В последние десятилетия люди все больше обращаются к вере, в той или иной степени интересуются религией, посещают церковь. Так постепенно восстанавливается прерванная традиция, и в жизни многих людей появляется новая ситуация общения, связанная с религиозным образом жизни. Цель работы – изучение лингвистических и экстралингвистических особенностей религиозного дискурса. Применяется комплексная методика, включающая теоретический анализ лингвистических понятий (религиозный дискурс, религиозные речевые жанры) и описание типичных для религиозного дискурса языковых единиц, компонентов коммуникативной ситуации. Материалом исследования послужили письменные тексты молитв (канонические молитвы и личная молитва А.И. Солженицына), проповеди (протоиерея Андрея Ткачёва, отца Сергия Ганьковского), приветствия.
По утверждению В.И. Карасика [1], Т.П. Поповой [2] и других, религиозный дискурс – один из видов институционального дискурса. Институциональный дискурс – это коммуникация в рамках статусно-ролевых отношений. Два системообразующих признака институционального дискурса – это участники общения (представители института (агенты) и люди, обращающиеся к ним), а также цель общения. В религиозном дискурсе говорящий выступает как представитель социального института – Церкви. В современной лингвистике усиливается интерес к религиозному дискурсу и к языку религии (см. работы С.Н. Воробьевой [3], Т.Ф. Гришенковой и Е.В. Вариясовой [4] и других).
Лингвистический анализ особенностей православного дискурса показывает, что содержание коммуникации, взаимоотношения ее участников находят отражение в отборе и употреблении языковых единиц. Так, верующие используют особые типы обращений (батюшка, отец Сергий (без отчества), Владыка); пожелания (мир дому сему, мир вам, Ангела за трапезой, Ангела в дорогу). Часто встречающиеся глагольные формы подай, прости, помоги, адресованные Всевышнему, расцениваются не как повелительное наклонение, а как «молительное», «желательное». Неоднократно в религиозном дискурсе используются такие средства, как антитезы (праведник-грешник, ад-рай), безличные конструкции (все мне позволено, но не все полезно), оценочные выражения (например, отрицательная оценка людей в именной молитве А.И. Солженицына: умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что делать дальше). Употребляется в данном типе дискурса древняя звательная форма имени существительного (Дево, Отче, Владыко). Характерная лексическая особенность – большое количество славянизмов (уста, житие, алкать, трапеза). Преобладают сложные слова типа добротолюбие, многопопечение, богоугодный. Прилагательные-определения часто находятся в постпозиции (Царь Небесный, Слово Божие, род человеческий).
К числу коммуникативно значимых компонентов религиозной ситуации общения относятся:
- Партнеры коммуникации и их взаимоотношения.
- Цель и тема общения.
- Условия коммуникации.
Тема общения, как правило, религиозная. В роли адресата может быть священник, мирянин, а также Бог, Богородица, святые. В роли адресанта выступают священник или мирянин. Речевые жанры религиозного дискурса – это проповедь, исповедь, приветствие, просьба, объяснение, молитва. Например, молитва является проявлением связи души и Бога (это особые условия общения); состоит из коммуникативных стратегий (целей): обращение, воззвание, прошение, славословие, восхваление, благодарение. Выделяются каноническая молитва и личная (именная) молитва (молитва своими словами). Так, как показано в исследовании С.В. Цынк, «в личной молитве А.И. Солженицын провозглашает свою особую роль духовного избранника» [5, c. 60]. Это еще одна из коммуникативных стратегий религиозного дискурса – создание образа пророка и проповедника.
Одним из особых аспектов религиозной морали является культура общения. Христианская этика предполагает уважение к собеседнику, умение выслушать его. Это возможно при условии понимания того, что каждый партнер по общению – это образ и подобие Божие.
Таким образом, религиозный дискурс имеет свои особые лексические и грамматические атрибуты, коммуникативные цели и задачи, условия общения. Церковь расширяет свое влияние на жизнь современного общества, что приводит к развитию и распространению жанров религиозного дискурса.
Библиографическая ссылка
Маркелов А.В., Калюгин П.С., Краснов Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ДИСКУРСА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20281 (дата обращения: 27.12.2024).