Введение
Цель исследования: изучить мониторинг загрязнения воздуха как инструмент оценки эффективности нормирования выбросов.
Материал исследования: статистические данные и нормативные документы по теме исследования.
Методы исследования: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение.
Качество атмосферного воздуха в России – одна из наиболее острых экологических проблем. Состояния воздушного бассейна городов, обусловленное выбросами энергетики, промышленности и транспортным комплексом, оказывает негативное воздействие на здоровье населения и окружающую среду в целом [8, c. 560]. Качество компонентов окружающей среды оценивается по данным мониторинга, осуществляемого в рамках государственного экологического мониторинга. В связи с этим существует необходимость проведения постоянного контроля качества атмосферного воздуха [7, c. 146].
В настоящее время на территории большинства городов РФ ведется мониторинг атмосферного воздуха. Регулярная сеть государственной службы мониторинга загрязнения атмосферы на территории Российской Федерации в 2021 г. составляла 620 стационарных постов наблюдений загрязнения атмосферы, число контролируемых городов 221. В зависимости от объемов работ в УГМС контролируются до 34 примесей[4, c. 127]].
В Законе РФ «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей природной среды определен как государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной деятельности, созданная в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и/или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды [1].
Исследования воздуха регулируются законом РФ “Об охране атмосферного воздуха”. Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», вода, земля, воздух не должны быть средством биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека [2]. Объективная оценка уровня загрязнения атмосферы является актуальной задачей: она необходима при выборе мероприятий по охране воздушной среды, при планировании жилищного и промышленного строительства, при установлении для городских предприятий предельно допустимых выбросов, при организации мониторинга атмосферы [9].
В 2021 г. наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводились в 251 городе на 692 пунктах, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполнялись в 221 городе на 620 пунктах.
Динамика выбросов диоксида серы в Китае, Беларуси и России. Выбросы сокращаются во всех трёх странах, однако сокращение выбросов в Китае и Беларуси идёт намного быстрее, чем в РФ (рис. 1).
С 2004 г. Беларусь и Китай сократили выбросы диоксида серы на 45 и почти 60% соответственно, а Россия—только на 15%, причём в последние пять лет (2013–2017 гг.) только в России сокращение прекратилось [6, c 18].
Рисунок 1 – Сравнение выбросов диоксида серы от стационарных источников в Китае, России и Беларуси.
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории РФ в2021 г. 22 млн тонн. Улавливание и обезвреживание загрязняющих веществ составило около 46 748,7 тыс. тонн (73,3%). В целом динамика объемов выбросов загрязняющих веществ в период с 2015 по 2021 гг. не демонстрирует положительную динамику (рис.2).
Рисунок 2 – Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2015-2021 гг. в РФ, тыс. тонн
С 2015 года объем выбросов, а с 2018 по 2021 наблюдается резкий снижение выбросов (рис. 2).
Рисунок 3 – Динамика промышленные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу РФ, млн тонн
В 2020 году в результате снижения производственной активности, вызванного пандемией коронавируса, промышленные выбросы в атмосферу сократились до минимума в 16,95 млн тонн. Однако в 2021 году, когда экономика начала бурное восстановление, выбросы вредных веществ со стороны предприятий выросли на 1,5%, до 17,21 млн тонн, практически вернувшись на допандемийный уровень (17,3 млн тонн в 2019 году).
Однако за последние 8 лет уровень промышленных выбросов достаточно стабилен и от года к году варьируется в пределах 1-2%.
Состав промышленных выбросов в 2021 г. приведен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Состав промышленных выбросов в РФ за 2021 г.
Выводы
Таким образом, в ходе изучения данных684пунктов наблюдений свидетельствуют, что в134городах с общей численностью населения около53миллионов человек за год средняя концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ в воздухе кратно превышает безопасный уровень — величину предельно допустимой концентрации.
Мониторинг атмосферного воздуха помогает при нормировании контролировать состояние окружающей среды и деятельность источников загрязнения. Если количество вредных веществ в окружающей среде превышает допустимые нормы, сразу же начинаются поиски и определяются источники загрязнения, предпринимаются меры по устранению нарушений или сдерживанию отравления воздуха.
Нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ способствует обеспечению экологической безопасности в стране и мире. Существуют как национальные нормативы, так и международные установленные нормы, и стандарты. В правовом механизме защиты окружающей среды существуют две основные разновидности экологического нормирования: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Для более эффективного обеспечения благоприятной окружающей среды, необходимо создать единую информационную базу с экологическими нормативами, благодаря чему увеличится эффективность поддержания благоприятной природы и за счет создания единого информационного центра специалистов по определению экологических нормативов. Важно не только устанавливать нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, но и создать эффективное снижение вредного воздействия на природу.
Необходимо придавать большее значение нормированию выбросов и сборов веществ, которые загрязняют окружающую среду.