Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ

Ямгурсина А.И. 1 Курамшина Н.Г. 1
1 Уфимский университет науки и технологий
В статье рассмотрена система экологического мониторинга качества воздуха,на основание нормирования выбросов в Российской Федерации и значение для экологии. «Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных». Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу для здоровья людей и окружающей среды в целом. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Качество атмосферного воздуха в городах многих стран – одна из наиболее острых экологических проблем современности. Ухудшение состояния воздушного бассейна городов, обусловленное выбросами энергетики, промышленности и транспортным комплексом, оказывает негативное воздействие как на здоровье населения, так и на окружающую среду в целом. Качество компонентов окружающей среды оценивается по данным мониторинга, осуществляемого в рамках государственного экологического мониторинга. В связи с этим существует необходимость проведения постоянного контроля качества атмосферного воздуха.Приведены примеры, использования нормирования выбросов для борьбы с загрязнением окружающей среды. Предлагаются варианты совершенствования использования нормирования выбросов для предотвращения экологического кризиса.
мониторинг
нормирование
выбросы
окружающая среда
загрязнение воздуха
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ) // Собрании законодательства РФ. 2002. № 2, ст. 133.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 25.11.2022).
2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.11.2022).
3. Федеральный закон от «Об охране атмосферного воздуха" 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Статья 23 Мониторинг атмосферного воздуха.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22971/e8bf0fccee07aadb75fce03fd56f092247eab694/
4. Волкодаева М.В., Канчан Я.С. Тенденции и перспективы развития комплексных расчетов показателей воздействия выбросов в атмосферный воздух // Проблемы региональной экологии. – 2018. – № 6. – С. 127–131.
5. Пешков Ю.В. Система государственного мониторинга состояния и загрязнения атмосферного воздуха, Санкт-Петербург, 2020 г. – 146 с.
6. Сабирова З.Ф., Винокуров М.В. Актуальные проблемы оценки риска для здоровья населения при обосновании размера санитарно-защитной зоны предприятий. – 2019. – Т. 59, № 5. – С. 18–22.
7. Экологический мониторинг. Методы и средства. Учебное пособие. А.К. Муртазов; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань, 2021. – 146 с.
8. Мазулина, О. В. Экологический мониторинг атмосферного воздуха / О. В. Мазулина, Я. А. Полонский // Инновации в науке. – 2012. – № 9. – С. 31-36. – EDN PBTFGX.Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 2019. – 560 с.
9. О.П.Шариковой, н.с. А.Ф.Ануфриевой, гл.спец. И.Г.Гуревичем, зам.зав. ОМИХСА К.В.Иванченко, с.н.с. Е.В.Ковачевой, вед. метеорологом О.Г.Козловой, аэрохимикомВ.И.Панасенко, гл.спец. Д.В. Поповой, гл.спец. А.В.Степаковым, м.н.с. А.А.Успенским, с.н.с. И.С.Яновским и зав. ОМИХСА И.В.Смирновой (ред.) // Обзор состояния работ по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха в 2021 году // Методическое письмо [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Федеральная Служба По Гидрометеорологии (Tver.Ru)

Введение

Цель исследования: изучить мониторинг загрязнения воздуха как инструмент оценки эффективности нормирования выбросов.

Материал исследования: статистические данные и нормативные документы по теме исследования.

Методы исследования: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение.

Качество атмосферного воздуха в России – одна из наиболее острых экологических проблем. Состояния воздушного бассейна городов, обусловленное выбросами энергетики, промышленности и транспортным комплексом, оказывает негативное воздействие на здоровье населения и окружающую среду в целом [8, c. 560]. Качество компонентов окружающей среды оценивается по данным мониторинга, осуществляемого в рамках государственного экологического мониторинга. В связи с этим существует необходимость проведения постоянного контроля качества атмосферного воздуха [7, c. 146].

В настоящее время на территории большинства городов РФ ведется мониторинг атмосферного воздуха. Регулярная сеть государственной службы мониторинга загрязнения атмосферы на территории Российской Федерации в 2021 г. составляла 620 стационарных постов наблюдений загрязнения атмосферы, число контролируемых городов 221. В зависимости от объемов работ в УГМС контролируются до 34 примесей[4, c. 127]].

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей природной среды определен как государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной деятельности, созданная в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и/или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды [1].

Исследования воздуха регулируются законом РФ “Об охране атмосферного воздуха”. Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», вода, земля, воздух не должны быть средством биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека [2]. Объективная оценка уровня загрязнения атмосферы является актуальной задачей: она необходима при выборе мероприятий по охране воздушной среды, при планировании жилищного и промышленного строительства, при установлении для городских предприятий предельно допустимых выбросов, при организации мониторинга атмосферы [9].

В 2021 г. наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводились в 251 городе на 692 пунктах, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполнялись в 221 городе на 620 пунктах.

Динамика выбросов диоксида серы в Китае, Беларуси и России. Выбросы сокращаются во всех трёх странах, однако сокращение выбросов в Китае и Беларуси идёт намного быстрее, чем в РФ (рис. 1).

С 2004 г. Беларусь и Китай сократили выбросы диоксида серы на 45 и почти 60% соответственно, а Россия—только на 15%, причём в последние пять лет (2013–2017 гг.) только в России сокращение прекратилось [6, c 18].

Рисунок 1 – Сравнение выбросов диоксида серы от стационарных источников в Китае, России и Беларуси.

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории РФ в2021 г. 22 млн тонн. Улавливание и обезвреживание загрязняющих веществ составило около 46 748,7 тыс. тонн (73,3%). В целом динамика объемов выбросов загрязняющих веществ в период с 2015 по 2021 гг. не демонстрирует положительную динамику (рис.2).

Рисунок 2 – Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2015-2021 гг. в РФ, тыс. тонн

С 2015 года объем выбросов, а с 2018 по 2021 наблюдается резкий снижение выбросов (рис. 2).

Рисунок 3 – Динамика промышленные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу РФ, млн тонн

В 2020 году в результате снижения производственной активности, вызванного пандемией коронавируса, промышленные выбросы в атмосферу сократились до минимума в 16,95 млн тонн. Однако в 2021 году, когда экономика начала бурное восстановление, выбросы вредных веществ со стороны предприятий выросли на 1,5%, до 17,21 млн тонн, практически вернувшись на допандемийный уровень (17,3 млн тонн в 2019 году).

Однако за последние 8 лет уровень промышленных выбросов достаточно стабилен и от года к году варьируется в пределах 1-2%.

Состав промышленных выбросов в 2021 г. приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Состав промышленных выбросов в РФ за 2021 г.

Выводы

Таким образом, в ходе изучения данных684пунктов наблюдений свидетельствуют, что в134городах с общей численностью населения около53миллионов человек за год средняя концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ в воздухе кратно превышает безопасный уровень — величину предельно допустимой концентрации.

Мониторинг атмосферного воздуха помогает при нормировании контролировать состояние окружающей среды и деятельность источников загрязнения. Если количество вредных веществ в окружающей среде превышает допустимые нормы, сразу же начинаются поиски и определяются источники загрязнения, предпринимаются меры по устранению нарушений или сдерживанию отравления воздуха.

Нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ способствует обеспечению экологической безопасности в стране и мире. Существуют как национальные нормативы, так и международные установленные нормы, и стандарты. В правовом механизме защиты окружающей среды существуют две основные разновидности экологического нормирования: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Для более эффективного обеспечения благоприятной окружающей среды, необходимо создать единую информационную базу с экологическими нормативами, благодаря чему увеличится эффективность поддержания благоприятной природы и за счет создания единого информационного центра специалистов по определению экологических нормативов. Важно не только устанавливать нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, но и создать эффективное снижение вредного воздействия на природу.

Необходимо придавать большее значение нормированию выбросов и сборов веществ, которые загрязняют окружающую среду.


Библиографическая ссылка

Ямгурсина А.И., Курамшина Н.Г. МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21091 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674