Введение. В современном российском социуме вопросы регулирования межнациональных отношений является предметом активных обсуждений не только в научном дискурсе, но и всех ветвей государственной власти. Конструктивное решение межнационального вопроса в нашей стране целесообразно определить в таких документах, как Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., постановление правительства РФ о ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.), указы Президента РФ «Об обеспечении национального согласия» и т.д.
К числу приоритетных целей национальной политики РФ целесообразно отнести консолидацию общероссийского гражданского самосознания российской нации при условии сохранения и поддержания этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории РФ.
Представители более чем 185 стран с 1995 г. подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности[2].
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Цель исследования. Рассмотреть теоретические основания проблематики этнической толерантности, этнической компетентности в современном социуме. Посредством проведения эмпирического исследования определить уровень развитости этнической толерантности в г. Тобольске, выявить наиболее волнующие вопросы, спрогнозировать дальнейшее взаимодействие представителей разных этнических групп в городе.
Материал и методы исследования. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Вопрос этнической толерантности подробно рассмотрены в исследованиях Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, М.О. Мнацаканяна, Л. Ноэля, А.А. Сусоколова, М. Уолцера и других. В работах А.Г. Асмолова, А.Г. Здравомыслова, Н.М. Лебедевой, Э.Т. Майбороды, В.И. Мукомеля содержится анализ специфических проблем, связанных с формированием этнической толерантности, такими как: исследование этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах Росси и СНГ, изучение проявлений интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) и др.[1, с.6-7].
Осознавая значимость феномена толерантности в обществе, исследование аспекта этнической толерантности среди граждан г. Тобольска представляется актуальным и перспективным направлением.
С целью выявления развитости этнической компетентности среди жителей г. Тобольска, было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 95 человек, в возрасте от 14 до 55 лет. Некоторые аспекты национальной (этнической) толерантности были соотнесены с исследованием, проводившимся в 2013-2014 гг., где были затронуты вопросы межнациональной коммуникации среди жителей г. Тобольска.
Результаты исследования. Если результаты исследования по аспектам толерантности, проводимого в 2013-2014 гг. показывали 8% респондентов в возрасте 25-55 лет, не доверяющих представителям других национальностей, считая их «ниже» своей, то на сегодняшний день- 36% респондентов в возрасте 16-50 лет с недоверием относятся к представителям других национальностей. Полученный результат заставляет задуматься об активизации профилактических просветительских мероприятиях в городском социуме на разных уровнях.
Также, по- сравнению с 2013-2014 гг., результаты проведенного в 2020 г. исследования в области религиозной толерантности показали некоторое увеличение негативного настроения по отношению к представителям других религиозных конфессий, особенно среди молодёжи в возрасте 14-35 лет- 38%. Проведенное исследование выявила, что 35% опрошенных респондентов испытывали по отношению к себе негативное отношение, как в бытовой, так и в деловой коммуникации.
Как показало исследование 53% опрошенных респондентов старше 40-55 лет не совсем позитивно относятся к браку с представителями других национальностей, а также предпочитают видеть вторую половину своего ребёнка представителем своей национальности. В то время, как 60% респондентов в возрасте 14-25 лет отнеслись к возможности брака с представителями других национальностей более нейтрально.
В целом, анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что респонденты в возрасте 25-55 лет позитивно настроены к культуре, культурным традициям других национальностей -73%, в отличие от респондентов возрастной когорты 14-24 лет – 55%. Сложившаяся ситуация нацеливает на необходимость проведения специфических мер, направленных на популяризацию культуры разных народов, проживающих в городе в молодёжной среде посредством проведения культурологического ликбеза посредством интерактивных средств обучения, национальных квестов, знакомством с традициями, кухней, ремеслом и т.д. в образовательном процессе, дополнительном образовании, развлекательных городских соревнованиях.
Результаты исследования показывают, что 76% опрошенных респондентов не испытывают чувства неприязни к представителям другой национальности в деловой коммуникации. Респонденты в возрасте 25-55 лет с интересом бы узнали традиции и ремёсла других народов, однако респонденты более младшего возраста не заинтересованы в подобных предложениях.
Анализ результатов исследования указывает, что респонденты в возрасте 28-55 лет в большинстве представляют национальный состав города, знают какие национальные диаспоры проживают в городе, в отличие от респондентов 14-25 лет- всего имеют представление 22%.
Заключение. В результате анализа полученных данных представляется возможным отметить серьёзность того факта, что процесс преемственности традиционных национальных ценностей, культурных образцов в национальных семьях идёт на убыль: только 28% опрошенных респондентов среди 14-25 лет отмечают, что в их семьях поддерживаются культурные национальные образцы (язык, традиции, кухня). Поддержания культурных образцов и традиций, вопрос развитости преемственности является одним из факторов национальной компетентности людей, способствующий также развитию здорового культурного релятивизма, воспитанию уважения к культуре и традициям представителей других этносов.
В целом, большая часть респондентов - 62% респондентов 14-24 лет и 70% респондентов 25-55 лет считают, что городской социум относится толерантно к представителям других национальностей.
На основании проведенного исследования представилась возможность сделать следующие прогнозы относительно развития национальных взаимоотношений в г. Тобольске:
- В связи с выявленной достаточной степенью толерантности респондентов 14-24 лет в разных сферах жизнедеятельности, можно предположить, что конфликты на почве национальной неприязни в г. Тобольске в будущем не представляют острой угрозы для жителей города.
- Толерантное принятие возможности брака с представителями других национальностей в молодёжной среде способствует культурной и национальной ассимиляции граждан нашего города.
Проблематика толерантной компетентности в городском социуме должна аккумулироваться посредством толерантного воспитания граждан, популяризации культурного многообразия традиций народов, проживающих на территории Тюменского региона как необходимое условие сохранения социальной безопасности общества.
Библиографическая ссылка
Новикова А.А., Усольцева К.И. АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г. ТОБОЛЬСКА // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20371 (дата обращения: 21.11.2024).