Актуальность:
Злоупотребление алкоголем является серьезной проблемой здравоохранения во всем мире, что приводит к обширным госпитализациям во многих больницах общего профиля. Общая экономическая стоимость злоупотребления алкоголем во всем мире огромна. Чрезмерное употребление алкоголя в течение длительного периода времени может вызвать серьезные проблемы с когнитивными способностями и памятью. Алкоголь взаимодействует с рецепторами головного мозга, нарушая связь между нервными клетками, подавляя их активность и передачу нервных импульсов. Нейрокогнитивный дефицит, повреждение нейронов и нейродегенерация хорошо изучены у алкоголиков, однако основные механизмы их остаются до конца неясными, что требует также нового подхода к диагностике и лечению этой группы больных.
Цель работы:
Проанализировать по литературным данным современные методы диагностики поздних осложнений нервной системы у больных, злоупотребляющих спиртными напитками и современные методы лечения.
Результаты исследования:
Будучи маленькой молекулой, алкоголь может легко пересекать мембранные барьеры и очень быстро достигать различных частей тела. Достижение его равновесной концентрации в различных клеточных компонентах зависит от соответствующего содержания воды. Алкоголь может воздействовать на несколько отделов мозга в целом, сокращать ткани мозга, разрушать клетки мозга, а также угнетать центральную нервную систему. В основе неврологической симптоматики обычно лежит органическое поражение ЦНСв виде алкогольной энцефалопатии и периферической нервной системы в виде
алкогольной полинейропатии.
Наиболее часто встречается алкогольная полинейропатия, которая является результатом острой и хронической алкогольной интоксикации, проявляющаяся на поздних стадиях алкоголизма.
Субклинические признаки полиневропатии можно обнаружить у многих больных,
злоупотребляющих в течение длительного времени алкоголем. Соответствующие жа-лобы можно выявить при целенаправленном опросе, так как зачастую сами пациенты
данных жалоб не предъявляют. Чаще всего эти жалобы носят неопределенный
характер и проявляются в виде ощущения «ватных ног»,«стягивания икр»,«онемения пальцев» и отличаются преходящим характером. Появляются они после физического перенапряжения, переохлаждения или внезапного движения и возникают
преимущественно ночью, реже рано утром.
При объективном обследовании больного обнаруживают незначительно выраженную симптоматику: участки легкой гиперестезии на ладонях и подошвах, болезненность
или появление чувства «мурашек» при нажатии на нервные стволы, похолодание
кистей рук, гипостезию в виде перчаток или носков, симптомы натяжения Нери,
Ласега, Мацкевича, мраморный рисунок кожи дистальных отделов конечностей и
другие.
Для данных субклинических форм алкогольных полиневритов уникальным является
симптом локального тонического спазма мышц.
Страдают не только мышцы голени, что проявляется в довольно болезненном
тоническом «сведении», а также и мускулатура предплечья с судорогами кистей рук.
Клинически выраженные формы алкогольной полиневропатии могут сочетаться с остро возникающими мозговыми симптомами (корсаковский синдром, алкогольный делирий), либо проявляться изолированным симптомокомплексом, развивающимся обычно на фоне изменений личности по алкогольному типу в сочетании с синдромом хронической алкогольной энцефалопатии. Несмотря на то, что субъективная и объективная клиническая симптоматика алкогольных полиневропатий бывает в значительной мере различной, можно выделить определенные их формы.
Инсульт, который возникает на фоне алкоголизма и развивается в состоянии запоя, характеризуется сильными головными болями, головокружениями, тошнотой, рвотой и слабостью. Также появляется дизартрия, асимметрия лица и гемипарезы. Сознание может нарушаться от легких до глубоких степеней. Больные на начальных этапах развития инсульта состояние дискомфорта принимают за утяжеление похмелья и продолжают злоупотреблять алкоголем, что приводит к еще более тяжелым последствиям.
На сегодняшний день в западных странах зарегистрирован препарат «Селинкро», являющийся антагонистом дельта- и мю-рецепторов, а также частично агонистом каппа-опиоидных рецепторов. Замедляя активацию опиоидной системы головного мозга, «Селинкро» предотвращает последующий выброс дофамина в ответ на прием алкоголя.
Клинически это проявляется уменьшением чувства удовольствия и тяги к дальнейшему приему алкоголя. Улучшается самоконтроль за принимаемой дозой, что позволяет снизить количество употребляемого алкоголя, предотвратить возникновение осложнений алкоголизации и оптимизировать терапию.
Эффективность препарата проверяли в двойном слепом плацебо-контролируемом, со случайным выбором, исследовании ESSENS-1. Пациентов с алкогольной зависимостью диагностировали по критериям DSM-IV. [4,12]
В исследовании принимали участие 604 пациента из 39 клиник Австрии, Финляндии, Швеции и Германии. Критерием исследования стали более 6 дней в месяц тяжелого злоупотребления спиртными напитками и общий средний объем потребления алкоголя в день, не ниже среднего уровня риска, по данным ВОЗ, в течение не менее 5 недель. В течение 23 недель больные принимали «Селинкро» или плацебо в режиме «по надобности» через день. В результате получили уменьшение дней тяжелого злоупотребления на 58% и общего объема потребления алкоголя в день на 61%. [12]
Данные результаты достоверно превышали эффект плацебо. Во время приема препарата также улучшилось общее самочувствие испытуемых, уровень печеночных ферментов был значительно меньше в группе активного препарата.
Препарат «Селинкро» рекомендовано использовать в режиме «по надобности», когда планируется прием алкоголя и использовать его за 2 часа до употребления. Также допускается ежедневный прием данного препарата. «Селинкро» безопасен и не оказывает существенных побочных эффектов. На фоне приема препарата пациент снижает потребление алкоголя в количественном отношении, а также значительного снижает влечение к спиртным напиткам. Это, в конечном счете, оказывает существенное влияние на субъективное осознание больным ситуации, делая его более критичным и способствуя принятию решения о полном воздержании.
С целью комбинированной терапии показано также введение значительных доз витаминов группы В - В1, В6, B12, фолиевой кислоты, аскорбиновой кислоты и мощная детоксикационная терапия. При этом в каждом конкретном случае надо ориентироваться на представления о патогенезе тех или иных клинических проявлений заболевания (хроническая интоксикация, абстиненция, отек мозга, развитие в нем дисметаболических расстройств или нарушений перфузионного давления в сосудах).
Для лечения алкогольной полиневропатии и миопатии используют ноотропные препараты, большие дозы витаминов, антиагреганты, а при выраженных болях — анальгетики и противосудорожные препараты. У больных с проявлениями алкогольного психоза обоснован прием психотропных средств, но при этом следует по возможности избегать ограничение движения физическими (силовыми) методами.
Вывод:
В священной книге мусульман еще в 7-м веке сказано, что в вине есть некоторая польза, но вреда от него все же больше. Именно эту истину подтверждает история изобретения и использования хмельных напитков. Правило «золотой середины» в случае алкоголя следует переименовать в аксиому «золотого минимума».
Таким образом, проблема алкоголизма остается одной из наиболее актуальных в наше время, учитывая рост числа лиц, злоупотребляющих алкоголем в различных возрастных категориях. Необходимо отметить, что данная проблема является общей как для наркологов, непосредственно занимающихся проблемой алкоголизма, так и для невропатологов, гастроэнтерологов, психиатров и других специалистов, учитывая мультисистемное поражение в результате интоксикации алкоголем.
Поэтому основным условием борьбы с осложнениями алкоголизма является разработка современных методов диагностики на ранних этапах этого заболевания и поиск новых методов лечения.
Библиографическая ссылка
Долгашова А.Д., Шевченко П.П. ПОЗДНИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У БОЛЬНЫХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ СПИРТНЫМИ НАПИТКАМИ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20128 (дата обращения: 21.11.2024).