Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMATION OF THE SCIENTIFIC WORLD VIEW OF STUDENTS

Chufitskaya T.A. 1
1 Tula state pedagogical University. L.N. Tolstoy
The article is devoted to the problem of the formation of a scientific worldview among senior students in the study of the discipline of the theory of evolution. The conditions for the formation of a scientific picture of the world among students are highlighted. The aim of the study is set, which is to theoretically substantiate and develop a methodological basis for the formation of the scientific worldview of students in the study of the theory of evolution. According to the goal, tasks were set, including the analysis of educational literature, various ways of forming the scientific worldview of students, the creation of didactic material; description of the content, forms, methods and means of forming the scientific worldview of students; determination of the principles of information projects on evolutionary theory as a way of forming a scientific picture of the world of students; the creation of a fund of assessment tools for the formation of the scientific worldview of students and to implement it in educational conditions. A number of methods are given that were used in this study, namely: systematization and generalization of previously conducted studies; analysis of curricula and teaching aids in biology; questioning of students; independent work, ascertaining and searching stages of the experiment. As a result of the study, conclusions were presented that the number of students with a high and good level of formation of the picture of the world among senior students increased, and the number of students with a satisfactory and low levels of formation of a picture of the world among senior students became significantly less.
scientific worldview
worldview
research methods
methodological base
methods of formation
picture of the world
analysis of literature
theory of evolution

Введение.Освоение научного мировоззрения студентами имеет значение для духовно-нравственного воспитания в контексте повышения гражданской активности, роль которой возрастает по той причине, что давление экологически активной общественности обязывает субъектов хозяйствования к соблюдению экологических требований. В их составе ограничение и запрещение тех действий, которые наносят серьезный, невосполнимый вред природы, в итоге грозя человечеству экологическим «апокалипсисом».

Актуальность данного исследования определяется возникшим противоречиеммежду необходимостью формирования научного мировоззрения студентов-бакалавров и недостаточностью методической базы для обеспечения этого процесса.

Формированию научного мировоззрения посвящены исследования Н.К. Барсуковой и Т.И. Шишеловой1, где дается раскрытие принципов научного парадигмального видения студентов в ходе освоения теории эволюции. Суть основных положений указанных авторов состоит в том, что ключевыми свойствами целостного представления о мире выступают:

а) имение интегральной, методологически компетентного комплекса воззрений и убеждений в отношении мира, социума и человека;

б) глубокая уверенность в достоверности данных представлений и рецепция их как своих персональных убеждений;

в) закономерность концептуальной дифференциации фундаментальных факторов парадигмального восприятия мира и соблюдения психолого-педагогических обстоятельств усвоения данных факторов студентами;

г) предъявление учащимся разных возрастов эволюционной гипотезы как фундаментального способа представления о мире;

д) обоснования восприятия сущностной взаимности эволюционной теории и реальности, представление о её содержании и форме, её дополнительности и контрастности по отношению к другим мировоззренческим парадигмам;

ж) создание представления о том, что усвоение ключевых характеристик эволюционной теории является значимым экзистенциальным фактором складывания строя личности в моделировании персонального представления мира.

В качестве условий формирования научного мировоззрения у современных учащихся в ходе усвоения эволюционной теории другими исследователями предложены:

- учебные мировоззренческие ситуации (М.Ф. Гильмуллин2, А.Л. Жохов3, И.Е. Карелина4);

- система учебных материалов в виде комплекса серий специальных плакатов (Е.Н. Боровец, Я.Л. Завьялова5);

- элективные методологически ориентированные курсы (М.В. Шабанова6, А.С. Габидуллин, И.Р. Ибрагимов7, Ю.В. Масленникова, И.В. Гребенев8).

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Провести анализ разнообразных способов формирования научного мировоззрения учащихся;
  2. Описать содержание, формы, методы и средства формирования научного мировоззрения студентов.
  3. Раскрыть роль и место курсов по теории эволюции как способа формирования представлений о научной картинемира студентов;
  4. Определить принципы информационных проектов по эволюционной теории как способа формированиянаучной картины мира студентов;
  5. Создать фонд оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и претворить в образовательных условиях.

Методы исследования включают анализ научной и учебно-методологической литературы; систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.

Выводы:Сравнение данных входной и выходной диагностики показали позитивную разницу между одним и другим. Можно видеть, что число студентов с высоким и хорошим уровнем сформированности картины мира у студентов старших курсов повысилось, а число студентов с удовлетворительным и низким уровнями сформированности картины мира у студентов старших курсов стало значительно меньше. Это напрямую означает, что изучение теории эволюции поспособствовало повышению уровня сформированности картины мира у студентов старших курсов.

Проведенная работа позволяет сделать выводы об эффективности дидактического применения теории эволюции с целью формирования научного мировоззрения, подтверждая исходную гипотезу исследования в процессе изучения теории эволюции будет эффективно сформировано научное мировоззрение у студентов-бакалавров при условии анализа содержание программы дисциплины теории эволюции и выявлены условия для формирования научного мировоззрения; описания методических условий формирования научного мировоззрения при изучении теории эволюции разработки методических рекомендаций.