Введение
Сегодня в системе дополнительного образования детей одной из актуальных проблем становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. Обращение к метапредметности является новым для дополнительного образования детей, хотя она зачастую заложена в саму природу тех программ, которые реализуются в данной сфере. Не случайно в Концепции развития дополнительного образования детей среди других требований к разработке и освоению современных дополнительных общеразвивающих программ заложена «ориентация на метапредметные и личностные результаты образования» [1].
Работая в начальной школе XXI в., педагоги часто сталкиваются с некоторыми проблемами, связанными с мотивацией обучающихся, их малой активностью, не умением применять полученные знания на практике. Исходя из этого в новых образовательных стандартах 3 поколения, появилось новое определения «метапредметность» и «метапредметые результаты».
Метапредметность – это особый способ подачи предметного учебного материала и особый способ его содержательной интеграции с другими предметами.
Метапредметные результаты – это ни что иное, как освоенные учащимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу целостной картины мира [2, 3].
Именно они и необходимы для того чтобы повысить качество знаний по предмету, создавать благоприятную атмосферу на уроках, а также мотивировать обучающихся на приобретение новых навыков и закрепление имеющихся, а также их применению в жизни. Такое обучение позволяет овладеть многими компонентами учебной деятельности [4].
Понятие «мета» было ввведено еще очень давно в 4 в. до н.э. Аристотелем. А сами понятия «метапредмет» и «метапредметность» смог вывести из его работ Андроник Родосский (рис. 1).
Аристотель Родосский А.
Рис. 1- Древнегреческие философы.
В отечественной педагогике уже более 20 лет А. В. Хуторской в своей научной школе проектируется и реализуется учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметную образовательную деятельность, в основе которой заложен принцип человекосообразности [5].
Задача современной образовательной системы – формирование совокупности «универсальных учебных действий», создающее условия для «умения учиться».
Рис. 2 – Универсальные учебные действия
В широком смысле «умение учиться», путем это способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [6].
Цель исследования
Выявить и обобщить информацию об уровне сформированности метапредметных результатов у обучающихся 4 класса Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Школа №7» г. Ростова – на – Дону.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 24 обучающихся с различным уровнем подготовленности. Нами был разработан контрольно – измерительный материал (тест) состоящий 3 вариантов, в каждом было 24 задания с выбором единственного верного варианта ответа. Апробация теста по дисциплине «Математика» проводилась 15 декабря 2022 года на базе МБОУ «Школа №7» на обучающихся 4 класса. Результаты тестирования обучающиеся внесеносили в специальные стандартизированные бланки ответов (рис.2) для дальнейшей проверки специализированной машиной.
Рис. 3 - Стандартизированные бланки.
Проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения математики, сформулированных в стандарте. Изучение математики в начальной школе направлено на математическое развитие младшего школьника, освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основной целью работы является проверка и оценка способности обучающихся 4 класса по окончанию 1 полугодия применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.
Материалы тестирования прошли автоматизированную обработку (сканирование, верификацию и проверку по ключам) (рис 3).
Рис.4 – Схема обработки бланков.
Следующим этапом на основе протоколов для обработки результатов тестирования, происходит построение дихотомической матрицы в программе «Блокнот», где интерпретируются результаты в числовое выражение, представленное в форме 0 и 1 (рис. 4).
Рис. 5 – Пример построения матрицы
Далее сотрудниками кафедры «Педагогические измерения» ДГТУ был сформирован протокол проверки результатов. В общем протоколе указан первичный балл студентов, процент верных ответов.
Результаты исследования и их обсуждение
Матрица обработана с помощью алгоритма программно-инструментального комплекса – Max. Probability (PRIll), который не только анализирует матрицу, но и автоматизировано вычисляет многие психометрические характеристики заданий теста, строит гистограммы, информационные кривые, характеристические кривые по заданиям и участникам. А также формируется общая статистика успешности испытуемых и свойств заданий.
Далее представлена расширенная общая гистограмма результатов тестирования: достижения испытуемых и уровни трудности заданий теста (рис. 5).
Рис. 6 – Пример построения матрицы
С помощью программы RILP-1 мы получили характеристические кривые для анализа уровня подготовленности испытуемых по каждому отдельному заданию. Вероятность правильно выполненных обучающимися различных по трудности заданий представляет собой убывающую функцию переменной и говорит о том, что с увеличением трудности заданий уменьшается вероятность его выполнения. График характеристических кривых по всем участникам тестирования (рис.4).
Рис. 7– Информационные кривые подготовленности испытуемых.
Выводы или заключение
Следовательно, можно сказать, что разработка и применение диагностической работы по дисциплине «Математика» является хорошим инструментом для оценки качества подготовки обучающихся 4 класса начального общего образования как промежуточная оценка освоения курса. В то же время тест требует небольшого улучшения, усложнения нескольких задач для данной целевой аудитории. В целом этот инструмент можно использовать для диагностики знаний обучающихся, так как он позволяет дифференцировать их по уровню подготовки, а также создается в соответствии с планом работы и учебным планом преподавателя.
Библиографическая ссылка
Ищенко К.С. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21318 (дата обращения: 08.12.2024).