Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

1
1
Small and medium-sized businesses are becoming increasingly important in modern conditions of development of the domestic economy. In the light of the events related to the constant external sanctions pressure on our country, in the economic sphere, the tasks of import substitution, filling the market of food and industrial goods with domestically produced products, and ensuring independence from foreign suppliers are brought to the fore. Successful implementation of these tasks is impossible without the participation of small and medium-sized businesses. In this regard, the author of the article analyzes the dynamics of development and public administration in the field of small and medium-sized enterprises of the Republic of Mordovia.
entrepreneurship
small and medium-sized businesses
government regulation
revenue
lending
dynamics
taxes

Государственное управление – значение масштабнее, если сравнить с государственным регулированием. Государственное регулирование в основном взаимодействует с применением косвенных объектов управляющего влияния, т.е. налоговых, льготных и т.п., именуемых «экономических методов управления».

Государственное регулирование и поддержка имеет очень большую роль в формировании предпринимательства. Анализ нормативно-правовых актов в этой области с точки зрения их взаимодействия на построение предпринимательства в стране дает понять, что механизм государственного влияния применяет организационно–управленческие и экономические способы воздействия [1, с. 354].

 

Рис. 1. Динамика численности субъектов малого предпринимательства в Республике Мордовия, ед.

 

В 2021 г. в регионе действовало 20 141 малое предприятие, что превысило уровень 2020 г. на 395 ед. (на 2 %). Этот рост переломил трехлетнюю негативную тенденцию.

 

Рис. 2. Динамика численности субъектов среднего предпринимательства в Республике Мордовия, ед.

В Республике Мордовия в 2020 – 2021 гг. осуществляли деятельность 79 средних предприятий. Их количество увеличилось по сравнению с 2019 г. на 6 ед. (на 8,2 %).

 

Рис. 3. Динамика налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в консолидированный бюджет российской федерации за 2017 – 2021 гг., тыс. Руб.

В период с 2017 по 2021 г. поступление налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличивалось. В 2021 г. их размер составил 12 495 788 тыс. руб., что в 2 раза превысило уровень 2017 г. (на 6 599 466 тыс. руб.).

 

Рис. 4. Структура налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в 2021 г., %

Наибольшие отчисления в общем объеме налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2021 г. пришлись на долю предприятий оптовой и розничной торговли, а также по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов (36 %), обрабатывающих производств (17,1 %) и строительства (13,9 %). За пятилетний период в сфере индивидуального предпринимательства произошло снижение количества занятых в ней физических лиц с 16 651 до 14 920 ед. (на 1 731 ед., или на 10,4 %). Для большей части предпринимателей в течение данного периода основным видом деятельности являлась оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. С 2017 по 2021 г. произошло существенное увеличение физических лиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью, в таких сферах, как образование (на 72,2 %), деятельность в области информации и связи (на 46,3 %), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 38,6 %), строительство (на 19,1 %).

В 2022 г. в Республике Мордовия продолжилась активная регистрация физических лиц в качестве самозанятых. С 1 июля 2020 г. – с момента действия специального налогового режима – по 30 сентября 2022 г. их зарегистрировано 13 307 чел. План на 2022 г. составил 5 146 чел. Таким образом, он был перевыполнен более чем в два раза.

Одним из главных преимуществ такой тенденции для экономики стало снижение теневой занятости. Самозанятость также служит источником пополнения бюджета за счет сбора налогов, обеспечивает создание новых рабочих мест и сокращение затрат государства на выплату пособий по безработице. Сумма налоговых отчислений самозанятых граждан, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в 2021 г., составила 17 920,2 тыс. руб.

Следует подчеркнуть, что посредством получения статуса самозанятого все больше физических лиц стремятся начать свое дело и легализовать доход от работы на себя. При этом участие в программе позволяет гражданам защищать свои трудовые права и увеличить пенсионные накопления. Также стоит отметить, что одним из факторов снижения количества субъектов малого и среднего предпринимательства стал активный перевод малых предпринимателей в статус самозанятых.

В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» для предпринимателей, действующих свыше одного года, организовано оказание комплексных услуг: обеспечение участия в закупках; продвижение продукции на электронных торговых площадках (Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon и т.д.); участие в обучающей программе «Рост продаж на маркеплейсах»; регистрация товарного знака; разработка бизнес- плана; сертификация продовольственных товаров; участие в форуме «Территория бизнеса»; разработка фирменного стиля; предоставление доступа к платформе знаний и сервисов для бизнеса; курс по продвижению в сети интернет; контекстная реклама для субъектов МСП; SEO-продвижение в течение 2 месяцев для субъектов МСП; продвижение услуг (товаров) в социальных сетях; регистрация на платформе онлайн-продаж InSales; производство видеоконтента для продвижения услуг (товаров) субъектов МСП.

Благодаря отлаженному взаимодействию власти и бизнеса удается стабилизировать положение, совместно решая важные для экономики Мордовии задачи. Созданы новые рабочие места, увеличены налоговые поступления в бюджеты всех уровней, расширен ассортимент товаров и услуг, переориентированы цепочки экспорта, обновлен ряд мер государственной поддержки для действующего бизнеса, предоставляются комфортные условия для начинающих предпринимателей.