Одна из наиболее актуальных проблем современного мира - это осведомленность молодежи в современных методах контрацепции, их использование для обеспечения безопасности прежде всего своего репродуктивного здоровья. [3]. Данная проблема достаточно обширна и включает в себя осложнения после искусственного прерывания беременности (кровотечение, бесплодие и т.д.), крайне опасные последствия нежелательной беременности в случае ее прерывания в немедицинских условиях, что имеет ряд опасных для жизни исходов (перфорация матки и кровотечение, геморрагический шок, нарушение менструальной функции), попытки медикаментозного аборта с использованием токсических доз фармакологических веществ, и т.д. [2]. Исходя из этого, представляется крайне важным профилактика незапланированной беременности посредством распространения сведений о контрацепции, принципах выбора метода, консультирования по вопросам планирования семьи; все это нужно для минимизации абортов, профилактики развития как женского, так и мужского бесплодия и предупреждения распространения заболеваний, передающихся половым путём среди будущих врачей. [1] Студенты медицинского университета особенно хорошо должны быть информированы в вопросах контрацепции и планирования семьи, им необходимо разбираться в преимуществах различных методов контрацепции [5].
Цель исследования - уровень использования методов контрацепции студентов старших курсов медицинского университета.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е.А. Вагнера. Было проведено анкетирование 100 студентов 4, 5 и 6 курса, были сформированы 2 группы по 50 участников (50 девушек и 50 юношей). Средний возраст респондентов составил 22±1,8 года. Опрос проводился анонимно по специально разработанной анкете. Условиями включения в исследование было добровольное согласие респондентов на участие в опросе, условиями исключения - отсутствие половой жизни.
Результаты исследования. Все участники исследования отметили, что в 100% применяют методы контрацепции, при этом, среди анкетированных отмечается применение разных видов контрацепции. Результаты опроса распределились следующим образом: барьерный метод (мужской презерватив) применяют 46% девушек и 68% юношей, при этом гормональные контрацептивы (ГК) используют 37% женщин и 12% партнерши юношей; в 16% случаях девушки отметили применение прерывание полового акта и в 10% данный метод контрацепции используют юноши; надо отметить, что самим не популярным методом контрацепции среди студентов оказался календарный метод - в 4% ее применяют девушки и в 10% случаев юноши.
Для более чем 1/3 опрошенных девушек популярным методом контрацепции оказалась – гормональная; далее участницам настоящего исследования предлагалось выбрать виды гормональных препаратов, которые они используют. Результаты показали, что среди девушек в 34% случаев отмечено применение комбинированных оральных гормональных контрацептивов (КОК), а в 3% используется гормональное влагалищное кольцо. Таким образом, среди групп девушек, которые пользуются гормональными контрацептивами, большинство всё-таки предпочитают КОК.
Нами также проведена оценка отношение студенток медицинского университета влияния ГК на организм. Итоги показали, что в 38% случаев девушки считают, что ГК оказывают нейтральное влияние на организм и их можно использовать длительно в зависимости от необходимости в контрацепции, 26% отметили положительные, дополнительные эффекты ГК, что кроме контрацептивного эффекта данный метод имеет ряд положительных эффектов на кожу, на объем менструальных выделений и из-за этого фактора можно их использовать длительное время, в то же время 36% опрошенных считают, что ГК оказывают больше отрицательного влияния на организм, чем пользу и пока не готовы их использовать или рекомендовать другим. [4]
Среди юношей самим популярным методом предохранения от нежелательной беременности оказался мужской презерватив. Ответы респондентов на вопрос в анкете «почему частым методом контрацепции у вас выступает презерватив?» распределились следующим образом: в 43% случаев юноши считают, что данный метод позволяет им защищаться от инфекций предающихся половым путем, в 31% случаев – данный метод выбирается из-за низкой себестоимости медицинского средства, а в 26% случаев – опрошенные отметили что «больше доверяют данному методу контрацепции чем остальным».
Что касается использования «двойной защиты» (применении для контрацепции презерватива и ГК одновременно), результаты исследования в группах девушек и юношей распределились следующим образом: юноши в 42% случаев используют данный метод и в 58% - не видят в этом необходимости; в группе девушек в 46% случаев применяется «двойная защита», но в 54% - не видят в этом необходимости. Результаты опроса почему «двойная защита» используется ими - респонденты ответили следующим образом: в 50% случаев юноши отметили что, данный метод даёт больше защиты как раз от незапланированной беременности, в 9% - посчитали такую комбинацию хорошей из-за того, что плохо знают партнершу и ее методы контрацепции, в 41% случаев – используют «двойную защиту» больше как метод защиты от инфекции передающихся половым путем. Среди девушек получены следующие результаты: в 61% случаев «двойная защита» в первую очередь применяется из-за боязни незапланированной беременности, в 33% - как защита от инфекции передающихся половым путем и в 6% из-за того, что плохо знают своего полового партнера.
Заключение. Таким образом, полученные итоги нашего исследования показали, что студенты информированы о разных методах контрацепции. Однако, несмотря на имеющуюся информированность в вопросах контрацепции, 56% респондентов мужского пола и 52% женского - хотели бы иметь больше дополнительной информации о методах контрацепции. В нашем исследовании не было выявлено случаев не применения контрацепции среди опрошенных студентов медиков.
Библиографическая ссылка
Чебыкин А.С., Кобаидзе Е.Г. КОНТРАЦЕПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШИХ КУРСОВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21035 (дата обращения: 21.11.2024).