Введение. В современном российском социуме вопросы регулирования межнациональных отношений является предметом активных обсуждений не только в научном дискурсе, но и всех ветвей государственной власти. Конструктивное решение межнационального вопроса в нашей стране целесообразно определить в таких документах, как Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., постановление правительства РФ о ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.), указы Президента РФ «Об обеспечении национального согласия» и т.д.
К числу приоритетных целей национальной политики РФ целесообразно отнести консолидацию общероссийского гражданского самосознания российской нации при условии сохранения и поддержания этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории РФ.
Представители более чем 185 стран с 1995 г. подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности[2].
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Цель исследования. Рассмотреть теоретические основания проблематики этнической толерантности, этнической компетентности в современном социуме. Посредством проведения эмпирического исследования определить уровень развитости этнической толерантности в г. Тобольске, выявить наиболее волнующие вопросы, спрогнозировать дальнейшее взаимодействие представителей разных этнических групп в городе.
Материал и методы исследования. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Вопрос этнической толерантности подробно рассмотрены в исследованиях Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, М.О. Мнацаканяна, Л. Ноэля, А.А. Сусоколова, М. Уолцера и других. В работах А.Г. Асмолова, А.Г. Здравомыслова, Н.М. Лебедевой, Э.Т. Майбороды, В.И. Мукомеля содержится анализ специфических проблем, связанных с формированием этнической толерантности, такими как: исследование этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах Росси и СНГ, изучение проявлений интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) и др.[1, с.6-7].
Осознавая значимость феномена толерантности в обществе, исследование аспекта этнической толерантности среди граждан г. Тобольска представляется актуальным и перспективным направлением.
С целью выявления развитости этнической компетентности среди жителей г. Тобольска, было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 95 человек, в возрасте от 14 до 55 лет. Некоторые аспекты национальной (этнической) толерантности были соотнесены с исследованием, проводившимся в 2013-2014 гг., где были затронуты вопросы межнациональной коммуникации среди жителей г. Тобольска.
Результаты исследования. Если результаты исследования по аспектам толерантности, проводимого в 2013-2014 гг. показывали 8% респондентов в возрасте 25-55 лет, не доверяющих представителям других национальностей, считая их «ниже» своей, то на сегодняшний день- 36% респондентов в возрасте 16-50 лет с недоверием относятся к представителям других национальностей. Полученный результат заставляет задуматься об активизации профилактических просветительских мероприятиях в городском социуме на разных уровнях.
Также, по- сравнению с 2013-2014 гг., результаты проведенного в 2020 г. исследования в области религиозной толерантности показали некоторое увеличение негативного настроения по отношению к представителям других религиозных конфессий, особенно среди молодёжи в возрасте 14-35 лет- 38%. Проведенное исследование выявила, что 35% опрошенных респондентов испытывали по отношению к себе негативное отношение, как в бытовой, так и в деловой коммуникации.
Как показало исследование 53% опрошенных респондентов старше 40-55 лет не совсем позитивно относятся к браку с представителями других национальностей, а также предпочитают видеть вторую половину своего ребёнка представителем своей национальности. В то время, как 60% респондентов в возрасте 14-25 лет отнеслись к возможности брака с представителями других национальностей более нейтрально.
В целом, анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что респонденты в возрасте 25-55 лет позитивно настроены к культуре, культурным традициям других национальностей -73%, в отличие от респондентов возрастной когорты 14-24 лет – 55%. Сложившаяся ситуация нацеливает на необходимость проведения специфических мер, направленных на популяризацию культуры разных народов, проживающих в городе в молодёжной среде посредством проведения культурологического ликбеза посредством интерактивных средств обучения, национальных квестов, знакомством с традициями, кухней, ремеслом и т.д. в образовательном процессе, дополнительном образовании, развлекательных городских соревнованиях.
Результаты исследования показывают, что 76% опрошенных респондентов не испытывают чувства неприязни к представителям другой национальности в деловой коммуникации. Респонденты в возрасте 25-55 лет с интересом бы узнали традиции и ремёсла других народов, однако респонденты более младшего возраста не заинтересованы в подобных предложениях.
Анализ результатов исследования указывает, что респонденты в возрасте 28-55 лет в большинстве представляют национальный состав города, знают какие национальные диаспоры проживают в городе, в отличие от респондентов 14-25 лет- всего имеют представление 22%.
Заключение. В результате анализа полученных данных представляется возможным отметить серьёзность того факта, что процесс преемственности традиционных национальных ценностей, культурных образцов в национальных семьях идёт на убыль: только 28% опрошенных респондентов среди 14-25 лет отмечают, что в их семьях поддерживаются культурные национальные образцы (язык, традиции, кухня). Поддержания культурных образцов и традиций, вопрос развитости преемственности является одним из факторов национальной компетентности людей, способствующий также развитию здорового культурного релятивизма, воспитанию уважения к культуре и традициям представителей других этносов.
В целом, большая часть респондентов - 62% респондентов 14-24 лет и 70% респондентов 25-55 лет считают, что городской социум относится толерантно к представителям других национальностей.
На основании проведенного исследования представилась возможность сделать следующие прогнозы относительно развития национальных взаимоотношений в г. Тобольске:
- В связи с выявленной достаточной степенью толерантности респондентов 14-24 лет в разных сферах жизнедеятельности, можно предположить, что конфликты на почве национальной неприязни в г. Тобольске в будущем не представляют острой угрозы для жителей города.
- Толерантное принятие возможности брака с представителями других национальностей в молодёжной среде способствует культурной и национальной ассимиляции граждан нашего города.
Проблематика толерантной компетентности в городском социуме должна аккумулироваться посредством толерантного воспитания граждан, популяризации культурного многообразия традиций народов, проживающих на территории Тюменского региона как необходимое условие сохранения социальной безопасности общества.