Введение.Освоение научного мировоззрения студентами имеет значение для духовно-нравственного воспитания в контексте повышения гражданской активности, роль которой возрастает по той причине, что давление экологически активной общественности обязывает субъектов хозяйствования к соблюдению экологических требований. В их составе ограничение и запрещение тех действий, которые наносят серьезный, невосполнимый вред природы, в итоге грозя человечеству экологическим «апокалипсисом».
Актуальность данного исследования определяется возникшим противоречиеммежду необходимостью формирования научного мировоззрения студентов-бакалавров и недостаточностью методической базы для обеспечения этого процесса.
Формированию научного мировоззрения посвящены исследования Н.К. Барсуковой и Т.И. Шишеловой1, где дается раскрытие принципов научного парадигмального видения студентов в ходе освоения теории эволюции. Суть основных положений указанных авторов состоит в том, что ключевыми свойствами целостного представления о мире выступают:
а) имение интегральной, методологически компетентного комплекса воззрений и убеждений в отношении мира, социума и человека;
б) глубокая уверенность в достоверности данных представлений и рецепция их как своих персональных убеждений;
в) закономерность концептуальной дифференциации фундаментальных факторов парадигмального восприятия мира и соблюдения психолого-педагогических обстоятельств усвоения данных факторов студентами;
г) предъявление учащимся разных возрастов эволюционной гипотезы как фундаментального способа представления о мире;
д) обоснования восприятия сущностной взаимности эволюционной теории и реальности, представление о её содержании и форме, её дополнительности и контрастности по отношению к другим мировоззренческим парадигмам;
ж) создание представления о том, что усвоение ключевых характеристик эволюционной теории является значимым экзистенциальным фактором складывания строя личности в моделировании персонального представления мира.
В качестве условий формирования научного мировоззрения у современных учащихся в ходе усвоения эволюционной теории другими исследователями предложены:
- учебные мировоззренческие ситуации (М.Ф. Гильмуллин2, А.Л. Жохов3, И.Е. Карелина4);
- система учебных материалов в виде комплекса серий специальных плакатов (Е.Н. Боровец, Я.Л. Завьялова5);
- элективные методологически ориентированные курсы (М.В. Шабанова6, А.С. Габидуллин, И.Р. Ибрагимов7, Ю.В. Масленникова, И.В. Гребенев8).
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
- Провести анализ разнообразных способов формирования научного мировоззрения учащихся;
- Описать содержание, формы, методы и средства формирования научного мировоззрения студентов.
- Раскрыть роль и место курсов по теории эволюции как способа формирования представлений о научной картинемира студентов;
- Определить принципы информационных проектов по эволюционной теории как способа формированиянаучной картины мира студентов;
- Создать фонд оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и претворить в образовательных условиях.
Методы исследования включают анализ научной и учебно-методологической литературы; систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.
Выводы:Сравнение данных входной и выходной диагностики показали позитивную разницу между одним и другим. Можно видеть, что число студентов с высоким и хорошим уровнем сформированности картины мира у студентов старших курсов повысилось, а число студентов с удовлетворительным и низким уровнями сформированности картины мира у студентов старших курсов стало значительно меньше. Это напрямую означает, что изучение теории эволюции поспособствовало повышению уровня сформированности картины мира у студентов старших курсов.
Проведенная работа позволяет сделать выводы об эффективности дидактического применения теории эволюции с целью формирования научного мировоззрения, подтверждая исходную гипотезу исследования в процессе изучения теории эволюции будет эффективно сформировано научное мировоззрение у студентов-бакалавров при условии анализа содержание программы дисциплины теории эволюции и выявлены условия для формирования научного мировоззрения; описания методических условий формирования научного мировоззрения при изучении теории эволюции разработки методических рекомендаций.