Здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и работоспособность индивидуума неразрывно связаны с физической культурой и массовым спортом. Полноценный член российского общества – это эмоционально здоровый и работоспособный гражданин, занимающийся общественно-полезной деятельностью и достигающий вершин в трудовой карьере. Воспитание такого человека – это задача, которую ставит руководство страны перед всеми институтами власти. Для выполнения обозначенных задач необходимо создать спортивную инфраструктуру, способную привлечь в ряды физкультурников массы народа. В связи с этим на первый план выходит проблема организации мест для занятий спортом. Каждый регион самостоятельно решает поставленные перед ним задачи, к сожалению, для многих субъектов Федерации возведение спортивных комплексов для каждого отдельного муниципалитета пока экономически не выгодно. И здесь уместно решение проблем через тенденции объединения близлежащих поселений в агломерации. Как отмечал глава Архангельска И.В.Гоздиш, создание агломерации обеспечивает «комплексное использование потенциала городских и сельских территорий для развития региона на новом технологическом уровне»[1]. Принцип конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности того или иного спортивного сооружения можно достичь разными путями, в малых городах основным критерием создания спортиндустрии является участие в целевых программах и софинансирование бюджетов разных уровней. Но можно пойти путем привлечения инвестиций, при условии грамотного подхода к решению поставленных задач, используя варианты государственно-частного партнерства.
Агломерация «Большой Архангельск» – это исторически сложившая структура областного центра, имеющая общие транспортные, инженерные, социальные и культурные связи, была заложена в первые годы советских пятилеток и разделена на ряд поселений на протяжении ХХ века. По сути – это созданный в 30-е годы прошлого столетия, когда-то единый, город Архангельск, из состава которого в разное время были выделены в ХХ веке поселения – моно-города. Для понимания предмета разговора сделаем краткий экскурс в градостроительную историю города.
Архангельск – один из старейших городов Русского Севера, был заложен в 1584 г. в дельте Северной Двины и до рубежа XIX-XX веков практически не изменял своего планировочного решения, развивался на узкой береговой линии, на пригодных для строительства территориях. Преобразования города в ХХ веке наложили существенный отпечаток, как на архитектурный облик, так и на его планировочную структуру. К 1940-му году, или за 20 лет советской власти Архангельск превратился в лесопромышленный центр. Здесь строятся лесозаводы, комбинаты-гиганты лесохимии, ведется реконструкция бывших частных лесопроизводств. В окрестностях Архангельска, в рабочих заводских поселках ведется массовое строительство деревянного жилья. К новым поселениям подводятся трамвайные пути, сооружаются дороги, создается социальная инфраструктура. Индустриализация повлекла увеличение численность населения (некогда губернский Архангельск с населением в 1900 г. – 21тыс. человек к 1938 г. достиг численности 320 тысяч, а к 1972 г. – перевалил рубеж 400 тыс.)[3, Ф. Р – 1936. Оп.9. Д. 2277. Л. 25, 26].
В середине 1930-х гг. первый генплан заложил основы создания «Большого Архангельска», в результате расширения границ площадь города к 1941 г. увеличивается в пять раз. В состав города влились посёлки и деревни бывшего Архангельского уезда губернии [3, Ф.Р-1936. Оп.9. Д.311. Л. 25; Д. 434, Л. 150]. (см. рис. №1,2). В 1932-1937 гг. решением Севкрайисполкома в его состав вошли поселения комбинатов-гигантов: лесозавода им. Молотова, сульфатно-целлюлозного комбината на р. Мечке (или Архбумстроя), рабочий пос. Судострой (завода тяжелой промышленности №402)[3, Ф.Р-1936. Оп.9. Д.311. Л. 25; Д. 434, Л. 150; 3, Ф.Р-621. Оп.1. Д.712. Л. 41 – 43; 3, Ф.Р-2063. Оп.1. Д.742а. Л. 18]. Кроме того, в окрестностях Архангельска с 1938 г. создаются поселки – гарнизоны для лётных и сухопутных военных соединений.
Создание крупного промышленного центра на Северо-Западе СССР под названием «Большой Архангельск» превратило город во «всесоюзную лесопилку» и валютный кошелек СССР. В 1938-1941 гг. выделяются ассигнования на строительство транспортных коммуникаций и реконструкции районов порта, предполагается развитие станций Бакарица и Архангельск-Пристань, работы и по капремонту телефонизации, радиофикации, реконструкции межрайонных связей[4, Ф. п. – 296. Оп. 1. Д. 888. Л. 61, 62.].
Дальнейшие преобразования изменили планировочную структуру города. 11 августа 1938 г. Указом президиума ВС РСФСР поселок Судострой преобразован в г.Молотовск(ныне г. Северодвинск), 24 ноября 1977 г. посёлок Архбумстроя получил статус города Новодвинска[4, Ф. п. – 296. Оп. 1. Д. 969. Л. 63.]. Сокращение численности армии в 1990-е гг., перевод воинских соединений из Архангельска на Кольский полуостров и в центр страны высвобождает жилые массивы бывших военных гарнизонов Катунино и Лесная речка в Приморском районе области, которые впоследствии заселяются гражданским населением областного центра. Так естественным образом, при создании когда-то «Большого Архангельска», в ХХ веке была создана агломерация из трех городов с едиными транспортными, инженерными, социальными и культурными связями ( см. рис. № 3). Экономический кризис 1990-х и последующие события показали, что муниципальным образованиям области, особенно моно-городам, где основные аспекты социальной сферы ложатся на градообразующие предприятия, сложно в одиночку справляться с экономическими проблемами. К идее агломерации четырех муниципалитетов вернулись десять лет назад. Но только в 2017 г. правительство области дает задание на создание паспорта агломерации «Большой Архангельск». В 2018 г. региональным проектным комитетом утверждается паспорт агломерации, начинается формирование нормативно-правовой базы и системы управления, интеграция развития хозяйственного, экономического и культурно-исторического потенциала территории, общей численностью 683,5 тыс. человек. Первые предложения о совместной деятельности муниципалитетов поступили из департамента экономического развития администрации города Архангельска. Они касались «развития арктического туризма, межмуниципального транспортного сообщения, решения проблем обращения с твердыми бытовыми отходами, внедрения единой социальной карты, совместного использования рекреационных объектов и информационных ресурсов» [1].
Рис. №1. План города 1890 г. АОКМ. |
Рис. №2. План города после 1930-х гг. АОКМ. |
Рис №3. Агломерация «Большой Архангельск» 2018 г. |
За 2016-2020 гг. населенные пункты получили новые генеральные планы. В плане Архангельска существенное место отводится взаимодействию муниципалитетов агломерации в разных направлениях. В купе с паспортом объединения «Большой Архангельск» предметно рассмотрены ряд насущных вопросов. Область пытается решить задачи строительной отрасли, социального развития, транспортной инфраструктуры, ЖКХ и аграрной промышлености.
Рис. №4. Новые развязки на федеральной трассе М-8. 1. Северодвинская развязка; 2. Новодвинская развязка; 3. Краснофлотская развязка; 4. Васьковская развязка.
Используя ресурсы и инвестиционную привлекательность агломерации, уже сейчас выполнен огромный объем работ. В первую очередь решение проблем транспортной инфраструктуры и сокращения пробок – строительство современных дорожных развязок с перераспределением грузопотоков на Архангельск через Краснофлотский мост и уменьшением нагрузок на Северодвинский мост. (см рис №4,)
Новые дорожные сооружения: васьковский тоннель, зеленоборский подземный переход, северодвинская, новодвинская и краснофлотская эстакады связали в единую дорожную карту два аэропорта «Архангельск» и «Васьково», трассы на Новодвинск и Северодвинск с окружной дорогой Архангельска и Талажским шоссе.
Рис 5. Транспортная схема с нанесением дорог федерального, регионального и местного значения в районе острова Краснофлотский
Рис 6. Транспортная доступность острова Краснофлотский из населенных пунктов агломерации «Большой Архангельск»
|
Тем самым делая Краснофлотский остров центром транспортных потоков из Архангельска в населенные пункты – Новодвинск, Северодвинск и поселения Приморского района области. А пятикилометровый мостовой переход (5450 м) через Северную Двину, один из крупнейших переходов на Северо-Западе России, стал основным связующим элементом, соединяющим областной центр с Москвой, Вологдой и городами агломерации. Мост проходит над р. Корзихинкой, железной дорогой Москва — Архангельск, пересекает левый рукав Северной Двины, о. Краснофлотский, правый рукав реки, проходит над Ленинградским проспектом г. Архангельска и спускается к улице Ивана Папанина, соединяет трассу М-8 с федеральной окружной дорогой и шоссе в международный аэропорт им. Ф. Абрамова. В месте схода моста реконструирована четырёхголосная развязка на Ленинградский проспект – главную артерию округа Майская горка[2]. Выполненные транспортные развязки позволяют включить остров Краснофлотский в перспективную зону застройки. Новые генеральные планы 2008, 2020 годов предусматривают рекультивацию территории. Остров рассматривается в перспективе, как многопрофильная спортивно-рекреационная зона. К этому есть все предпосылки: удобное расположение в дельте Северной Двины, близость к центру города и поселениям агломерации[6].(см рис № 5, 6).
Технические характеристики и инженерная оснащенность острова Краснофлотский говорит о возможности создания на его территории крупномасштабных проектов. Подготовка территории к строительству и включению депрессивного района округа Майская горка в интенсивное развитие уже начались. В 2019 г. были проведены работы по замене дюкера между левым берегом Двины и островом. Трубопровод протяженностью 900 м и диаметров 300 мм проложен под рекой. Второй этап реконструкции будет закончен в 2021 г., инженерная сеть соединит Краснофлотский с правым берегом Архангельска. При завершении строительства будет создана единая водопроводная сеть протяженностью более трех километров[8]. Проведенный анализ жилого фонда на «правой лапе Сурковской кошки» (о. Краснофлотский) позволяет сказать, что из 56 жилых строений (1931-1989 гг. постройки) к капитальным можно отнести три, 22 жилых деревянных дома имеют ветхое состояние. В 31-м деревянном строении отсутствует центральное отопление, горячая и холодная вода, не устроена канализация. Вся степень благоустройства жилых домов такого типа – электрические сети и газофикация. Настоящим бичом жилого фонда являются и деревянные сваи, все чаще ветхие дома сходят с них. Реконструкции и реновации территории острова позволяет уменьшить наличие некачественного жилья через принятую «Городскую адресную программу развития застроенных территорий муниципального образования города Архангельска» [5].
Таким образом, учитывая пункты генплана, включающего перспективное развитие острова, как рекреационной спортивно-досуговой зоны, инженерное обеспечение территории, транспортную доступность острова, его связь с трассой М-8, двумя аэропортами Архангельска, железнодорожными станциями Исакогорка и Архангельск-город можно сказать, что строительство многофункциональных спортивных сооружений и создание многопрофильной спортивно-рекреационной зоны на о. Краснофлотский обосновано. Рассмотрим необходимость создания такой территории.
Обращаясь к истории застройки Архангельска следует отметить, что в период в с 1990 по 2020гг. в городе слабо развивалась инфраструктура спортсооружений, а созданные в середине ХХ века капитальные спортивные сооружения значительно устарели и не соответствуют современным требованиям. Отсутствие качественных спортсооружений снижает показатели развития массового спорта и вовлечение населения в активный отдых. Отрицательно влияют и суровые условия Севера, где приоритетным направлением развития спортиндустрии является создание крытых спортивных центров, которые в комплексе с плоскостными сооружениями открытого типа могли бы решить проблему и удовлетворить потребность северян в здоровом образе жизни.
По состоянию на 1 января 2020 г. в городе сложилась негативная ситуация с наличием спортсооружений, что подтверждают отчеты регионального Агентство по спорту (табл. 1.0) [7]. Анализ показывает, что территория в радиусе 30 км от областного центра, на которой проживает 57% населения области, практически не обеспечена инфраструктурой спортсооружений.
Таблица1.0. «Укомплектованность спортивными сооружениями ЗТ»
Наименование спортсооружения |
всего |
сертификат |
доступ МГН |
В т.ч. по форме собственности |
|||
федерал. |
регион. |
Муницип |
другая |
||||
стадионы |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
дворцы спорта |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
в т.ч. ледовые |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
крытые сооружения |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
манежи легкоатлет |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
манежи футбольные |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
велотреки |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
бассейны |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
- |
лыжные базы |
1 |
|
- |
- |
1 |
- |
- |
гребные базы |
3 |
|
|
|
|
3 |
|
биатл комплексы |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
прочие сооружения |
5 |
|
- |
2 |
- |
3 |
|
Среди 22 капитальных объектов спорта сертифицировано – 7, доступ МГН обеспечен в 5, один бассейн принадлежит базе САФУ, 3 стадиона – базы УМВД, САФУ и хоккейного СК «Водник». Организация многочисленных открытых площадок, с помощью которых Архангельск пытается решить потребности населения в физической культуре, не может удовлетворить спрос, проблема отягощается их сезонностью. Аналогичным образом складывается ситуация и в городах-спутниках Архангельска – Новодвинске и Северодвинске.
Подводя итог сказанному, можно сделать ряд выводов. Во-первых, проектирование и дальнейшее строительство крытых капитальных спортсооружений обосновано, а создание комплекса спортивных МФЦ – насущная необходимость. Во-вторых, генеральный план рассматривает территорию острова, как многопрофильную спортивно-рекреационную зону. В-третьих, инженерная подготовка позволяет создание на площадках острова единого спортивно-досугового центра. И главное, хорошая транспортная доступность, связь с аэропортами, железнодорожными станциями и федеральной трассой М-8 позволяет организацию центра спортивной подготовки, способного обеспечить не только потребности населения агломерации в спортивной инфраструктуре на локальном уровне малых городов. А также дает возможность говорить о перспективном развитии территории, как зоны для проведения региональных, общероссийских и международных спортивных мероприятий.
Учитывая отечественный и зарубежный опыт организации спортивно-парковых комплексов на островных территориях, создание многофункциональной спортивно-досуговой зоны с парком отдыха, спортивными МФЦ, яхт-клубом, гребным каналом, стадионом, легкоатлетическим манежем может решить вопрос включения Архангельска в участие в спортивных мероприятиях всероссийского уровня, что позволит сделать инвестиционно привлекательным проект, реализация которого сделает Русский Север территорией проведения спортивных массовых мероприятий разного уровня.