Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ONLINE-EDUCATION IN RUSSIA

Kochneva N.O. 1
1 The Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin
E-education has become a sector that is rapidly gaining momentum in the education industry. E-learning initiatives take precedence over traditional learning modes because of their ability to reduce overall learning costs through a common program. E-learning also has additional qualitative advantages in contrast to traditional methods, for example, the choice of time and place of study, access to global mentoring resources to maximize the development of skills and administration. However, in Russia there is a lack of activity on online platforms, which leads to a significant lag behind foreign services, which have firmly strengthened their positions in the local and foreign markets. However, recent research results predict a leap in this sector, which will raise Russian education to a higher level and help students adapt to online training and increase their level of knowledge through numerous practical courses from different cities of the country. In April 2020, there was a sharp jump, which in total was 4 times greater than a couple of months ago before the announcement of quarantine in the Russian regions. For online education, this has become a good opportunity to strengthen its position in the market and use all its resources to attract and retain customers.
e-education
online platform
service
traditional education
business

По оценке Global Market Insights, в 2017 году мировой рынок онлайн-образования измерялся суммой $159 млрд., в 2018-м — $190 млрд., в 2019-м — $205 млрд.[1]. Объём российского b2c-рынка онлайн-образования в 2019 г. достиг 38,5 млрд. руб.[2, с. 5]. В конце 2023 года величина превысит отметку 60 млрд. руб.[3, p.10] в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12–15%. Почти половину процентов (19 млрд. руб.) в объеме российского онлайн-образования занимает сегмент дополнительного обучения взрослых, 26 % (10 млрд. руб.) – дополнительное школьное образование, 18 % (7 млрд. руб.) – высшее профессиональное образование. Приведенные выше данные, повышающиеся с каждым годом, свидетельствуют об актуальности данного исследования. Целью данной работы является выявление особенностей онлайн-образования в России как перспективного направления в российских стартапах, пятую часть которых заняли проекты в сфере образования.

В данной статье автор провел анализ на основе полученных результатов опросов по темам «Какие из приведенных образовательных платформ вам знакомы?», «Был ли у вас опыт обучения на онлайн-платформах?», «Основные недостатки российских образовательных платформ», «Какой, по-вашему, мнению должна быть "идеальная" платформа?». Также в данной статье было проведено сравнение "идеального" онлайн-образования для российских и иностранных студентов, были использованы аналитические данные университетов профессий сферы онлайн-образования для выведения гипотезы, что онлайн-платформы в России постепенно укрепляют свои позиции на внутреннем рынке образования.

Дистанционное образование с каждым годом становится всё более распространенным, что стало причиной привлечения инвесторов в данную отрасль. Согласно исследованию, проведенному в 2019 г., 12 % опрошенных предпринимателей использовали внешний капитал для запуска онлайн-школы, и только 7 % выбрали источниками финансирования банк, грант, инвестиции и т.п. Но, не смотря на это, на 2019 г. 29 % опрошенных хотели привлечь инвестиции в свой бизнес в основном на продвижение образовательных услуг и расширение спектра предоставляемых услуг[4, с.38].

Благодаря функционированию на российском рынке весомых игроков, которые вышли на международный уровень, эксперты насчитывают около 45 публичных сделок [2, с. 59] в секторе онлайн-образования за период 2017-2019 гг. Это является подтверждением тому, что российские предприниматели, принимая во внимание опыт иностранных коллег, также пытаются завоевать данную нишу путем выявления и воплощения определенных преимуществ дистанционного образования над традиционным. Совокупный объем инвестиций в российское онлайн образование в 2019 г. по сравнению с 2018 г. значительно вырос, а именно на $21 млн., это стало самым большим скачком за весь период 2014-2019 гг.

Согласно итогам 2019 г. на рынке дополнительного онлайн-обучения взрослых крупнейшими отраслями стали следующие: иностранные языки (5,3 млрд. руб.); маркетинг и коммуникации (2,7 млрд. руб.); IT, анализ данных информационные технологии (2,2 млрд. руб.)[2, с.101]. Действительно сфера изучения иностранных языков все больше набирает обороты и заслуживает востребованность среди всех возрастных групп благодаря выходу на онлайн-платформу. Спрос на изучение языков обуславливается желанием компаний повысить свою конкурентоспособность на рынке, а также отдельных индивидуумов получить «полезное» с помощью «нескучных» инструментов. Именно поэтому большой спрос среди молодого населения порождает идеи для бизнеса создавать продукт с наибольшей привлекательностью. Под привлекательностью подразумевается внедрение новых технологий для коммуникации с конечным потребителем, удержания клиента, совершенствования продукта. Завоевавшие 2 и 3 места на платформе онлайн-образования маркетинг и IT-сфера также проникли в сферы интересов пользователей, желающих стать обладателями «soft» и «digital» навыков, что так востребовано на современном бизнес-рынке.

Таким образом, многообразие образовательных онлайн-платформ в России, например, Coursera, GeekBrains, Универсариум, Нетология-групп, Lingualeo и Puzzle English[5] (сервисы изучения иностранных языков), позволяет пользователю в комфортной обстановке, в удобное время, с индивидуальным подходом, за приятную стоимость, поощряемую за бонусы, подписку, рекомендации получить качественное дополнительное образование. Это позволит обучающемуся обрести еще одно преимущество на пути к самосовершенствованию, продвижению по карьерной лестнице, завоеванию высоких позиций на бизнес-рынке.

Если онлайн-образование ежегодно завоевывает популярность среди пользователей, и люди все больше отдают предпочтение данным сервисам, грозит ли это падению ценности традиционного образования? Каждая ступень российского образования в той или иной степени внедряет в себя онлайн-сервисы. На внедрение онлайн-технологий в 2019 г. в сегмент общего среднего образования пришлось 1,5 млрд. руб., дополнительного школьного образования 10 млрд. руб. за счет онлайн-школ и образовательных платформ, высшего профессионального образования 18,4 млрд. руб.[2, с. 90],что охватывает только 4 % от общего объема рынка ВПО. Однако сам процесс внедрения EdTech на всех стадиях образования происходит довольно медленно по сравнению с другими странами, особенно с США. Все это является следствием того, что вузам не хватает средств на покупку подобных образовательных продуктов, у администрации вузов отсутствует политическая воля к тому, чтобы создавать курсы на долгосрочную перспективу и со стратегическим расчётом. По словам Якова Сомова, сооснователя «Лекториума», в сегменте высшего профессионального образования на российском рынке представлены преимущественно «недосервисы» и «переучебники»[2, с. 85] Следовательно, можно сделать вывод, что российскому сегменту образования еще предстоит сфокусироваться на понимании, что такое онлайн-сервис, осознать его ценность и начать реализацию проектов по покупке / созданию наиболее проработанных онлайн-платформ для непосредственного получения студентами дополнительных профессиональных навыков и знаний.

Невозможно создать универсальный образовательный продукт, чтобы достичь одинакового результата, нужно постоянное совершенствование продукта и использование индивидуального подхода на каждом шаге создания. Достичь такого эффекта можно благодаря обратной связи от обучающихся на онлайн-сервисах. Онлайн-образование – это, прежде всего, процесс, который подвергается перманентным изменениям в связи с условиями мирового рынка[6]. Учебники – это классика, а онлайн-сервисы – усовершенствованная основа образования. Данное утверждение подкрепляет генеральный директор онлайн-сервиса «Учи.ру» Илья Паршин: «Несмотря на то, что онлайн становится неотъемлемой частью классической школы, полное вытеснение офлайна вряд ли возможно[7], ближайшее будущее института образования принадлежит так называемому «гибридному образованию»[8, с. 17], т. е. которое будет сочетать в себе традиционное обучение с онлайн-формами. Следовательно, можно сделать вывод о том, что онлайн-образование не сможет полностью вытеснить традиционное, т. к. первое способно «жить» благодаря последнему.

В последние несколько месяцев наблюдается тренд к увеличению востребованности онлайн-платформ[9]. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 ускорила этот долгосрочный тренд. Профессиональное образование в онлайн до настоящего момента в основном специализировалась на технических и digital-специальностях. Однако за период всеобщей самоизоляции выявил возможность проводить множество сфер жизни в онлайн-формате, таких как фитнес-тренировки, юридические консультации, обучение кулинарному искусству, шитью, экономике и т.п.

Такие кардинальные изменения, затронувшие в том числе и образовательную среду, станут хорошим примером того, что у нас есть все возможности для внедрения инноваций в образование. Школы станут использовать смешанную модель обучения: онлайн и офлайн-образование. Какая-то часть образовательного процесса, например, проверка домашнего задания, высчитывание среднего балла может быть автоматизирована. Что касается коммуникаций, воспитательного элемента, то это останется необходимым в живой среде. Если рассматривать ВУЗы, дополнительное профессиональное образование, то здесь закрепят свои позиции онлайн-платформы, которые расширят сферу выбора учащихся, соответствующую их профессиональным интересам.

Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению Высшей школы экономики, считает, что основная цель провайдеров онлайн-образования сейчас не в том, чтобы заработать в краткосрочной перспективе, а чтобы развить онлайн-образование как социально значимую отрасль[10]. Например, онлайн-университет «Нетология» запустила бесплатные курсы, которые помогают потенциальным ученикам понять, интересна ли им та или иная профессия, из каких блоков она состоит, немного попробовав себя в данной сфере. «Открыть доступ к своим решениям и бросить силы на разработку новых бесплатных продуктов, способных помочь в условиях пандемии — это адекватные меры любого социально ответственного бизнеса»[10] - говорит генеральный директор Учи.ру. Таким образом, увеличивается спрос клиентов на полноценный платный курс, сначала они изучают бесплатный контент, а потом решают, какое направление им подходит больше всего. Нетология в марте этого года объявила о скидках до 40% на полные курсы платформы[11], что также стало одним из факторов резкого увеличения пользователей данной платформы. «Продажи курсов онлайн-университета “Нетология” во второй половине марта выросли на 31% по сравнению с первой половиной месяца»[12] – рассказывает Марианна Снигирева, исполнительный директор онлайн-университета. По ее словам, более всего на платформе выросла аудитория пользователей в возрасте 45–54 года (на 104%), а число пользователей от 35 до 44 лет увеличилось на 80%.

Дистанционное образование в России стремительно развивается, существуют онлайн-платформы с хорошим качеством образовательных ресурсов. В связи с тем, что такие платформы появились сравнительно недавно, произошло отставание от зарубежных аналогов – как по актуальности предоставляемой информации, так и по популярности. Опросив россиян в возрасте 18-27 лет, группа учащихся чаще отвечала, что постоянно пользовалась онлайн-платформами в сфере образования, нежели группа работающих людей. Это связано с тем, что в российских высших учебных заведениях стараются какую-то часть, в основном, которая касается дополнительных дисциплин, перевести в онлайн-формат. Согласно рисунку 1, из наиболее известных онлайн-платформ респонденты чаще выбирали системы электронного онлайн-образования «Открытое образование» и «Moodle»,что обусловлено внедрением данных систем в процесс обучения российских студентов.

Рис. 1. Какие из приведенных ниже образовательных платформ вам знакомы?

Среди всех опрошенных 66.7 % ответили, что имели опыт обучения на онлайн-платформах, 16.7 % – постоянно используют данный вид получения новых знаний, и также 16.7 % – вообще никогда не слышали о такой форме образования (рис. 2). Следовательно, можно сделать вывод, что в России данная форма образования не стала популярной, и многие оппоненты испытывают недоверие к таким онлайн-платформам.

Рис. 2. Был ли у вас опыт обучения на онлайн-платформах?

Основными причинами малой востребованности, недоверия оказались технические характеристики (неудобный интерфейс, плохая оптимизация) и неактуальность предоставляемых знаний (поверхностное объяснение материала, малый охват сфер) (рис. 3).

Рис. 3. Основные недостатки российских образовательных платформ

Обратившись к иностранным оппонентам, 68.2 % ответили, что имели опыт обучения на онлайн-платформах, 22.7 % – постоянно используют данный вид получения новых знаний, и также 9.1 % – вообще никогда не слышали о такой форме образования (рис. 4). Согласно приведенным данным, следует вывод, что иностранные респонденты также как и русские не так часто пользуются онлайн-платформами.

Рис. 4. Был ли у вас опыт обучения на онлайн-сервисах?

Таким образом, назревает вопрос, чего же не хватает в онлайн-платформах потенциальным студентам для того, чтобы такие сервисы смогли выйти на передовую получения новых качественных знаний. Объединив ответы российских и иностранных респондентов, получились следующие результаты (рис. 5). Для 32% опрошенных самым важным является использование онлайн-платформами актуальных знаний, для 23% основными проблемами стали технические неполадки, которые сильно подрывают репутацию онлайн-образования. Медленный интернет, пропадание звука, сбои в работе платформы, отсутствие достаточной информации, как правильно пользоваться платформой, побуждает потенциальных учеников отказываться от такой формы обучения. Онлайн-сервисы не соответствуют в полной мере стандартам образования, не используют строгие правила при выборе преподавателей, что снижает уровень доступности предоставляемых знаний. Всё это становится причиной недостаточного профессионализма преподавателей, что подтверждает 23% опрошенных студентов, столкнувшихся с данной проблемой. Следовательно, по результатам данного опроса мы можем выделить основные проблемы онлайн-образования, которые охватывают множество сфер. Решив, например, проблему с разнообразием курсов, платформа не завоюет доверие потенциальных студентов, необходимо лечить все сферы.

Рис. 5. Какой, по-вашему, мнению должна быть "идеальная" платформа?

Подводя итоги, следует сделать вывод, что образование ждут значительные перемены. Спрос будет повышаться, а, следовательно, станут необходимыми дополнительные меры по поддержанию и совершенствованию онлайн-платформ, чтобы они смогли обеспечить максимально комфортное пользование и актуальные знания пользователем с расчетом на долгосрочное сотрудничество. До текущего времени онлайн-сервисы считали своей основной спецификой digital-профессии, но сейчас, переживая такое сложное время, которое стало для кого-то фактором потери чего-либо, а для кого-то открыло новые возможности в самореализации, они открыли новые сферы жизни, которые также можно преподать, даже если у тебя нет возможности выйти из дома.