Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Щебетюк Н.А. 1
1 ФГАО СВФУ им. М.К. Аммосова
1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Тверь, 2002. - 48 с..
2. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая подготовительная группы [Текст]:/Г.И. Анисимова.-Ярославль: Акдемия, 2005.- 96с
4.Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]:/ Н. А.Ветлугина, А. В. Кенеман. – М.: Изд-во Просвещение, 2008.-36с.
5. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка [Текст]: / Л.С. Выготский,М.: Просвещение. - 2000. - 512 с.
6. Глазова, О.Ю. Музыкакально-дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: / О.Ю. Глазова// Музыкальный руководитель. -2013. -№66.-Режим доступа: http://nsportal.ru/detksiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/01
7. Груздова, И.В. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования. Статья первая [Текст]:/ И.В. Груздова // Дошкольное образование. 2011.- 79-88с.

Развитие музыкальных способностей как информирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания и сказал «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого не возможного представить полноценного воспитания». Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и радостно участвовать в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, музыкально ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактических играх.

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей, игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение, самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Объект исследования: процесс развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: цикл музыкально - дидактических игр в развитии ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить эффективность цикла занятий с использованием музыкально-дидактических игр по развитию ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что если целенаправленно применять цикл музыкально - дидактических игр, то развитие ритмического слуха у детей будет проходить более эффективно если:

-Использовать различные формы деятельности, направленных на развитие ритмического слуха.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
  2. Выявить уровень развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать цикл занятий с использованием. музыкально-дидактических игр для развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста;
  4. Провести сравнительный анализ результатов по развитию ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста;

Методы исследования: для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (наблюдение), педагогический эксперимент, метод математической обработке результатов.

Теоретическую значимость работы составляют труды таких авторов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: по педагогическим условиям эстетического развития детей средствами музыки Н.А. Ветлугина, Т.Э. Тютюнниковой, Н.А. Метлова Б.М. Теплова, по изучению ритма в процессе восприятия и осмысления музыки О. П. Радынова. И др.

Практическая значимость состоит в том, что нами составленный цикл занятий с использованием музыкально-дидактических игр, способствующая развитию ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в своей деятельности воспитателями, музыкальными руководителями, студентами в педагогической практике.

Организация исследования:

Данное исследование проводилось в три этапа. Задачи каждого этапа были направлены на достижение общей цели исследования.

На первом, подготовительном этапе исследования была проведена работа по изучению проблем развития ритмического слуха в психолого-педагогической литературе, рассмотрены особенности развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

На втором - основном этапе был исследован педагогический опыт, который заключался, апробации и определении эффективности программы развивающей работы по коррекции нарушений ритмического слуха.

Последний этап исследования – заключительный был посвящён аналитическому обобщению педагогического опыта. Опытно – экспериментальная работа заключалась в апробации разработанного цикла занятий по развитию ритмического слуха с использованием музыкально-дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста. Для проверки эффективности составленных занятий было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе было проведено исследование развития ритмического слуха в контрольной и экспериментальной группах. В результате проведенного исследования было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы не имеют значимых различий. На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была реализована система занятий с использованием музыкально-дидактических игр.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное исследование развития ритмического слуха дошкольников контрольной и экспериментальной групп, что и на формирующем этапе. По результатам контрольного обследования данные изменились и мы наблюдали, что дети экспериментальной группы усвоили материал лучше, чем дети из контрольной группы. Таким образом, мы можем утверждать, что разработанная нами система занятий с использованием музыкально-дидактических игр является эффективной в развитии ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста. В рамках реализации поставленных задач нами были изучены и обобщены данные педагогической литературы по проблеме исследования ритмического слуха. В результате чего было установлено, что в последние годы активизировался интерес к изучению данной темы, так как психологи и педагоги образовательных учреждений всё чаще стали отмечать значительный рост числа детей развития ритмического слуха. Разработанная в ходе настоящего исследования система занятий основана на выявленной зависимости развитием ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, по нашему мнению, цель исследования достигнута. Выявление эффективности разработанного нами цикла занятий с использованием музыкально- дидактических игр для развития ритмического слуха для детей старшего дошкольного возраста и проведенная нами работа дала положительные результаты, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.


Библиографическая ссылка

Щебетюк Н.А., Иванова М.К. РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21240 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674