Развитие музыкальных способностей как информирование основ музыкальной культуры начинается в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания и сказал «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого не возможного представить полноценного воспитания». Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и радостно участвовать в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, музыкально ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактических играх.
Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей, игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение, самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Объект исследования: процесс развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: цикл музыкально - дидактических игр в развитии ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить эффективность цикла занятий с использованием музыкально-дидактических игр по развитию ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что если целенаправленно применять цикл музыкально - дидактических игр, то развитие ритмического слуха у детей будет проходить более эффективно если:
-Использовать различные формы деятельности, направленных на развитие ритмического слуха.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- Выявить уровень развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать цикл занятий с использованием. музыкально-дидактических игр для развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста;
- Провести сравнительный анализ результатов по развитию ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста;
Методы исследования: для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (наблюдение), педагогический эксперимент, метод математической обработке результатов.
Теоретическую значимость работы составляют труды таких авторов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: по педагогическим условиям эстетического развития детей средствами музыки Н.А. Ветлугина, Т.Э. Тютюнниковой, Н.А. Метлова Б.М. Теплова, по изучению ритма в процессе восприятия и осмысления музыки О. П. Радынова. И др.
Практическая значимость состоит в том, что нами составленный цикл занятий с использованием музыкально-дидактических игр, способствующая развитию ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста может быть использована в своей деятельности воспитателями, музыкальными руководителями, студентами в педагогической практике.
Организация исследования:
Данное исследование проводилось в три этапа. Задачи каждого этапа были направлены на достижение общей цели исследования.
На первом, подготовительном этапе исследования была проведена работа по изучению проблем развития ритмического слуха в психолого-педагогической литературе, рассмотрены особенности развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
На втором - основном этапе был исследован педагогический опыт, который заключался, апробации и определении эффективности программы развивающей работы по коррекции нарушений ритмического слуха.
Последний этап исследования – заключительный был посвящён аналитическому обобщению педагогического опыта. Опытно – экспериментальная работа заключалась в апробации разработанного цикла занятий по развитию ритмического слуха с использованием музыкально-дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста. Для проверки эффективности составленных занятий было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе было проведено исследование развития ритмического слуха в контрольной и экспериментальной группах. В результате проведенного исследования было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы не имеют значимых различий. На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была реализована система занятий с использованием музыкально-дидактических игр.
На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное исследование развития ритмического слуха дошкольников контрольной и экспериментальной групп, что и на формирующем этапе. По результатам контрольного обследования данные изменились и мы наблюдали, что дети экспериментальной группы усвоили материал лучше, чем дети из контрольной группы. Таким образом, мы можем утверждать, что разработанная нами система занятий с использованием музыкально-дидактических игр является эффективной в развитии ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста. В рамках реализации поставленных задач нами были изучены и обобщены данные педагогической литературы по проблеме исследования ритмического слуха. В результате чего было установлено, что в последние годы активизировался интерес к изучению данной темы, так как психологи и педагоги образовательных учреждений всё чаще стали отмечать значительный рост числа детей развития ритмического слуха. Разработанная в ходе настоящего исследования система занятий основана на выявленной зависимости развитием ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, по нашему мнению, цель исследования достигнута. Выявление эффективности разработанного нами цикла занятий с использованием музыкально- дидактических игр для развития ритмического слуха для детей старшего дошкольного возраста и проведенная нами работа дала положительные результаты, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.