На сегодняшний день интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Однако, несмотря на положительные факторы, которые приносит интернет-среда, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Студенты являются наиболее уязвимой группой в области заявленной темы по следующим причинам:
- желания быстрее стать взрослым,
- отсутствия должного контроля со стороны взрослых,
- возникновения трудности в учебно-профессиональной деятельности,
- появления проблем общения со сверстниками, родными и взрослыми и др.
Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы интернет-зависимого поведения подростков и молодых людей. В рамках проекта Kids&Teens компания Mediascope в 2022 году изучила жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от четырех до семнадцати лет, проживающих в городах России с населением больше 100 тыс. человек. По данным исследования утверждается, что каждый восьмой россиянин пользуется возможностями виртуального пространства, у 92% подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже есть собственные смартфоны, 53% подростов являются активными пользователями социальных сетей [1].
К. Янг и И. Голдберг, считающиеся первыми исследователями в области интернет-зависимости, определили признаки ее сформированности [4]:
- увлеченность Интернетом;
- проблемы контроля времени;
- проблемы в области межличностных отношений;
- ложь по поводу времени, проведенного в Сети;
- попытки с помощью Интернета изменить свое настроение.
Современные условия жизни вынуждают молодое поколение обращаться к поиску средств, помогающих уходить от тяжелых переживаний за счет погружения в виртуальную жизнь, следствием чего становится распространение проблемы пристрастия к Интернету. Наиболее актуальна данная проблема для студенчества в связи с тем, что данная молодежная группа выступает активным субъектом социального взаимодействия.
Социальная коррекция, по мнению В.И. Курбатова, является той технологией, в рамках которой деятельность социального субъекта направлена на объект с целью исправления тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам [2].
Циткилов П.Я. определяет, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно-поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании [3].
Этапы социальной коррекции должны строиться в несколько этапов:
1) Диагностический этап должен быть направлен на диагностику личностных особенностей студентов, определения уровня тревожности, уровня склонности к девиантному поведению, определению интернет-зависимого поведения.
2) Просветительский этап должен быть направлен на расширение компетенций в таких областях, как культура межличностных отношений, навыки общения студентов, налаживание коммуникативных связей.
3) Формирующий этап дает возможность апробировать мероприятия по социальной коррекции интернет-зависимости студентов колледжа. На данном этапе осуществляется непосредственная практическая работа, которая сопровождается различными формами работы.
Социальная коррекция может быть направлена на следующие аспекты:
- снижение агрессивного поведения. Зачастую агрессия может быть признаком интернет-зависимости. Человек становится тревожным и старается уйти в «виртуальный мир», чтобы отстраниться от проблем.
- межличностные отношения. Студенты не видят положительного эффекта от коммуникации в социальной среде. Они не умеют общаться в реальности. Необходимо первостепенно донести информацию до студенческой молодежи о том, какие преимущество имеют межличностные отношения.
- развитие организаторских способностей. Каждый человек уникален, в том числе и ребенок подросткового возраста. Он должен развивать навыки в различных направлениях, в том числе и внутри коллектива.
В связи с этим могут проводиться следующие мероприятия в рамках социальной коррекции рассматриваемой проблемы:
1) Тренинговая работа по развития организаторских способностей и коммуникативных навыков, которая поможет студенту определить свои личностные качества, преимущества, ведущие направления работы.
2) Культурно-массовые мероприятия, которые будут давать возможность каждому студенту быть задействованным в работе.
3) Кейс-методы по решению ситуативных задач, в которых показать студентам, какие преимущества могут иметь организаторские навыки (в том числе и в их будущей профессиональной деятельности, в коллективе, в жизни).
Таким образом, социальная коррекция интернет-зависимости студентов колледжа должна проводиться систематически, вследствие чего может служить условием прекращения прогрессирования интернет-зависимости, так как способствует формированию у студентов осознанного отношения к использованию интернета.
Библиографическая ссылка
Мушарапова Д.Р. СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21479 (дата обращения: 26.12.2024).