 2 учеников, и низкий уровень развития сотрудничества выявлен у 2 младших школьников.
Наглядно это распределение показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни развития сотрудничества младших школьников
Далее была применена методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В.Байбородовой) [4]. Школьникам была предоставлена анкета, в которой им нужно было выбрать, что именно и насколько привлекает их в совместной деятельности: например, возможность узнать что-то новое, помочь друзьям или выделиться среди окружающих.
После подсчета баллов для каждого школьника был определен доминирующий. Результаты даны в таблице 3.
Таблица 3 – Преобладающий мотив деятельности испытуемых
Код ученика |
Преобладающий мотив |
1 |
Коллективный |
2 |
Коллективный |
3 |
Престижный |
4 |
Личностный |
5 |
Личностный |
6 |
Личностный |
7 |
Коллективный |
8 |
Престижный |
9 |
Личностный |
10 |
Коллективный |
11 |
Коллективный |
Как видно, у 5 школьников доминирует коллективный мотив участия в деятельности, что означает, что этих школьников мотивирует желание помочь друзьям, возможность поделиться знаниями, поучаствовать в коллективных делах, сделать доброе дело для окружающих.
У 4 школьников доминирует личностный мотив участия в деятельности, что означает, что их мотивирует желание заняться интересным делом, пообщаться с различными людьми, приобрести новые знания и навыки, развить определенные черты характера.
И наконец, у 2 школьников доминирует престижный мотив, что говорит о том, что их мотивирует возможность управления другими, шанс выделиться среди других ребят. Наглядно результаты методики показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Преобладающий мотив деятельности младших школьников
Итак, у 46% младших школьников в выборке преобладает коллективный мотив участия в совместной деятельности, у 36% учеников – личностный мотив и у 18% преобладает престижный мотив.
Таким образом, в группе большинство школьников с высоким уровнем сотрудничества. Почти половина школьников группы – дети с ориентацией на коллективные мотивы, однако также есть ученики со средними и низкими навыками сотрудничества, а также с иными мотивами, такими как личностный и престижный. Все это важно учитывать при развитии социальной активности младших школьников, в том числе развивая и формируя индивидуальный стиль учебной деятельности обследуемых младших школьников.
Для развития социальной активности младших школьников была составлена программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности.
Ее цель – создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников.
Задачи программы направленны на формирование позитивной мотивации к учению, навыки самоанализа, возможность узнать свои сильные стороны, на которые младший школьник может опираться в процессе обучения.
Программа рассчитана на младших школьников в возрасте 7-8 лет. Занятия программы по своей сути являются уроками, хотя в них предполагаются в том числе игры, обсуждение в круге, подвижные упражнения.
По итогам прохождения программы ожидается что у младших школьников сформируется положительная мотивация к учебной деятельности, будут уметь проводить самоанализ и знать свои сильные и слабые стороны как субъекта учебной деятельности.
Таким образом, для развития социальной активности младших школьников была разработана программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности. Она поможет создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников. Программа затрагивает познавательную деятельность школьников, в том числе внимание, память, восприятие, мышление, а также учит их разбираться в том, какое полушарие мозга у них ведущее. Младшие школьники научатся понимать свои сильные стороны и то, как применить это знание в учебной деятельности.
Библиографическая ссылка
Катеринич О.А., Емельянова Н.Э. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21612 (дата обращения: 26.12.2024).