Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Для современной психологической науки проблема развития социальной активности подрастающего поколения является особенно значимой и неизменно находится в центре внимания. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которая развивается в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребенка является уровень его социальной активности. Обучение в начальной школе является первой ступенью в развитии качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющейся в социально ценных видах деятельности.

Развитие социальной активности младших школьников возможно различными методами, в том числе через формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Для этого необходимо поставить в центр образовательно-воспитательного процесса ребенка – с его интересами и социально-психологическими особенностями. Помощь обучающимся в поиске их индивидуального стиля учебной деятельности заключается в выявлении их специфических, оптимальных способов приспособления к учебным ситуациям и проявлению социальной активности.

Цель исследования – исследовать развитие социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы данного возрастного периода обычно принимают от 6-7 до 10-11 лет, когда ребенок учится в начальных классах школы [1, с.74].

В младшем школьников возрасти жизнь ребенка существенно меняется с поступлением в начальную школу. Теперь он занимается социально значимой учебной деятельностью, а его образ жизни, круг общения, обязанности, отношения с окружающими претерпевают изменения [2, с.56]. В младшем школьном возрасте для ребенка снижается авторитет взрослого, но растет значение коллектива сверстников.

Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная, она же обуславливает значительный прогресс в развитии познавательных процессов ребенка на данном этапе.

При этом стоит отметить, что главенствующее значение учебной деятельности для младшего школьника не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, где он также развивается и совершенствует новые навыки и черты личности.

Основные виды деятельности младшего школьника — это учение, общение, игра и труд, все это способствует приобретению знаний, умений и навыков, улучшает обмен информацией и коммуникацию, совершенствовать логику и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Мышление младших школьников отличается преобладанием наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического типов мышления. Однако по мере обучения в начальной школе мышление ребенка плавно переходит к абстрактно-логическому.

Поскольку учебная деятельность является ведущей для ребенка данного возраста, то крайне важно, чтобы школьник правильно адаптировался к ней. Адаптация в данном случае подразумевает усвоение ряда важных правил, которые охарактеризованы в таблице 1.

Таблица 1 – Усвоение новых правил младшим школьником

Правила школьного режима

Младший школьник должен понять и усвоить обязанности школьника, режим работы школы и расписание уроков, исправно выполнять домашние задания.

Правила взаимоотношений с учителем

Младший школьник должен усвоить правильное восприятие ситуации урока, истинного смысла профессиональной роли учителя.

Пправила взаимоотношений со сверстниками

Младший школьник должен научиться выстраивать общение и взаимодействие с другими детьми в классе.

 

Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенку важно усвоить широкий круг новых правил, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и учебную деятельность.

Для изучения развития социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 11 младших школьников (5мальчиков и 6 девочек), все – ученики 2 класса.

Были использованы две психодиагностические методики:

1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

2. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой).

Опишем использование данных методик и результаты.

1. Методика «Рукавички». С помощью нее происходило определение уровень развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [3].

Младшие школьники были рассажены по парам. Каждой паре была дана картинка с изображением рукавичек. Ребят попросили раскрасить их одинаково – чтобы из них получилась пара рукавичек. Ученики могли придумать орнамент самостоятельно, однако перед раскрашиванием им сначала нужно было договориться о рисунке внутри пары.

Во время обсуждения и выполнения действий исследователь наблюдал за детьми и фиксировал особенности и уровень их взаимодействия.

Результаты использования методики «Рукавички» представлены в таблице2.

Таблица 2 – Уровни оценивания сотрудничества

Код ученика

Продуктив-ность

Умение договариваться

Взаимный контроль

Взаимо-помощь

Эмоциональ-ное отношение

Уровни оценивания

1

+

-

+

+

+

высокий

2

+

+

+

+

+

высокий

3

-

-

+

-

-

низкий

4

+

+

+

+

+

высокий

5

+

-

+

-

-

средний

6

+

+

+

+

+

высокий

7

+

+

+

+

+

высокий

8

+

+

-

-

-

средний

9

-

-

-

-

+

низкий

10

+

+

+

+

+

высокий

11

+

+

+

+

+

высокий

Как видно, высокий уровень развития сотрудничества диагностирован у 7 младших школьников, принявших участие в исследовании, средний уровень развития сотрудничества наблюдается у 2 учеников, и низкий уровень развития сотрудничества выявлен у 2 младших школьников.

Наглядно это распределение показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни развития сотрудничества младших школьников

Далее была применена методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В.Байбородовой) [4]. Школьникам была предоставлена анкета, в которой им нужно было выбрать, что именно и насколько привлекает их в совместной деятельности: например, возможность узнать что-то новое, помочь друзьям или выделиться среди окружающих.

После подсчета баллов для каждого школьника был определен доминирующий. Результаты даны в таблице 3.

Таблица 3 – Преобладающий мотив деятельности испытуемых

Код ученика

Преобладающий мотив

1

Коллективный

2

Коллективный

3

Престижный

4

Личностный

5

Личностный

6

Личностный

7

Коллективный

8

Престижный

9

Личностный

10

Коллективный

11

Коллективный

Как видно, у 5 школьников доминирует коллективный мотив участия в деятельности, что означает, что этих школьников мотивирует желание помочь друзьям, возможность поделиться знаниями, поучаствовать в коллективных делах, сделать доброе дело для окружающих.

У 4 школьников доминирует личностный мотив участия в деятельности, что означает, что их мотивирует желание заняться интересным делом, пообщаться с различными людьми, приобрести новые знания и навыки, развить определенные черты характера.

И наконец, у 2 школьников доминирует престижный мотив, что говорит о том, что их мотивирует возможность управления другими, шанс выделиться среди других ребят. Наглядно результаты методики показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Преобладающий мотив деятельности младших школьников

Итак, у 46% младших школьников в выборке преобладает коллективный мотив участия в совместной деятельности, у 36% учеников – личностный мотив и у 18% преобладает престижный мотив.

Таким образом, в группе большинство школьников с высоким уровнем сотрудничества. Почти половина школьников группы – дети с ориентацией на коллективные мотивы, однако также есть ученики со средними и низкими навыками сотрудничества, а также с иными мотивами, такими как личностный и престижный. Все это важно учитывать при развитии социальной активности младших школьников, в том числе развивая и формируя индивидуальный стиль учебной деятельности обследуемых младших школьников.

Для развития социальной активности младших школьников была составлена программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности.

Ее цель – создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников.

Задачи программы направленны на формирование позитивной мотивации к учению, навыки самоанализа, возможность узнать свои сильные стороны, на которые младший школьник может опираться в процессе обучения.

Программа рассчитана на младших школьников в возрасте 7-8 лет. Занятия программы по своей сути являются уроками, хотя в них предполагаются в том числе игры, обсуждение в круге, подвижные упражнения.

По итогам прохождения программы ожидается что у младших школьников сформируется положительная мотивация к учебной деятельности, будут уметь проводить самоанализ и знать свои сильные и слабые стороны как субъекта учебной деятельности.

Таким образом, для развития социальной активности младших школьников была разработана программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности. Она поможет создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников. Программа затрагивает познавательную деятельность школьников, в том числе внимание, память, восприятие, мышление, а также учит их разбираться в том, какое полушарие мозга у них ведущее. Младшие школьники научатся понимать свои сильные стороны и то, как применить это знание в учебной деятельности.