Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL CORRECTION OF INTERNET ADDICTION IN COLLEGE STUDENTS

Musharapova D.R. 1
1 «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova
Abstract: the article reveals the issue of social correction of Internet addiction among college students. The concept of social correction is clarified and the problems of Internet addiction among college students are listed. The stages of social correction are presented. Aspects that can be targeted for social correction are identified. Social correction measures are proposed. Today, the Internet has become a powerful environmental factor, under the influence of which the personality of modern young people is formed. However, despite the positive factors that the Internet environment brings, the problem of Internet addictive behavior is becoming increasingly formalized.
college students
Internet addiction
social correction

На сегодняшний день интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Однако, несмотря на положительные факторы, которые приносит интернет-среда, становится все более оформленной проблема интернет-зависимого поведения. Студенты являются наиболее уязвимой группой в области заявленной темы по следующим причинам:

- желания быстрее стать взрослым,

- отсутствия должного контроля со стороны взрослых,

- возникновения трудности в учебно-профессиональной деятельности,

- появления проблем общения со сверстниками, родными и взрослыми и др.

Таким образом, можно говорить об актуальности проблемы интернет-зависимого поведения подростков и молодых людей. В рамках проекта Kids&Teens компания Mediascope в 2022 году изучила жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от четырех до семнадцати лет, проживающих в городах России с населением больше 100 тыс. человек. По данным исследования утверждается, что каждый восьмой россиянин пользуется возможностями виртуального пространства, у 92% подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже есть собственные смартфоны, 53% подростов являются активными пользователями социальных сетей [1].

К. Янг и И. Голдберг, считающиеся первыми исследователями в области интернет-зависимости, определили признаки ее сформированности [4]:

- увлеченность Интернетом;

- проблемы контроля времени;

- проблемы в области межличностных отношений;

- ложь по поводу времени, проведенного в Сети;

- попытки с помощью Интернета изменить свое настроение.

Современные условия жизни вынуждают молодое поколение обращаться к поиску средств, помогающих уходить от тяжелых переживаний за счет погружения в виртуальную жизнь, следствием чего становится распространение проблемы пристрастия к Интернету. Наиболее актуальна данная проблема для студенчества в связи с тем, что данная молодежная группа выступает активным субъектом социального взаимодействия.

Социальная коррекция, по мнению В.И. Курбатова, является той технологией, в рамках которой деятельность социального субъекта направлена на объект с целью исправления тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам [2].

Циткилов П.Я. определяет, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно-поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании [3].

Этапы социальной коррекции должны строиться в несколько этапов:

1) Диагностический этап должен быть направлен на диагностику личностных особенностей студентов, определения уровня тревожности, уровня склонности к девиантному поведению, определению интернет-зависимого поведения.

2) Просветительский этап должен быть направлен на расширение компетенций в таких областях, как культура межличностных отношений, навыки общения студентов, налаживание коммуникативных связей.

3) Формирующий этап дает возможность апробировать мероприятия по социальной коррекции интернет-зависимости студентов колледжа. На данном этапе осуществляется непосредственная практическая работа, которая сопровождается различными формами работы.

Социальная коррекция может быть направлена на следующие аспекты:

- снижение агрессивного поведения. Зачастую агрессия может быть признаком интернет-зависимости. Человек становится тревожным и старается уйти в «виртуальный мир», чтобы отстраниться от проблем.

- межличностные отношения. Студенты не видят положительного эффекта от коммуникации в социальной среде. Они не умеют общаться в реальности. Необходимо первостепенно донести информацию до студенческой молодежи о том, какие преимущество имеют межличностные отношения.

- развитие организаторских способностей. Каждый человек уникален, в том числе и ребенок подросткового возраста. Он должен развивать навыки в различных направлениях, в том числе и внутри коллектива.

В связи с этим могут проводиться следующие мероприятия в рамках социальной коррекции рассматриваемой проблемы:

1) Тренинговая работа по развития организаторских способностей и коммуникативных навыков, которая поможет студенту определить свои личностные качества, преимущества, ведущие направления работы.

2) Культурно-массовые мероприятия, которые будут давать возможность каждому студенту быть задействованным в работе.

3) Кейс-методы по решению ситуативных задач, в которых показать студентам, какие преимущества могут иметь организаторские навыки (в том числе и в их будущей профессиональной деятельности, в коллективе, в жизни).

Таким образом, социальная коррекция интернет-зависимости студентов колледжа должна проводиться систематически, вследствие чего может служить условием прекращения прогрессирования интернет-зависимости, так как способствует формированию у студентов осознанного отношения к использованию интернета.