По оценке Global Market Insights, в 2017 году мировой рынок онлайн-образования измерялся суммой $159 млрд., в 2018-м — $190 млрд., в 2019-м — $205 млрд.[1]. Объём российского b2c-рынка онлайн-образования в 2019 г. достиг 38,5 млрд. руб.[2, с. 5]. В конце 2023 года величина превысит отметку 60 млрд. руб.[3, p.10] в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12–15%. Почти половину процентов (19 млрд. руб.) в объеме российского онлайн-образования занимает сегмент дополнительного обучения взрослых, 26 % (10 млрд. руб.) – дополнительное школьное образование, 18 % (7 млрд. руб.) – высшее профессиональное образование. Приведенные выше данные, повышающиеся с каждым годом, свидетельствуют об актуальности данного исследования. Целью данной работы является выявление особенностей онлайн-образования в России как перспективного направления в российских стартапах, пятую часть которых заняли проекты в сфере образования.
В данной статье автор провел анализ на основе полученных результатов опросов по темам «Какие из приведенных образовательных платформ вам знакомы?», «Был ли у вас опыт обучения на онлайн-платформах?», «Основные недостатки российских образовательных платформ», «Какой, по-вашему, мнению должна быть "идеальная" платформа?». Также в данной статье было проведено сравнение "идеального" онлайн-образования для российских и иностранных студентов, были использованы аналитические данные университетов профессий сферы онлайн-образования для выведения гипотезы, что онлайн-платформы в России постепенно укрепляют свои позиции на внутреннем рынке образования.
Дистанционное образование с каждым годом становится всё более распространенным, что стало причиной привлечения инвесторов в данную отрасль. Согласно исследованию, проведенному в 2019 г., 12 % опрошенных предпринимателей использовали внешний капитал для запуска онлайн-школы, и только 7 % выбрали источниками финансирования банк, грант, инвестиции и т.п. Но, не смотря на это, на 2019 г. 29 % опрошенных хотели привлечь инвестиции в свой бизнес в основном на продвижение образовательных услуг и расширение спектра предоставляемых услуг[4, с.38].
Благодаря функционированию на российском рынке весомых игроков, которые вышли на международный уровень, эксперты насчитывают около 45 публичных сделок [2, с. 59] в секторе онлайн-образования за период 2017-2019 гг. Это является подтверждением тому, что российские предприниматели, принимая во внимание опыт иностранных коллег, также пытаются завоевать данную нишу путем выявления и воплощения определенных преимуществ дистанционного образования над традиционным. Совокупный объем инвестиций в российское онлайн образование в 2019 г. по сравнению с 2018 г. значительно вырос, а именно на $21 млн., это стало самым большим скачком за весь период 2014-2019 гг.
Согласно итогам 2019 г. на рынке дополнительного онлайн-обучения взрослых крупнейшими отраслями стали следующие: иностранные языки (5,3 млрд. руб.); маркетинг и коммуникации (2,7 млрд. руб.); IT, анализ данных информационные технологии (2,2 млрд. руб.)[2, с.101]. Действительно сфера изучения иностранных языков все больше набирает обороты и заслуживает востребованность среди всех возрастных групп благодаря выходу на онлайн-платформу. Спрос на изучение языков обуславливается желанием компаний повысить свою конкурентоспособность на рынке, а также отдельных индивидуумов получить «полезное» с помощью «нескучных» инструментов. Именно поэтому большой спрос среди молодого населения порождает идеи для бизнеса создавать продукт с наибольшей привлекательностью. Под привлекательностью подразумевается внедрение новых технологий для коммуникации с конечным потребителем, удержания клиента, совершенствования продукта. Завоевавшие 2 и 3 места на платформе онлайн-образования маркетинг и IT-сфера также проникли в сферы интересов пользователей, желающих стать обладателями «soft» и «digital» навыков, что так востребовано на современном бизнес-рынке.
Таким образом, многообразие образовательных онлайн-платформ в России, например, Coursera, GeekBrains, Универсариум, Нетология-групп, Lingualeo и Puzzle English[5] (сервисы изучения иностранных языков), позволяет пользователю в комфортной обстановке, в удобное время, с индивидуальным подходом, за приятную стоимость, поощряемую за бонусы, подписку, рекомендации получить качественное дополнительное образование. Это позволит обучающемуся обрести еще одно преимущество на пути к самосовершенствованию, продвижению по карьерной лестнице, завоеванию высоких позиций на бизнес-рынке.
Если онлайн-образование ежегодно завоевывает популярность среди пользователей, и люди все больше отдают предпочтение данным сервисам, грозит ли это падению ценности традиционного образования? Каждая ступень российского образования в той или иной степени внедряет в себя онлайн-сервисы. На внедрение онлайн-технологий в 2019 г. в сегмент общего среднего образования пришлось 1,5 млрд. руб., дополнительного школьного образования 10 млрд. руб. за счет онлайн-школ и образовательных платформ, высшего профессионального образования 18,4 млрд. руб.[2, с. 90],что охватывает только 4 % от общего объема рынка ВПО. Однако сам процесс внедрения EdTech на всех стадиях образования происходит довольно медленно по сравнению с другими странами, особенно с США. Все это является следствием того, что вузам не хватает средств на покупку подобных образовательных продуктов, у администрации вузов отсутствует политическая воля к тому, чтобы создавать курсы на долгосрочную перспективу и со стратегическим расчётом. По словам Якова Сомова, сооснователя «Лекториума», в сегменте высшего профессионального образования на российском рынке представлены преимущественно «недосервисы» и «переучебники»[2, с. 85] Следовательно, можно сделать вывод, что российскому сегменту образования еще предстоит сфокусироваться на понимании, что такое онлайн-сервис, осознать его ценность и начать реализацию проектов по покупке / созданию наиболее проработанных онлайн-платформ для непосредственного получения студентами дополнительных профессиональных навыков и знаний.
Невозможно создать универсальный образовательный продукт, чтобы достичь одинакового результата, нужно постоянное совершенствование продукта и использование индивидуального подхода на каждом шаге создания. Достичь такого эффекта можно благодаря обратной связи от обучающихся на онлайн-сервисах. Онлайн-образование – это, прежде всего, процесс, который подвергается перманентным изменениям в связи с условиями мирового рынка[6]. Учебники – это классика, а онлайн-сервисы – усовершенствованная основа образования. Данное утверждение подкрепляет генеральный директор онлайн-сервиса «Учи.ру» Илья Паршин: «Несмотря на то, что онлайн становится неотъемлемой частью классической школы, полное вытеснение офлайна вряд ли возможно[7], ближайшее будущее института образования принадлежит так называемому «гибридному образованию»[8, с. 17], т. е. которое будет сочетать в себе традиционное обучение с онлайн-формами. Следовательно, можно сделать вывод о том, что онлайн-образование не сможет полностью вытеснить традиционное, т. к. первое способно «жить» благодаря последнему.
В последние несколько месяцев наблюдается тренд к увеличению востребованности онлайн-платформ[9]. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 ускорила этот долгосрочный тренд. Профессиональное образование в онлайн до настоящего момента в основном специализировалась на технических и digital-специальностях. Однако за период всеобщей самоизоляции выявил возможность проводить множество сфер жизни в онлайн-формате, таких как фитнес-тренировки, юридические консультации, обучение кулинарному искусству, шитью, экономике и т.п.
Такие кардинальные изменения, затронувшие в том числе и образовательную среду, станут хорошим примером того, что у нас есть все возможности для внедрения инноваций в образование. Школы станут использовать смешанную модель обучения: онлайн и офлайн-образование. Какая-то часть образовательного процесса, например, проверка домашнего задания, высчитывание среднего балла может быть автоматизирована. Что касается коммуникаций, воспитательного элемента, то это останется необходимым в живой среде. Если рассматривать ВУЗы, дополнительное профессиональное образование, то здесь закрепят свои позиции онлайн-платформы, которые расширят сферу выбора учащихся, соответствующую их профессиональным интересам.
Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению Высшей школы экономики, считает, что основная цель провайдеров онлайн-образования сейчас не в том, чтобы заработать в краткосрочной перспективе, а чтобы развить онлайн-образование как социально значимую отрасль[10]. Например, онлайн-университет «Нетология» запустила бесплатные курсы, которые помогают потенциальным ученикам понять, интересна ли им та или иная профессия, из каких блоков она состоит, немного попробовав себя в данной сфере. «Открыть доступ к своим решениям и бросить силы на разработку новых бесплатных продуктов, способных помочь в условиях пандемии — это адекватные меры любого социально ответственного бизнеса»[10] - говорит генеральный директор Учи.ру. Таким образом, увеличивается спрос клиентов на полноценный платный курс, сначала они изучают бесплатный контент, а потом решают, какое направление им подходит больше всего. Нетология в марте этого года объявила о скидках до 40% на полные курсы платформы[11], что также стало одним из факторов резкого увеличения пользователей данной платформы. «Продажи курсов онлайн-университета “Нетология” во второй половине марта выросли на 31% по сравнению с первой половиной месяца»[12] – рассказывает Марианна Снигирева, исполнительный директор онлайн-университета. По ее словам, более всего на платформе выросла аудитория пользователей в возрасте 45–54 года (на 104%), а число пользователей от 35 до 44 лет увеличилось на 80%.
Дистанционное образование в России стремительно развивается, существуют онлайн-платформы с хорошим качеством образовательных ресурсов. В связи с тем, что такие платформы появились сравнительно недавно, произошло отставание от зарубежных аналогов – как по актуальности предоставляемой информации, так и по популярности. Опросив россиян в возрасте 18-27 лет, группа учащихся чаще отвечала, что постоянно пользовалась онлайн-платформами в сфере образования, нежели группа работающих людей. Это связано с тем, что в российских высших учебных заведениях стараются какую-то часть, в основном, которая касается дополнительных дисциплин, перевести в онлайн-формат. Согласно рисунку 1, из наиболее известных онлайн-платформ респонденты чаще выбирали системы электронного онлайн-образования «Открытое образование» и «Moodle»,что обусловлено внедрением данных систем в процесс обучения российских студентов.
Рис. 1. Какие из приведенных ниже образовательных платформ вам знакомы?
Среди всех опрошенных 66.7 % ответили, что имели опыт обучения на онлайн-платформах, 16.7 % – постоянно используют данный вид получения новых знаний, и также 16.7 % – вообще никогда не слышали о такой форме образования (рис. 2). Следовательно, можно сделать вывод, что в России данная форма образования не стала популярной, и многие оппоненты испытывают недоверие к таким онлайн-платформам.
Рис. 2. Был ли у вас опыт обучения на онлайн-платформах?
Основными причинами малой востребованности, недоверия оказались технические характеристики (неудобный интерфейс, плохая оптимизация) и неактуальность предоставляемых знаний (поверхностное объяснение материала, малый охват сфер) (рис. 3).
Рис. 3. Основные недостатки российских образовательных платформ
Обратившись к иностранным оппонентам, 68.2 % ответили, что имели опыт обучения на онлайн-платформах, 22.7 % – постоянно используют данный вид получения новых знаний, и также 9.1 % – вообще никогда не слышали о такой форме образования (рис. 4). Согласно приведенным данным, следует вывод, что иностранные респонденты также как и русские не так часто пользуются онлайн-платформами.
Рис. 4. Был ли у вас опыт обучения на онлайн-сервисах?
Таким образом, назревает вопрос, чего же не хватает в онлайн-платформах потенциальным студентам для того, чтобы такие сервисы смогли выйти на передовую получения новых качественных знаний. Объединив ответы российских и иностранных респондентов, получились следующие результаты (рис. 5). Для 32% опрошенных самым важным является использование онлайн-платформами актуальных знаний, для 23% основными проблемами стали технические неполадки, которые сильно подрывают репутацию онлайн-образования. Медленный интернет, пропадание звука, сбои в работе платформы, отсутствие достаточной информации, как правильно пользоваться платформой, побуждает потенциальных учеников отказываться от такой формы обучения. Онлайн-сервисы не соответствуют в полной мере стандартам образования, не используют строгие правила при выборе преподавателей, что снижает уровень доступности предоставляемых знаний. Всё это становится причиной недостаточного профессионализма преподавателей, что подтверждает 23% опрошенных студентов, столкнувшихся с данной проблемой. Следовательно, по результатам данного опроса мы можем выделить основные проблемы онлайн-образования, которые охватывают множество сфер. Решив, например, проблему с разнообразием курсов, платформа не завоюет доверие потенциальных студентов, необходимо лечить все сферы.
Рис. 5. Какой, по-вашему, мнению должна быть "идеальная" платформа?
Подводя итоги, следует сделать вывод, что образование ждут значительные перемены. Спрос будет повышаться, а, следовательно, станут необходимыми дополнительные меры по поддержанию и совершенствованию онлайн-платформ, чтобы они смогли обеспечить максимально комфортное пользование и актуальные знания пользователем с расчетом на долгосрочное сотрудничество. До текущего времени онлайн-сервисы считали своей основной спецификой digital-профессии, но сейчас, переживая такое сложное время, которое стало для кого-то фактором потери чего-либо, а для кого-то открыло новые возможности в самореализации, они открыли новые сферы жизни, которые также можно преподать, даже если у тебя нет возможности выйти из дома.
Библиографическая ссылка
Кочнева Н.О. ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20149 (дата обращения: 21.11.2024).