Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Чуфицкая Т.А. 1
1 ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Статья посвящена проблеме формирования научного мировоззрения у студентов старших курсов при изучении дисциплины теория эволюции. Выделены условия формирования научной картины мира у студентов. Поставлена цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции. Согласно цели были поставлены задачи, включающие в себя анализ учебной литературы, разнообразных способов формирования научного мировоззрения студентов, создание дидактического материала; описание содержания, форм, методов и средств формирования научного мировоззрения студентов; определение принципов информационных проектов по эволюционной теории как способа формирования научной картины мира студентов;создание фонда оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и претворить в образовательных условиях. Приведен ряд методов, которые были использованы при проведении данного исследования, а именно: систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента. По итогу исследования были представлены выводы, заключающиеся в том, что число студентов с высоким и хорошим уровнем сформированности картины мира у студентов старших курсов повысилось, а число студентов с удовлетворительным и низким уровнями сформированности картины мира у студентов старших курсов стало значительно меньше.
научное мировоззрение
мировоззрение
методы исследования
методическая база
способы формирования
картина мира
анализ литературы
теория эволюции
1. Барсукова Н.К., Шишелова Т.И. Один из подходов к формированию научного мировоззрения студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С. 60-61.
2. Гильмуллин М.Ф., Анисимова Т.И. Культурно-историческая среда обучения естественно - математическим дисциплинам в школе и в вузе// Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории естественно - математических и технических наук и образования". – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2014. С. 136-148
3. Жохов А.Л. Мировоззрение: становление, развитие, воспитание через образование и культуру: Монография. Архангельск: ННОУ «Институт управления». − Ярославль: Ярославский филиал ИУ, 2007. − 348 с.
4. Карелина И.Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения. – М., 2005. – 17 с.
5. Боровец Е.Н., Завьялова Я.Л. Роль дисциплин естественнонаучного цикла в формировании мировоззрения обучающихся. / Е.Н. Боровец, Я.Л. Завьялова. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. - №11-12. – С. 156-159.
6. Шабанова, М.В. Методология учебного познания как цель изучения математики: Монография. −Архангельск: Поморский университет, 2004. −402 с.
7. Габидуллин А.С., Ибрагимов И.Р. Формирование научной картины мира как важнейший фактор фундаментализации образования. / А.С. Габидуллин, И.Р. Ибрагимов. // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Реализация государственных образовательных стандартов в области физики и химии в высшей и средней школе». - Нижний Новгород: Изд-во АНО «МУК НГПУ», 2002. – 67 с.
8. Масленникова Ю.В., Гребенев И.В. Концепция формирования естественнонаучного мировоззрения в гуманитарном учебном заведении. / Ю.В. Масленникова, И.В. Гребенев // Наука и школа. - 2012. - №3. – С. 23-29.

Введение.Освоение научного мировоззрения студентами имеет значение для духовно-нравственного воспитания в контексте повышения гражданской активности, роль которой возрастает по той причине, что давление экологически активной общественности обязывает субъектов хозяйствования к соблюдению экологических требований. В их составе ограничение и запрещение тех действий, которые наносят серьезный, невосполнимый вред природы, в итоге грозя человечеству экологическим «апокалипсисом».

Актуальность данного исследования определяется возникшим противоречиеммежду необходимостью формирования научного мировоззрения студентов-бакалавров и недостаточностью методической базы для обеспечения этого процесса.

Формированию научного мировоззрения посвящены исследования Н.К. Барсуковой и Т.И. Шишеловой1, где дается раскрытие принципов научного парадигмального видения студентов в ходе освоения теории эволюции. Суть основных положений указанных авторов состоит в том, что ключевыми свойствами целостного представления о мире выступают:

а) имение интегральной, методологически компетентного комплекса воззрений и убеждений в отношении мира, социума и человека;

б) глубокая уверенность в достоверности данных представлений и рецепция их как своих персональных убеждений;

в) закономерность концептуальной дифференциации фундаментальных факторов парадигмального восприятия мира и соблюдения психолого-педагогических обстоятельств усвоения данных факторов студентами;

г) предъявление учащимся разных возрастов эволюционной гипотезы как фундаментального способа представления о мире;

д) обоснования восприятия сущностной взаимности эволюционной теории и реальности, представление о её содержании и форме, её дополнительности и контрастности по отношению к другим мировоззренческим парадигмам;

ж) создание представления о том, что усвоение ключевых характеристик эволюционной теории является значимым экзистенциальным фактором складывания строя личности в моделировании персонального представления мира.

В качестве условий формирования научного мировоззрения у современных учащихся в ходе усвоения эволюционной теории другими исследователями предложены:

- учебные мировоззренческие ситуации (М.Ф. Гильмуллин2, А.Л. Жохов3, И.Е. Карелина4);

- система учебных материалов в виде комплекса серий специальных плакатов (Е.Н. Боровец, Я.Л. Завьялова5);

- элективные методологически ориентированные курсы (М.В. Шабанова6, А.С. Габидуллин, И.Р. Ибрагимов7, Ю.В. Масленникова, И.В. Гребенев8).

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Провести анализ разнообразных способов формирования научного мировоззрения учащихся;
  2. Описать содержание, формы, методы и средства формирования научного мировоззрения студентов.
  3. Раскрыть роль и место курсов по теории эволюции как способа формирования представлений о научной картинемира студентов;
  4. Определить принципы информационных проектов по эволюционной теории как способа формированиянаучной картины мира студентов;
  5. Создать фонд оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и претворить в образовательных условиях.

Методы исследования включают анализ научной и учебно-методологической литературы; систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.

Выводы:Сравнение данных входной и выходной диагностики показали позитивную разницу между одним и другим. Можно видеть, что число студентов с высоким и хорошим уровнем сформированности картины мира у студентов старших курсов повысилось, а число студентов с удовлетворительным и низким уровнями сформированности картины мира у студентов старших курсов стало значительно меньше. Это напрямую означает, что изучение теории эволюции поспособствовало повышению уровня сформированности картины мира у студентов старших курсов.

Проведенная работа позволяет сделать выводы об эффективности дидактического применения теории эволюции с целью формирования научного мировоззрения, подтверждая исходную гипотезу исследования в процессе изучения теории эволюции будет эффективно сформировано научное мировоззрение у студентов-бакалавров при условии анализа содержание программы дисциплины теории эволюции и выявлены условия для формирования научного мировоззрения; описания методических условий формирования научного мировоззрения при изучении теории эволюции разработки методических рекомендаций.


Библиографическая ссылка

Чуфицкая Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20372 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674