Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL SECURITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENTИ AT THE UNIVERSITY

Dmitrenko E.A. 1
1 Tula Leo Tolstoy State Pedagogical University
The psychological security in the educational environment is directly related to academic performance and students’ personal development. The article discusses types and problems of psychological violence and ways to solve them. The purpose of psychological security is sustainable improvement of the health and development of moral and value qualities of bachelors in higher education.
psychological security
educational environment
psychological violence
conditions for the formation of psychological security in higher education

В развитии личности человека ключевую роль играет психологическая безопасность. Без комфортных условий невозможно представить сохранение и улучшение психического здоровья человека, в свою очередь психическое здоровье напрямую связано с условиями благополучной жизни человека, его жизнеспособностью.

Психологическая безопасность имеет особую структуру и включает в себя: «отношение субъекта (к себе, социуму, другим), его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз» [5, с. 97]. Стоит отметить, что психологическая безопасность приравнивается к динамическому балансу отношений человека к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к самому себе, своим увлечениям, степени удовлетворенности жизнью: все это должно соответствовать разным влияниям внутреннего и внешнего мира. Благодаря комфортному в психологическом плане уровню жизни субъект в состоянии сохранять целостность, реализовывать свои мечты, цели, развиваться в течение жизни.

Концепция данного феномена относительно образовательной среды рассматривается в качестве системы взглядов, направленных на обеспечение безопасности и защиты учащихся высшей школы от различного вида угроз. В процессе педагогического взаимодействия и общения в студенческом коллективе обеспечение психологической безопасности помогает добиться позитивного отношения к окружающему миру и прекрасного психического здоровья субъектов. Психологическое здоровье — это «состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни» [2, с. 85].

Далее выделены основные положения концепции психологической безопасности в высшей школе:

  1. Образование напрямую связано с человекопроизводством и является отраслью данной сферы. Из этого следует, что высшая школа как социальный институт должна обеспечить стабильные условия такого производства, а также применять при обучении технические новшества, которые не смогут нанести вреда формированию личности студентов.
  2. Образовательная среда входит в понятие образовательного пространства. Образовательное пространство характеризуется территориальной константой, оно имеет свои качественные характеристики, которые предоставляют возможность в полной мере удовлетворять потребность развития личности, социальной интегрированности и культурной идентификации молодежи с непременным соблюдением ее безопасности. Следует отметить, что образовательная система, выступающая в форме организационной структуры с отдельными образовательными учреждениями, обеспечивает решение данных задач. Одна из основных ее целей - создание условий для поддержания и сохранения психологической безопасности учебной среды. Единое образовательное пространство формируется с помощью политики в сфере образования, которая направлена на укрепление всех видов здоровья субъектов учебно-образовательной системы. На уровне вузов это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для устойчивого положительного развития личности.
  3. Угрозы безопасности образовательной среды. Основной угрозой при взаимодействии учащихся и преподавателей считается получение психологической травмы, из-за чего наносится ущерб развитию личности и психическому здоровью субъекта, базовое удовлетворение главных потребностей исключается. В связи с этим возникают препятствия во время самоактуализации. Основной источник такого типа травмы – это психологическое насилие в высшей школе.

Недавние исследования, проведенные в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, показали, что преподаватели и студенты по-разному оценивают психологическую безопасность в стенах данного вуза. Но, тем не менее, большинство высоко оценивают роль психологической безопасности в образовательной среде, так как она влияет на различные составные части учебы – взаимоотношения в коллективах, между студентами и преподавателями, успеваемость студентов, их мотивацию и тп.

Выделяют несколько видов психологического насилия, а именно:

  1. Психологические воздействия (например, буллинг, угрозы, унижения, чрезмерные требования к учащемуся, запреты на поведение, негативная оценка, игнорирование основных нужд и потребностей человека и проч.);
  2. Психологические эффекты (к данному виду относится утрата доверия, тревожность, бессонница, плохой аппетит, агрессивность, депрессивное состояние, психосоматические заболевания, заниженная самооценка и др.);
  3. Психологические взаимодействия (непредсказуемость, непоследовательность, доминантность в отношениях, тирания, неуверенность, беспомощность).

Все эти факторы в совокупности угрожают учебной среде в общем и развитию личности учащихся в частности, также они приводят к формированию психологического неблагополучия у всех субъектов.

«Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития — духовного, нравственного» [5, с. 33].

Внешним и внутренним угрозам могут подвергаться как участники образовательной среды, так и сама среда. Ниже дана классификация угроз психологической безопасности в высшей школе:

  1. Игнорирование референтной значимости среды в образовательном учреждении. Из этого следует:  человек не принимает нормы образовательного учреждения, стремится его покинуть.
  2. Неудовлетворенность в личностно-доверительном общении. Это приводит к эмоциональному дискомфорту субъекта; он воздерживается от высказывания своего мнения во время учебной деятельности, плохо относится к себе отношение к себе. Субъект вместе с тем не желает обращаться за помощью или принимать ее, игнорирует собственные и чужие проблемы, невнимателен к просьбам и поступающим предложениям.
  3.  Психологическое насилие. Психологическое насилие – воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный и жизненный статус (также социальный и правовой), при этом человек испытывает физические, душевные страдания. Так человек получает психологическую травму.

Психологическая защита — «деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий» [3, с. 28].

Психологическая защита — «система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» [2, с. 116].

Ф. В. Шарипов высказывается о социально-психологическом климате следующим образом: «Социально-психологический климат является не только фактором роста производительности учебного труда, мобилизации внутренних резервов студенческого коллектива, но и средством воспитания положительного отношения к учебе, укрепления учебной дисциплины и повышения творческой активности студентов»[4, с. 343].

Можно сделать вывод, что социально-психологический климат находится в приоритете в жизнедеятельности коллектива студентов. Формирование нормального климата в коллективе – одна из главенствующих задач работников и руководства вуза.

Самые эффективные методы улучшения климата в высшей школе:

  • систематически должны улучшаться условия учебы, с этим должно помочь решение широкого круга педагогических, технических, организационных задач;
  • студенты должны самостоятельно выбирать задания, средства, а также режим учебной деятельности;
  • у студентов и преподавателей должны улучшаться жилищно-бытовые условия, медицинское обслуживание;
  • система материального стимулирования и поднятия морального духа должна своевременно совершенствоваться;
  • нельзя игнорировать методы педагогического руководства, требовательность и внимательность к людям.

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении:

  1. никакого психического насилия при взаимодействии участников;
  2. предотвращение угроз устойчивого развития;
  3. применение подходящих методов и технологий при работе во время стрессовой ситуации.

В психологическую характеристику образовательной среды также включены теплая, доброжелательная атмосфера, отсутствие предвзятости, вовлеченность в работу, повышение родительского участия, поддержка учащихся в кризисные периоды, уважительное отношение, возможность обратиться за помощью и оказать помощь, внимание к просьбам и др.