Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Мушарапова Д.Р. 1
1 Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: в статье раскрывается вопрос социальной коррекции интернет-зависимости студентов колледжа. Уточняется понятие социальной коррекции, перечисляются проблемы интернет-зависимости студентов колледжа. Представлены этапы социальной коррекции. Определены аспекты, на которые может быть направлена социальная коррекция. Предложены мероприятия социальной коррекции. На сегодняшний день интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Однако, несмотря на положительные факторы, которые приносит интернет-среда, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения.
студенты колледжа
интернет-зависимость
социальная коррекция
1. Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/06/2023/648b0a599a79475517072527 (дата обращения 09.02.2024).
2. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. В.И. Курбатова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 480 с.
3. Технология социальной работы: Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 448 с.
4. Янг, К.С. Диагноз – интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. 2000. № 2. - С. 24 – 28.

На сегодняшний день интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Однако, несмотря на положительные факторы, которые приносит интернет-среда, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Студенты являются наиболее уязвимой группой в области заявленной темы по следующим причинам:

- желания быстрее стать взрослым,

- отсутствия должного контроля со стороны взрослых,

- возникновения трудности в учебно-профессиональной деятельности,

- появления проблем общения со сверстниками, родными и взрослыми и др.

Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы интернет-зависимого поведения подростков и молодых людей. В рамках проекта Kids&Teens компания Mediascope в 2022 году изучила жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от четырех до семнадцати лет, проживающих в городах России с населением больше 100 тыс. человек. По данным исследования утверждается, что каждый восьмой россиянин пользуется возможностями виртуального пространства, у 92% подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже есть собственные смартфоны, 53% подростов являются активными пользователями социальных сетей [1].

К. Янг и И. Голдберг, считающиеся первыми исследователями в области интернет-зависимости, определили признаки ее сформированности [4]:

- увлеченность Интернетом;

- проблемы контроля времени;

- проблемы в области межличностных отношений;

- ложь по поводу времени, проведенного в Сети;

- попытки с помощью Интернета изменить свое настроение.

Современные условия жизни вынуждают молодое поколение обращаться к поиску средств, помогающих уходить от тяжелых переживаний за счет погружения в виртуальную жизнь, следствием чего становится распространение проблемы пристрастия к Интернету. Наиболее актуальна данная проблема для студенчества в связи с тем, что данная молодежная группа выступает активным субъектом социального взаимодействия.

Социальная коррекция, по мнению В.И. Курбатова, является той технологией, в рамках которой деятельность социального субъекта направлена на объект с целью исправления тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам [2].

Циткилов П.Я. определяет, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно-поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании [3].

Этапы социальной коррекции должны строиться в несколько этапов:

1) Диагностический этап должен быть направлен на диагностику личностных особенностей студентов, определения уровня тревожности, уровня склонности к девиантному поведению, определению интернет-зависимого поведения.

2) Просветительский этап должен быть направлен на расширение компетенций в таких областях, как культура межличностных отношений, навыки общения студентов, налаживание коммуникативных связей.

3) Формирующий этап дает возможность апробировать мероприятия по социальной коррекции интернет-зависимости студентов колледжа. На данном этапе осуществляется непосредственная практическая работа, которая сопровождается различными формами работы.

Социальная коррекция может быть направлена на следующие аспекты:

- снижение агрессивного поведения. Зачастую агрессия может быть признаком интернет-зависимости. Человек становится тревожным и старается уйти в «виртуальный мир», чтобы отстраниться от проблем.

- межличностные отношения. Студенты не видят положительного эффекта от коммуникации в социальной среде. Они не умеют общаться в реальности. Необходимо первостепенно донести информацию до студенческой молодежи о том, какие преимущество имеют межличностные отношения.

- развитие организаторских способностей. Каждый человек уникален, в том числе и ребенок подросткового возраста. Он должен развивать навыки в различных направлениях, в том числе и внутри коллектива.

В связи с этим могут проводиться следующие мероприятия в рамках социальной коррекции рассматриваемой проблемы:

1) Тренинговая работа по развития организаторских способностей и коммуникативных навыков, которая поможет студенту определить свои личностные качества, преимущества, ведущие направления работы.

2) Культурно-массовые мероприятия, которые будут давать возможность каждому студенту быть задействованным в работе.

3) Кейс-методы по решению ситуативных задач, в которых показать студентам, какие преимущества могут иметь организаторские навыки (в том числе и в их будущей профессиональной деятельности, в коллективе, в жизни).

Таким образом, социальная коррекция интернет-зависимости студентов колледжа должна проводиться систематически, вследствие чего может служить условием прекращения прогрессирования интернет-зависимости, так как способствует формированию у студентов осознанного отношения к использованию интернета.


Библиографическая ссылка

Мушарапова Д.Р. СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21479 (дата обращения: 15.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674