Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Мирзоева А.А. 1 Гулиев Э.И. 1 Уточкин Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Статья посвящена оценке экономической эффективности российской системы медицинского здравоохранения. Предлагается система показателей оценки экономической эффективности деятельности. Причем совокупность показателей экономической эффективности образуют две группы показателей. Первая группа показателей отражает финансовую эффективность, а вторая — структурную эффективность. На сегодняшний день сфера здравоохранения является одной из самых перспективных для исследования. Особый интерес представляет ситуация на рынке российского медицинского обслуживания, где накопилось множество проблем, требующих незамедлительного решения. В условиях усиления региональной дифференциации имеет место неравенство в размерах финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а вместе с тем территориальных программ ОМС, сохраняется разрыв по уровню государственного финансирования здравоохранения и ОМС на душу населения между самыми «бедными» и самыми «богатыми» регионами. Вследствие этого, анализ эффективности имеет важнейшее значение для правильного выбора приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения. В литературе уделяется недостаточно внимания вопросам анализа оценки экономической эффективности российской системы медицинского здравоохранения. Анализ экономической эффективности необходим для управления здравоохранением в условиях ограниченных ресурсов, т. е. когда требуется достижение максимального результата при минимальных затратах. В определенных случаях медицинские мероприятия могут быть экономически невыгодны, но их проведение оправдано высоким медицинским и социальным эффектом. Ключевые слова: экономическая эффективность, оценка здравоохранения, показатели экономической эффективности, медицинское обеспечение, финансирование здравоохранения.
экономическая эффективность
оценка здравоохранения
показатели экономической эффективности
медицинское обеспечение
финансирование здравоохранения
1. Всемирная организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs339/ru/
2. Горшкова Л. В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — №6. – С. 137 – 148.
3. Ильясова А.Р. Основы экономики здравоохранения: учебное пособие / А.Р. Ильясова.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 86 с.
4. Куфтова Ю. В., Обухова О. В., Базарова И. Н. Рост расходов на здравоохранение: мифы и реальность // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2019. — №2 . — С. — 24 — 34
5. Назарова В.В., Борисенкова К.А. Оценка эффективности системы здравоохранения в России // Народонаселение. — 2017. — № 4. — С. 119-134.
6. Хальфин, Р. А. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти в сфере здравоохранения Российской Федерации / Р. А. Хальфин, Е. П. Какорина, М. В. Игнатьева и др. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 256 с.

Введение. Серьезным вызовом современным системам здравоохранения является рост затрат, необходимых для оказания медицинской помощи населению. В современных условиях рост необходимых ресурсов на предоставление медицинского обслуживания широкому кругу потребителей, особенно в развитых странах, обусловлен рядом причин: ростом доли населения старше трудоспособного возраста при условиях снижения рождаемости; развитием медицинских технологий и соответствующий рост их стоимости [4, с. 26].

Цель исследования – провести оценку экономической эффективности здравоохранения.

Материалы и методы исследования. Экономическая эффективность в широком смысле этого понятия означает наилучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества для ускорения достижения его целей [3, c. 15]. Повышение ее предусматривает достижение лучших результатов при наименьших затратах.

В.В. Назарова отмечает, что экономическая эффективность представляет собой относительную величину - отношение получаемого эффекта к необходимым для этого затратам [5, c. 121]. Такой подход предусматривает достижение максимального эффекта при заданных затратах или заданного эффекта при минимальных затратах. Эти сопоставления являются общепринятыми приемами количественного определения эффективности общественного производства.

По мнению Р. А. Хальфин, экономическая эффективность – это тот положительный вклад, который вносит здравоохранение в рост национального дохода путем улучшения здоровья населения и увеличении продолжительности жизни [6, c. 114]. Экономическая эффективность выражается [6, c. 125]:

− степенью влияния на сохранение и улучшение здоровья населения;

− повышением производительности труда;

− в предотвращении расходов на здравоохранение, расходов по социальному страхованию и социальному обеспечению;

− в экономии затрат в отраслях материального производства и непроизводственной сферы;

− увеличением прироста национального дохода.

Экономическая эффективность, по мнению Л. В. Горшковой, – это соотношение экономической выгоды, полученной в результате внедрения каких–либо лечебно–профилактических мероприятий и затрат на эти мероприятия [2, c. 141].

Существует точка зрения, что определять абсолютную эффективность исходя из прироста национального дохода не имеет смысла, так как нельзя сказать, какая часть национального дохода получена за счет того или иного мероприятия либо подразделения народного хозяйства.

Результаты исследования и их обсуждения. Так, по статистике, предоставленной Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), расходы на медицинское обеспечение увеличиваются на 1% от ВВП каждое десятилетние. В тоже время рост расходов не влияет напрямую на рост эффективности [1].

Согласно рекомендациям ВОЗ, эффективность системы достигается при уровне расходов не менее 6-7% от ВВП. Для сравнения в России в 2019 г. на финансирование здравоохранения было потрачено 3,7% от ВВП, а в 2020 г. —3,4%, что почти в 3 раза меньше, чем в Европе и США, где ежегодные расходы составляют от 9 до 15% [1].

Проведем оценку экономической эффективности здравоохранения на примере деятельности стационара МБУЗ ЦРБ МО Калининского района в таблице 1 [5, c. 122].

Таблица 1. Оценка экономической эффективности здравоохранения на примере деятельности стационара МБУЗ ЦРБ МО Калининского района за 2018-2020 гг.

Показатели

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г. к 2018 г.

Абсолютное отклонение, (+,-)

Темп роста, %

Количество коек, ед.

560

560

560

0

100,0

Количество койко-дней, дней

5600

5600

5600

0

100,0

Количество пролеченных больных, дней

866

1366

1201

335

138,7

Занятость больничной койки по плану, дней

255

255

255

0

100,0

Занятость больничной койки по факту, дней

199,5

209,8

234,7

35,2

117,7

Среднее пребывание больного на койке, дней

2,8

3,1

3,9

-

100,0

Оборот койки, койко-дней

71,2

67,7

60,2

-11,0

84,6

В период 2018 по 2020 год коечный фонд учреждения не изменился. Показатель «число пролеченных больных» стабильно растет, так в 2020 г по отношению к 2018 на 335 больных или на 138,7%. Отмечается прирост общей и первичной заболеваемости в 2018г.

Занятость больничной койки в целом по больнице составила в 2018г . 199,5 дней в 2019г. - 209,8 дней, в 2020г. - 234,4 дней, что не превышает установленные нормативы. Оборот больничной койки в целом по больнице составляет в 2018г. - 71,2 дней, в 2019г. - 67,7 дней, в 2020г. - 60,2 дней. Данный показатель находится в прямой зависимости от среднего числа дней работы койки в году и в обратной зависимости от средней длительности пребывания больного в стационаре.

Продолжительность средней длительности пребывания больного в целом в больнице в 2018г.- 2,8 дней, в 2019г.- 3,1 дней, в 2020г.- 3,9 дней. Данный показатель находится в прямой зависимости от фактического показателя койко-дней и в обратной от числа пролеченных больных. Таким образом, объем оказываемых МБУЗ ЦРБ населению медицинских услуг достаточно большой.

Для анализа эффективности деятельности МБУЗ ЦРБ рассмотрим состав и структуру его основных средств.

Таблица 2. Анализ состава и структуры основных средств МБУЗ ЦРБ за 2018-2020 гг

Элементы ОПФ

2018 г.

2019 г.

2020 г.

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

Здания

112767,9

43,6

112767,9

40,2

112955,3

35,9

Машины и оборудование

52289,9

20,2

62392,3

22,4

97326,6

30,9

Транспортные средства

15697,0

6,0

23092,5

8,2

22595,9

7,2

Инструмент производственный, включая принадлежности, хоз. инвентарь

45231,8

17,5

49191,4

17,5

48850,0

15,5

Прочие

32935,7

12,7

32935,7

11,7

32935,7

10,5

Итого

258922,3

100,0

280379,8

100,0

314663,5

100,0

Данные таблицы 2 показывают, что наибольший удельный вес составляют здания (более 40% по всем годам). Удельный вес машин и оборудования в течение двух лет колебался от 20% до 30%. Остальные основные средства имеют незначительную долю в структуре.

В настоящее время современное финансовая сфера лечебных учреждений весьма диверсифицирована, т.е. рассредоточено как по видам деятельности, так и по источникам поступления. Такое рассредоточение выступает одним из главенствующих факторов обеспечения стабильности и устойчивости финансовой системы здравоохранении. Но углубление диверсификации неотвратимо ведет к усложнению финансовых потоков, расширению применения в финансовой практике всевозможных способов их использования, что значительно усложняет финансовую работу учреждения [6, c. 130]. Анализ источников финансирования МБУЗ ЦРБ МО Калининский район представлен в таблице 5.

Таблица 5. Источники финансирования МБУЗ ЦРБ МО Калининский район за 2018-2020 гг

Показатели

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г. к 2018 г.

Абсолютное отклонение, (+,-)

Темп роста, %

ФОМС, тыс.руб

123165,7

332079,2

527713,9

404548,2

В 4,3 раза

Бюджетные ассигнования, тыс.руб

2242,1

2435,1

4375,0

2132,9

195,1

Прочие ассигнования, тыс.руб

315,6

423,0

461,7

146,1

146,3

Итого:

125723,4

334937,3

532550,6

406827,2

416,4

В анализируемом периоде наблюдается рост финансирования из бюджетных и страховых ассигнований. Из ФОМС рост финансов составляет 404548,2 тыс. руб. (или в 4,3 раза), из бюджета -2132,9 тыс. руб. (95,1%).

Главным условием деятельности бюджетных учреждений выступает их полное обеспечение материальными ресурсами и их рациональное использование. Под материальными ценностями понимают вещественные элементы, используемые в процессе хозяйственной деятельности в качестве предметов труда [3, c. 25]. Они целиком потребляются в каждом хозяйственном и производственном цикле и в полном объеме переносят свою стоимость на расходы бюджетных организаций и стоимость оказываемых услуг.

Выводы.

Государство вкладывает в здравоохранение, в осуществление профилактики, диагностики, лечения и реабилитации определенные средства. Больших затрат требуют содержание и обслуживание нетрудоспособных граждан. Общество несет экономические потери в связи с заболеваемостью, травматизмом, временной нетрудоспособностью, стойкой нетрудоспособностью (инвалидностью), преждевременной смертью. Эти экономические потери можно оценить в денежных единицах.


Библиографическая ссылка

Мирзоева А.А., Гулиев Э.И., Уточкин Ю.А. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20727 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674