Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Дмитренко Е.А. 1
1 Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого
Психологическая безопасность в высшей школе напрямую связана с успеваемостью и развитием личности студентов. В статье рассматриваются виды и проблемы психологического насилия, пути их решения, цель которых состоит в улучшении здоровья и устойчивом формировании морально-ценностных качеств бакалавров в высшей школе. Особое внимание уделяется единому образовательному пространству, укрепление всех видов здоровья студентов учебно-образовательной системы.
психологическая безопасность
образовательная среда
психологическое насилие
условия формирования психологической безопасности в высшей школе
1. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы душевного неблагополучия человека: Материалы Международной научной конференции «Современные проблемы экспериментальной и клинической медицины» // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 2.
2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е год., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.: ил.
3. Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А. Психологическая безопасность: Учеб, пособие — М.: Дрофа 2008. — 288 с.
4. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
5. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: Монография / Под ред. Н.А. Лызь. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.

В развитии личности человека ключевую роль играет психологическая безопасность. Без комфортных условий невозможно представить сохранение и улучшение психического здоровья человека, в свою очередь психическое здоровье напрямую связано с условиями благополучной жизни человека, его жизнеспособностью.

Психологическая безопасность имеет особую структуру и включает в себя: «отношение субъекта (к себе, социуму, другим), его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз» [5, с. 97]. Стоит отметить, что психологическая безопасность приравнивается к динамическому балансу отношений человека к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к самому себе, своим увлечениям, степени удовлетворенности жизнью: все это должно соответствовать разным влияниям внутреннего и внешнего мира. Благодаря комфортному в психологическом плане уровню жизни субъект в состоянии сохранять целостность, реализовывать свои мечты, цели, развиваться в течение жизни.

Концепция данного феномена относительно образовательной среды рассматривается в качестве системы взглядов, направленных на обеспечение безопасности и защиты учащихся высшей школы от различного вида угроз. В процессе педагогического взаимодействия и общения в студенческом коллективе обеспечение психологической безопасности помогает добиться позитивного отношения к окружающему миру и прекрасного психического здоровья субъектов. Психологическое здоровье — это «состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни» [2, с. 85].

Далее выделены основные положения концепции психологической безопасности в высшей школе:

  1. Образование напрямую связано с человекопроизводством и является отраслью данной сферы. Из этого следует, что высшая школа как социальный институт должна обеспечить стабильные условия такого производства, а также применять при обучении технические новшества, которые не смогут нанести вреда формированию личности студентов.
  2. Образовательная среда входит в понятие образовательного пространства. Образовательное пространство характеризуется территориальной константой, оно имеет свои качественные характеристики, которые предоставляют возможность в полной мере удовлетворять потребность развития личности, социальной интегрированности и культурной идентификации молодежи с непременным соблюдением ее безопасности. Следует отметить, что образовательная система, выступающая в форме организационной структуры с отдельными образовательными учреждениями, обеспечивает решение данных задач. Одна из основных ее целей - создание условий для поддержания и сохранения психологической безопасности учебной среды. Единое образовательное пространство формируется с помощью политики в сфере образования, которая направлена на укрепление всех видов здоровья субъектов учебно-образовательной системы. На уровне вузов это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для устойчивого положительного развития личности.
  3. Угрозы безопасности образовательной среды. Основной угрозой при взаимодействии учащихся и преподавателей считается получение психологической травмы, из-за чего наносится ущерб развитию личности и психическому здоровью субъекта, базовое удовлетворение главных потребностей исключается. В связи с этим возникают препятствия во время самоактуализации. Основной источник такого типа травмы – это психологическое насилие в высшей школе.

Недавние исследования, проведенные в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, показали, что преподаватели и студенты по-разному оценивают психологическую безопасность в стенах данного вуза. Но, тем не менее, большинство высоко оценивают роль психологической безопасности в образовательной среде, так как она влияет на различные составные части учебы – взаимоотношения в коллективах, между студентами и преподавателями, успеваемость студентов, их мотивацию и тп.

Выделяют несколько видов психологического насилия, а именно:

  1. Психологические воздействия (например, буллинг, угрозы, унижения, чрезмерные требования к учащемуся, запреты на поведение, негативная оценка, игнорирование основных нужд и потребностей человека и проч.);
  2. Психологические эффекты (к данному виду относится утрата доверия, тревожность, бессонница, плохой аппетит, агрессивность, депрессивное состояние, психосоматические заболевания, заниженная самооценка и др.);
  3. Психологические взаимодействия (непредсказуемость, непоследовательность, доминантность в отношениях, тирания, неуверенность, беспомощность).

Все эти факторы в совокупности угрожают учебной среде в общем и развитию личности учащихся в частности, также они приводят к формированию психологического неблагополучия у всех субъектов.

«Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития — духовного, нравственного» [5, с. 33].

Внешним и внутренним угрозам могут подвергаться как участники образовательной среды, так и сама среда. Ниже дана классификация угроз психологической безопасности в высшей школе:

  1. Игнорирование референтной значимости среды в образовательном учреждении. Из этого следует:  человек не принимает нормы образовательного учреждения, стремится его покинуть.
  2. Неудовлетворенность в личностно-доверительном общении. Это приводит к эмоциональному дискомфорту субъекта; он воздерживается от высказывания своего мнения во время учебной деятельности, плохо относится к себе отношение к себе. Субъект вместе с тем не желает обращаться за помощью или принимать ее, игнорирует собственные и чужие проблемы, невнимателен к просьбам и поступающим предложениям.
  3.  Психологическое насилие. Психологическое насилие – воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный и жизненный статус (также социальный и правовой), при этом человек испытывает физические, душевные страдания. Так человек получает психологическую травму.

Психологическая защита — «деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий» [3, с. 28].

Психологическая защита — «система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» [2, с. 116].

Ф. В. Шарипов высказывается о социально-психологическом климате следующим образом: «Социально-психологический климат является не только фактором роста производительности учебного труда, мобилизации внутренних резервов студенческого коллектива, но и средством воспитания положительного отношения к учебе, укрепления учебной дисциплины и повышения творческой активности студентов»[4, с. 343].

Можно сделать вывод, что социально-психологический климат находится в приоритете в жизнедеятельности коллектива студентов. Формирование нормального климата в коллективе – одна из главенствующих задач работников и руководства вуза.

Самые эффективные методы улучшения климата в высшей школе:

  • систематически должны улучшаться условия учебы, с этим должно помочь решение широкого круга педагогических, технических, организационных задач;
  • студенты должны самостоятельно выбирать задания, средства, а также режим учебной деятельности;
  • у студентов и преподавателей должны улучшаться жилищно-бытовые условия, медицинское обслуживание;
  • система материального стимулирования и поднятия морального духа должна своевременно совершенствоваться;
  • нельзя игнорировать методы педагогического руководства, требовательность и внимательность к людям.

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении:

  1. никакого психического насилия при взаимодействии участников;
  2. предотвращение угроз устойчивого развития;
  3. применение подходящих методов и технологий при работе во время стрессовой ситуации.

В психологическую характеристику образовательной среды также включены теплая, доброжелательная атмосфера, отсутствие предвзятости, вовлеченность в работу, повышение родительского участия, поддержка учащихся в кризисные периоды, уважительное отношение, возможность обратиться за помощью и оказать помощь, внимание к просьбам и др.


Библиографическая ссылка

Дмитренко Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20023 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674