Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF RELIGIOUS DISCOURSE

Markelov A.V. 1 Kalyugin P.S. 1 Krasnov N.Y. 1
1 DITI NIAU MEPhI
The article considers religious discourse as a type of institutional discourse, describes the linguistic, pragmatic features of the speech genres of religious discourse. The main research methods - analysis of scientific literature, description. The authors conclude that religious discourse has special linguistic and extralinguistic attributes, that in modern society the genres of religious discourse are further disseminated, developed.
discourse
religious discourse
linguistic features of religious discourse
components of the religious situation of communication
speech genres of religious discourse

В последние десятилетия люди все больше обращаются к вере, в той или иной степени интересуются религией, посещают церковь. Так постепенно восстанавливается прерванная традиция, и в жизни многих людей появляется новая ситуация общения, связанная с религиозным образом жизни. Цель работы – изучение лингвистических и экстралингвистических особенностей религиозного дискурса. Применяется комплексная методика, включающая теоретический анализ лингвистических понятий (религиозный дискурс, религиозные речевые жанры) и описание типичных для религиозного дискурса языковых единиц, компонентов коммуникативной ситуации. Материалом исследования послужили письменные тексты молитв (канонические молитвы и личная молитва А.И. Солженицына), проповеди (протоиерея Андрея Ткачёва, отца Сергия Ганьковского), приветствия.

По утверждению В.И. Карасика [1], Т.П. Поповой [2] и других, религиозный дискурс – один из видов институционального дискурса. Институциональный дискурс – это коммуникация в рамках статусно-ролевых отношений. Два системообразующих признака институционального дискурса – это участники общения (представители института (агенты) и люди, обращающиеся к ним), а также цель общения. В религиозном дискурсе говорящий выступает как представитель социального института – Церкви. В современной лингвистике усиливается интерес к религиозному дискурсу и к языку религии (см. работы С.Н. Воробьевой [3], Т.Ф. Гришенковой и Е.В. Вариясовой [4] и других).

Лингвистический анализ особенностей православного дискурса показывает, что содержание коммуникации, взаимоотношения ее участников находят отражение в отборе и употреблении языковых единиц. Так, верующие используют особые типы обращений (батюшка, отец Сергий (без отчества), Владыка); пожелания (мир дому сему, мир вам, Ангела за трапезой, Ангела в дорогу). Часто встречающиеся глагольные формы подай, прости, помоги, адресованные Всевышнему, расцениваются не как повелительное наклонение, а как «молительное», «желательное». Неоднократно в религиозном дискурсе используются такие средства, как антитезы (праведник-грешник, ад-рай), безличные конструкции (все мне позволено, но не все полезно), оценочные выражения (например, отрицательная оценка людей в именной молитве А.И. Солженицына: умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что делать дальше). Употребляется в данном типе дискурса древняя звательная форма имени существительного (Дево, Отче, Владыко). Характерная лексическая особенность – большое количество славянизмов (уста, житие, алкать, трапеза). Преобладают сложные слова типа добротолюбие, многопопечение, богоугодный. Прилагательные-определения часто находятся в постпозиции (Царь Небесный, Слово Божие, род человеческий).

К числу коммуникативно значимых компонентов религиозной ситуации общения относятся:

  • Партнеры коммуникации и их взаимоотношения.
  • Цель и тема общения.
  • Условия коммуникации.

Тема общения, как правило, религиозная. В роли адресата может быть священник, мирянин, а также Бог, Богородица, святые. В роли адресанта выступают священник или мирянин. Речевые жанры религиозного дискурса – это проповедь, исповедь, приветствие, просьба, объяснение, молитва. Например, молитва является проявлением связи души и Бога (это особые условия общения); состоит из коммуникативных стратегий (целей): обращение, воззвание, прошение, славословие, восхваление, благодарение. Выделяются каноническая молитва и личная (именная) молитва (молитва своими словами). Так, как показано в исследовании С.В. Цынк, «в личной молитве А.И. Солженицын провозглашает свою особую роль духовного избранника» [5, c. 60]. Это еще одна из коммуникативных стратегий религиозного дискурса – создание образа пророка и проповедника.

Одним из особых аспектов религиозной морали является культура общения. Христианская этика предполагает уважение к собеседнику, умение выслушать его. Это возможно при условии понимания того, что каждый партнер по общению – это образ и подобие Божие.

Таким образом, религиозный дискурс имеет свои особые лексические и грамматические атрибуты, коммуникативные цели и задачи, условия общения. Церковь расширяет свое влияние на жизнь современного общества, что приводит к развитию и распространению жанров религиозного дискурса.