Здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и работоспособность индивидуума неразрывно связаны с физической культурой и массовым спортом. Полноценный член российского общества – это эмоционально здоровый и работоспособный гражданин, занимающийся общественно-полезной деятельностью и достигающий вершин в трудовой карьере. Воспитание такого человека – это задача, которую ставит руководство страны перед всеми институтами власти. Для выполнения обозначенных задач необходимо создать спортивную инфраструктуру, способную привлечь в ряды физкультурников массы народа. В связи с этим на первый план выходит проблема организации мест для занятий спортом. Каждый регион самостоятельно решает поставленные перед ним задачи, к сожалению, для многих субъектов Федерации возведение спортивных комплексов для каждого отдельного муниципалитета пока экономически не выгодно. И здесь уместно решение проблем через тенденции объединения близлежащих поселений в агломерации. Как отмечал глава Архангельска И.В.Гоздиш, создание агломерации обеспечивает «комплексное использование потенциала городских и сельских территорий для развития региона на новом технологическом уровне»[1]. Принцип конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности того или иного спортивного сооружения можно достичь разными путями, в малых городах основным критерием создания спортиндустрии является участие в целевых программах и софинансирование бюджетов разных уровней. Но можно пойти путем привлечения инвестиций, при условии грамотного подхода к решению поставленных задач, используя варианты государственно-частного партнерства.
Агломерация «Большой Архангельск» – это исторически сложившая структура областного центра, имеющая общие транспортные, инженерные, социальные и культурные связи, была заложена в первые годы советских пятилеток и разделена на ряд поселений на протяжении ХХ века. По сути – это созданный в 30-е годы прошлого столетия, когда-то единый, город Архангельск, из состава которого в разное время были выделены в ХХ веке поселения – моно-города. Для понимания предмета разговора сделаем краткий экскурс в градостроительную историю города.
Архангельск – один из старейших городов Русского Севера, был заложен в 1584 г. в дельте Северной Двины и до рубежа XIX-XX веков практически не изменял своего планировочного решения, развивался на узкой береговой линии, на пригодных для строительства территориях. Преобразования города в ХХ веке наложили существенный отпечаток, как на архитектурный облик, так и на его планировочную структуру. К 1940-му году, или за 20 лет советской власти Архангельск превратился в лесопромышленный центр. Здесь строятся лесозаводы, комбинаты-гиганты лесохимии, ведется реконструкция бывших частных лесопроизводств. В окрестностях Архангельска, в рабочих заводских поселках ведется массовое строительство деревянного жилья. К новым поселениям подводятся трамвайные пути, сооружаются дороги, создается социальная инфраструктура. Индустриализация повлекла увеличение численность населения (некогда губернский Архангельск с населением в 1900 г. – 21тыс. человек к 1938 г. достиг численности 320 тысяч, а к 1972 г. – перевалил рубеж 400 тыс.)[3, Ф. Р – 1936. Оп.9. Д. 2277. Л. 25, 26].
В середине 1930-х гг. первый генплан заложил основы создания «Большого Архангельска», в результате расширения границ площадь города к 1941 г. увеличивается в пять раз. В состав города влились посёлки и деревни бывшего Архангельского уезда губернии [3, Ф.Р-1936. Оп.9. Д.311. Л. 25; Д. 434, Л. 150]. (см. рис. №1,2). В 1932-1937 гг. решением Севкрайисполкома в его состав вошли поселения комбинатов-гигантов: лесозавода им. Молотова, сульфатно-целлюлозного комбината на р. Мечке (или Архбумстроя), рабочий пос. Судострой (завода тяжелой промышленности №402)[3, Ф.Р-1936. Оп.9. Д.311. Л. 25; Д. 434, Л. 150; 3, Ф.Р-621. Оп.1. Д.712. Л. 41 – 43; 3, Ф.Р-2063. Оп.1. Д.742а. Л. 18]. Кроме того, в окрестностях Архангельска с 1938 г. создаются поселки – гарнизоны для лётных и сухопутных военных соединений.
Создание крупного промышленного центра на Северо-Западе СССР под названием «Большой Архангельск» превратило город во «всесоюзную лесопилку» и валютный кошелек СССР. В 1938-1941 гг. выделяются ассигнования на строительство транспортных коммуникаций и реконструкции районов порта, предполагается развитие станций Бакарица и Архангельск-Пристань, работы и по капремонту телефонизации, радиофикации, реконструкции межрайонных связей[4, Ф. п. – 296. Оп. 1. Д. 888. Л. 61, 62.].
Дальнейшие преобразования изменили планировочную структуру города. 11 августа 1938 г. Указом президиума ВС РСФСР поселок Судострой преобразован в г.Молотовск(ныне г. Северодвинск), 24 ноября 1977 г. посёлок Архбумстроя получил статус города Новодвинска[4, Ф. п. – 296. Оп. 1. Д. 969. Л. 63.]. Сокращение численности армии в 1990-е гг., перевод воинских соединений из Архангельска на Кольский полуостров и в центр страны высвобождает жилые массивы бывших военных гарнизонов Катунино и Лесная речка в Приморском районе области, которые впоследствии заселяются гражданским населением областного центра. Так естественным образом, при создании когда-то «Большого Архангельска», в ХХ веке была создана агломерация из трех городов с едиными транспортными, инженерными, социальными и культурными связями ( см. рис. № 3). Экономический кризис 1990-х и последующие события показали, что муниципальным образованиям области, особенно моно-городам, где основные аспекты социальной сферы ложатся на градообразующие предприятия, сложно в одиночку справляться с экономическими проблемами. К идее агломерации четырех муниципалитетов вернулись десять лет назад. Но только в 2017 г. правительство области дает задание на создание паспорта агломерации «Большой Архангельск». В 2018 г. региональным проектным комитетом утверждается паспорт агломерации, начинается формирование нормативно-правовой базы и системы управления, интеграция развития хозяйственного, экономического и культурно-исторического потенциала территории, общей численностью 683,5 тыс. человек. Первые предложения о совместной деятельности муниципалитетов поступили из департамента экономического развития администрации города Архангельска. Они касались «развития арктического туризма, межмуниципального транспортного сообщения, решения проблем обращения с твердыми бытовыми отходами, внедрения единой социальной карты, совместного использования рекреационных объектов и информационных ресурсов» [1].
Рис. №1. План города 1890 г. АОКМ. |
Рис. №2. План города после 1930-х гг. АОКМ. |
Рис №3. Агломерация «Большой Архангельск» 2018 г. |
За 2016-2020 гг. населенные пункты получили новые генеральные планы. В плане Архангельска существенное место отводится взаимодействию муниципалитетов агломерации в разных направлениях. В купе с паспортом объединения «Большой Архангельск» предметно рассмотрены ряд насущных вопросов. Область пытается решить задачи строительной отрасли, социального развития, транспортной инфраструктуры, ЖКХ и аграрной промышлености.
Рис. №4. Новые развязки на федеральной трассе М-8. 1. Северодвинская развязка; 2. Новодвинская развязка; 3. Краснофлотская развязка; 4. Васьковская развязка.
Используя ресурсы и инвестиционную привлекательность агломерации, уже сейчас выполнен огромный объем работ. В первую очередь решение проблем транспортной инфраструктуры и сокращения пробок – строительство современных дорожных развязок с перераспределением грузопотоков на Архангельск через Краснофлотский мост и уменьшением нагрузок на Северодвинский мост. (см рис №4,)
Новые дорожные сооружения: васьковский тоннель, зеленоборский подземный переход, северодвинская, новодвинская и краснофлотская эстакады связали в единую дорожную карту два аэропорта «Архангельск» и «Васьково», трассы на Новодвинск и Северодвинск с окружной дорогой Архангельска и Талажским шоссе.
Рис 5. Транспортная схема с нанесением дорог федерального, регионального и местного значения в районе острова Краснофлотский
Рис 6. Транспортная доступность острова Краснофлотский из населенных пунктов агломерации «Большой Архангельск»
|
Тем самым делая Краснофлотский остров центром транспортных потоков из Архангельска в населенные пункты – Новодвинск, Северодвинск и поселения Приморского района области. А пятикилометровый мостовой переход (5450 м) через Северную Двину, один из крупнейших переходов на Северо-Западе России, стал основным связующим элементом, соединяющим областной центр с Москвой, Вологдой и городами агломерации. Мост проходит над р. Корзихинкой, железной дорогой Москва — Архангельск, пересекает левый рукав Северной Двины, о. Краснофлотский, правый рукав реки, проходит над Ленинградским проспектом г. Архангельска и спускается к улице Ивана Папанина, соединяет трассу М-8 с федеральной окружной дорогой и шоссе в международный аэропорт им. Ф. Абрамова. В месте схода моста реконструирована четырёхголосная развязка на Ленинградский проспект – главную артерию округа Майская горка[2]. Выполненные транспортные развязки позволяют включить остров Краснофлотский в перспективную зону застройки. Новые генеральные планы 2008, 2020 годов предусматривают рекультивацию территории. Остров рассматривается в перспективе, как многопрофильная спортивно-рекреационная зона. К этому есть все предпосылки: удобное расположение в дельте Северной Двины, близость к центру города и поселениям агломерации[6].(см рис № 5, 6).
Технические характеристики и инженерная оснащенность острова Краснофлотский говорит о возможности создания на его территории крупномасштабных проектов. Подготовка территории к строительству и включению депрессивного района округа Майская горка в интенсивное развитие уже начались. В 2019 г. были проведены работы по замене дюкера между левым берегом Двины и островом. Трубопровод протяженностью 900 м и диаметров 300 мм проложен под рекой. Второй этап реконструкции будет закончен в 2021 г., инженерная сеть соединит Краснофлотский с правым берегом Архангельска. При завершении строительства будет создана единая водопроводная сеть протяженностью более трех километров[8]. Проведенный анализ жилого фонда на «правой лапе Сурковской кошки» (о. Краснофлотский) позволяет сказать, что из 56 жилых строений (1931-1989 гг. постройки) к капитальным можно отнести три, 22 жилых деревянных дома имеют ветхое состояние. В 31-м деревянном строении отсутствует центральное отопление, горячая и холодная вода, не устроена канализация. Вся степень благоустройства жилых домов такого типа – электрические сети и газофикация. Настоящим бичом жилого фонда являются и деревянные сваи, все чаще ветхие дома сходят с них. Реконструкции и реновации территории острова позволяет уменьшить наличие некачественного жилья через принятую «Городскую адресную программу развития застроенных территорий муниципального образования города Архангельска» [5].
Таким образом, учитывая пункты генплана, включающего перспективное развитие острова, как рекреационной спортивно-досуговой зоны, инженерное обеспечение территории, транспортную доступность острова, его связь с трассой М-8, двумя аэропортами Архангельска, железнодорожными станциями Исакогорка и Архангельск-город можно сказать, что строительство многофункциональных спортивных сооружений и создание многопрофильной спортивно-рекреационной зоны на о. Краснофлотский обосновано. Рассмотрим необходимость создания такой территории.
Обращаясь к истории застройки Архангельска следует отметить, что в период в с 1990 по 2020гг. в городе слабо развивалась инфраструктура спортсооружений, а созданные в середине ХХ века капитальные спортивные сооружения значительно устарели и не соответствуют современным требованиям. Отсутствие качественных спортсооружений снижает показатели развития массового спорта и вовлечение населения в активный отдых. Отрицательно влияют и суровые условия Севера, где приоритетным направлением развития спортиндустрии является создание крытых спортивных центров, которые в комплексе с плоскостными сооружениями открытого типа могли бы решить проблему и удовлетворить потребность северян в здоровом образе жизни.
По состоянию на 1 января 2020 г. в городе сложилась негативная ситуация с наличием спортсооружений, что подтверждают отчеты регионального Агентство по спорту (табл. 1.0) [7]. Анализ показывает, что территория в радиусе 30 км от областного центра, на которой проживает 57% населения области, практически не обеспечена инфраструктурой спортсооружений.
Таблица1.0. «Укомплектованность спортивными сооружениями ЗТ»
Наименование спортсооружения |
всего |
сертификат |
доступ МГН |
В т.ч. по форме собственности |
|||
федерал. |
регион. |
Муницип |
другая |
||||
стадионы |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
дворцы спорта |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
в т.ч. ледовые |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
крытые сооружения |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
манежи легкоатлет |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
манежи футбольные |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
велотреки |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
бассейны |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
- |
лыжные базы |
1 |
|
- |
- |
1 |
- |
- |
гребные базы |
3 |
|
|
|
|
3 |
|
биатл комплексы |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
прочие сооружения |
5 |
|
- |
2 |
- |
3 |
|
Среди 22 капитальных объектов спорта сертифицировано – 7, доступ МГН обеспечен в 5, один бассейн принадлежит базе САФУ, 3 стадиона – базы УМВД, САФУ и хоккейного СК «Водник». Организация многочисленных открытых площадок, с помощью которых Архангельск пытается решить потребности населения в физической культуре, не может удовлетворить спрос, проблема отягощается их сезонностью. Аналогичным образом складывается ситуация и в городах-спутниках Архангельска – Новодвинске и Северодвинске.
Подводя итог сказанному, можно сделать ряд выводов. Во-первых, проектирование и дальнейшее строительство крытых капитальных спортсооружений обосновано, а создание комплекса спортивных МФЦ – насущная необходимость. Во-вторых, генеральный план рассматривает территорию острова, как многопрофильную спортивно-рекреационную зону. В-третьих, инженерная подготовка позволяет создание на площадках острова единого спортивно-досугового центра. И главное, хорошая транспортная доступность, связь с аэропортами, железнодорожными станциями и федеральной трассой М-8 позволяет организацию центра спортивной подготовки, способного обеспечить не только потребности населения агломерации в спортивной инфраструктуре на локальном уровне малых городов. А также дает возможность говорить о перспективном развитии территории, как зоны для проведения региональных, общероссийских и международных спортивных мероприятий.
Учитывая отечественный и зарубежный опыт организации спортивно-парковых комплексов на островных территориях, создание многофункциональной спортивно-досуговой зоны с парком отдыха, спортивными МФЦ, яхт-клубом, гребным каналом, стадионом, легкоатлетическим манежем может решить вопрос включения Архангельска в участие в спортивных мероприятиях всероссийского уровня, что позволит сделать инвестиционно привлекательным проект, реализация которого сделает Русский Север территорией проведения спортивных массовых мероприятий разного уровня.
Библиографическая ссылка
Акишева В.Д. ВЫБОР УЧАСТКА ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ СПОРТСООРУЖЕНИЙ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЫ АГЛОМЕРАЦИИ «БОЛЬШОЙ АРХАНГЕЛЬСК» // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20687 (дата обращения: 09.10.2024).