Государственное управление – значение масштабнее, если сравнить с государственным регулированием. Государственное регулирование в основном взаимодействует с применением косвенных объектов управляющего влияния, т.е. налоговых, льготных и т.п., именуемых «экономических методов управления».
Государственное регулирование и поддержка имеет очень большую роль в формировании предпринимательства. Анализ нормативно-правовых актов в этой области с точки зрения их взаимодействия на построение предпринимательства в стране дает понять, что механизм государственного влияния применяет организационно–управленческие и экономические способы воздействия [1, с. 354].
Рис. 1. Динамика численности субъектов малого предпринимательства в Республике Мордовия, ед.
В 2021 г. в регионе действовало 20 141 малое предприятие, что превысило уровень 2020 г. на 395 ед. (на 2 %). Этот рост переломил трехлетнюю негативную тенденцию.
Рис. 2. Динамика численности субъектов среднего предпринимательства в Республике Мордовия, ед.
В Республике Мордовия в 2020 – 2021 гг. осуществляли деятельность 79 средних предприятий. Их количество увеличилось по сравнению с 2019 г. на 6 ед. (на 8,2 %).
Рис. 3. Динамика налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в консолидированный бюджет российской федерации за 2017 – 2021 гг., тыс. Руб.
В период с 2017 по 2021 г. поступление налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличивалось. В 2021 г. их размер составил 12 495 788 тыс. руб., что в 2 раза превысило уровень 2017 г. (на 6 599 466 тыс. руб.).
Рис. 4. Структура налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в 2021 г., %
Наибольшие отчисления в общем объеме налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2021 г. пришлись на долю предприятий оптовой и розничной торговли, а также по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов (36 %), обрабатывающих производств (17,1 %) и строительства (13,9 %). За пятилетний период в сфере индивидуального предпринимательства произошло снижение количества занятых в ней физических лиц с 16 651 до 14 920 ед. (на 1 731 ед., или на 10,4 %). Для большей части предпринимателей в течение данного периода основным видом деятельности являлась оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. С 2017 по 2021 г. произошло существенное увеличение физических лиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, в таких сферах, как образование (на 72,2 %), деятельность в области информации и связи (на 46,3 %), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 38,6 %), строительство (на 19,1 %).
В 2022 г. в Республике Мордовия продолжилась активная регистрация физических лиц в качестве самозанятых. С 1 июля 2020 г. – с момента действия специального налогового режима – по 30 сентября 2022 г. их зарегистрировано 13 307 чел. План на 2022 г. составил 5 146 чел. Таким образом, он был перевыполнен более чем в два раза.
Одним из главных преимуществ такой тенденции для экономики стало снижение теневой занятости. Самозанятость также служит источником пополнения бюджета за счет сбора налогов, обеспечивает создание новых рабочих мест и сокращение затрат государства на выплату пособий по безработице. Сумма налоговых отчислений самозанятых граждан, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в 2021 г., составила 17 920,2 тыс. руб.
Следует подчеркнуть, что посредством получения статуса самозанятого все больше физических лиц стремятся начать свое дело и легализовать доход от работы на себя. При этом участие в программе позволяет гражданам защищать свои трудовые права и увеличить пенсионные накопления. Также стоит отметить, что одним из факторов снижения количества субъектов малого и среднего предпринимательства стал активный перевод малых предпринимателей в статус самозанятых.
В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» для предпринимателей, действующих свыше одного года, организовано оказание комплексных услуг: обеспечение участия в закупках; продвижение продукции на электронных торговых площадках (Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon и т.д.); участие в обучающей программе «Рост продаж на маркеплейсах»; регистрация товарного знака; разработка бизнес- плана; сертификация продовольственных товаров; участие в форуме «Территория бизнеса»; разработка фирменного стиля; предоставление доступа к платформе знаний и сервисов для бизнеса; курс по продвижению в сети интернет; контекстная реклама для субъектов МСП; SEO-продвижение в течение 2 месяцев для субъектов МСП; продвижение услуг (товаров) в социальных сетях; регистрация на платформе онлайн-продаж InSales; производство видеоконтента для продвижения услуг (товаров) субъектов МСП.
Благодаря отлаженному взаимодействию власти и бизнеса удается стабилизировать положение, совместно решая важные для экономики Мордовии задачи. Созданы новые рабочие места, увеличены налоговые поступления в бюджеты всех уровней, расширен ассортимент товаров и услуг, переориентированы цепочки экспорта, обновлен ряд мер государственной поддержки для действующего бизнеса, предоставляются комфортные условия для начинающих предпринимателей.
Библиографическая ссылка
Белякова А.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МСП // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21577 (дата обращения: 26.12.2024).