Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MODELING OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS ASSESSMENT OF META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Ischenko K.S. 1
1 Don state technical University (DSTU)
In this article, we propose to consider the modeling of a system of continuous assessment of meta-subject learning outcomes of primary school students. And also to analyze the results of the younger students of the 4th grade from the Municipal Budgetary Educational Institution "School No. 7" of Rostov–on-Don identified with the help of specially developed control and measuring materials (test) in the discipline "Mathematics" to determine the level of formation of meta–subject results. As a result of the study, characteristic curves were obtained to analyze the level of readiness of the subjects for each specific task. The results obtained show that, in general, the test did not fully correspond to the actual level of preparedness of the subjects in this subject area, their preparedness turned out to be significantly higher. The use of these data will help to adjust the assessment apparatus, as well as make it possible to eliminate gaps in the knowledge of students and to form the ability to apply in life and tasks control and measuring materials of knowledge, skills and abilities acquired in the classroom during lessons.
keywords: meta-subject
meta-subject results
knowledge
skills
skills

Введение

Сегодня в системе дополнительного образования детей одной из актуальных проблем становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. Обращение к метапредметности является новым для дополнительного образования детей, хотя она зачастую заложена в саму природу тех программ, которые реализуются в данной сфере. Не случайно в Концепции развития дополнительного образования детей среди других требований к разработке и освоению современных дополнительных общеразвивающих программ заложена «ориентация на метапредметные и личностные результаты образования» [1].

Работая в начальной школе XXI в., педагоги часто сталкиваются с некоторыми проблемами, связанными с мотивацией обучающихся, их малой активностью, не умением применять полученные знания на практике. Исходя из этого в новых образовательных стандартах 3 поколения, появилось новое определения «метапредметность» и «метапредметые результаты».

Метапредметность – это особый способ подачи предметного учебного материала и особый способ его содержательной интеграции с другими предметами.

Метапредметные результаты – это ни что иное, как освоенные учащимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу целостной картины мира [2, 3].

Именно они и необходимы для того чтобы повысить качество знаний по предмету, создавать благоприятную атмосферу на уроках, а также мотивировать обучающихся на приобретение новых навыков и закрепление имеющихся, а также их применению в жизни. Такое обучение позволяет овладеть многими компонентами учебной деятельности [4].

Понятие «мета» было ввведено еще очень давно в 4 в. до н.э. Аристотелем. А сами понятия «метапредмет» и «метапредметность» смог вывести из его работ Андроник Родосский (рис. 1).

 

 Аристотель - Психологос                       Андроник Родосский - Картинка 207776-10

                       Аристотель                                                    Родосский А.

Рис. 1- Древнегреческие философы.

В отечественной педагогике уже более 20 лет А. В. Хуторской в своей научной школе проектируется и реализуется учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметную образовательную деятельность, в основе которой заложен принцип человекосообразности [5].

Задача современной образовательной системы – формирование совокупности «универсальных учебных действий», создающее условия для «умения учиться».

https://fs.znanio.ru/d5af0e/0a/55/0a85f37ce4d9ce41334b5262fe185522fd.jpg

Рис. 2 – Универсальные учебные действия

В широком смысле «умение учиться», путем это способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [6].

Цель исследования

Выявить и обобщить информацию об уровне сформированности метапредметных результатов у обучающихся 4 класса Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Школа №7» г. Ростова – на – Дону.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 24 обучающихся с различным уровнем подготовленности. Нами был разработан контрольно – измерительный материал (тест) состоящий 3 вариантов, в каждом было 24 задания с выбором единственного верного варианта ответа. Апробация теста по дисциплине «Математика» проводилась 15 декабря 2022 года на базе МБОУ «Школа №7» на обучающихся 4 класса. Результаты тестирования обучающиеся внесеносили в специальные стандартизированные бланки ответов (рис.2) для дальнейшей проверки специализированной машиной.

https://100-bal.ru/pars_docs/refs/3/2249/2249_html_m6dd648a7.jpg

Рис. 3 - Стандартизированные бланки.

Проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения математики, сформулированных в стандарте. Изучение математики в начальной школе направлено на математическое развитие младшего школьника, освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основной целью работы является проверка и оценка способности обучающихся 4 класса по окончанию 1 полугодия применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.

Материалы тестирования прошли автоматизированную обработку (сканирование, верификацию и проверку по ключам) (рис 3).

 

http://images.myshared.ru/6/668024/slide_52.jpg

Рис.4 – Схема обработки бланков.

Следующим этапом на основе протоколов для обработки результатов тестирования, происходит построение дихотомической матрицы в программе «Блокнот», где интерпретируются результаты в числовое выражение, представленное в форме 0 и 1 (рис. 4).

Рис. 5 – Пример построения матрицы

Далее сотрудниками кафедры «Педагогические измерения» ДГТУ был сформирован протокол проверки результатов. В общем протоколе указан первичный балл студентов, процент верных ответов.

Результаты исследования и их обсуждение

Матрица обработана с помощью алгоритма программно-инструментального комплекса – Max. Probability (PRIll), который не только анализирует матрицу, но и автоматизировано вычисляет многие психометрические характеристики заданий теста, строит гистограммы, информационные кривые, характеристические кривые по заданиям и участникам. А также формируется общая статистика успешности испытуемых и свойств заданий.

Далее представлена расширенная общая гистограмма результатов тестирования: достижения испытуемых и уровни трудности заданий теста (рис. 5).

Рис. 6 – Пример построения матрицы

С помощью программы RILP-1 мы получили характеристические кривые для анализа уровня подготовленности испытуемых по каждому отдельному заданию. Вероятность правильно выполненных обучающимися различных по трудности заданий представляет собой убывающую функцию переменной и говорит о том, что с увеличением трудности заданий уменьшается вероятность его выполнения. График характеристических кривых по всем участникам тестирования (рис.4).

Рис. 7– Информационные кривые подготовленности испытуемых.

Выводы или заключение

Следовательно, можно сказать, что разработка и применение диагностической работы по дисциплине «Математика» является хорошим инструментом для оценки качества подготовки обучающихся 4 класса начального общего образования как промежуточная оценка освоения курса. В то же время тест требует небольшого улучшения, усложнения нескольких задач для данной целевой аудитории. В целом этот инструмент можно использовать для диагностики знаний обучающихся, так как он позволяет дифференцировать их по уровню подготовки, а также создается в соответствии с планом работы и учебным планом преподавателя.