Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2,5 ДО 7 ЛЕТ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЁМЕ

Баукина М.В. 1
1 МГМСУ им. А.И. Евдокимова
Актуальность. Врач-стоматолог детский – первый из множества специалистов, который встречается в жизни ребенка, поэтому на него ложится огромная ответственность не только за состояние полости рта маленького пациента, но и за то, как в будущем этот ребёнок будет воспринимать стоматолога: бояться его или идти на прием с осознанием, что стоматолог - его друг и хочет помочь. Актуальность работы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте происходит первый осознанный контакт с врачом-стоматологом, первый осмотр и первое лечение. Врачу-стоматологу на первом приёме необходимо правильно оценить эмоциональное состояние маленького пациента и выбрать такую тактику лечения, которая не оставит у ребенка негативный отпечаток на приёме, не нанесет пациенту психологическую травму и не станет отправной точкой к развитию дентофобии в будущем. Вывод. По результатам данного исследования, можно сделать вывод следующие выводы: Использование методики «Паровозик» удобно в повседневной практике, воспринимается ребенком как игра и помогает определить эмоциональное состояние маленького пациента до и после лечения. В зависимости от полученных данных врач-стоматолог детский имеет возможность выбора тактики оказания стоматологической помощи детям младшего возраста.
методика "паровозик"
психологическое состояние
дети
стоматологический прием
анкета

Актуальность. Врач-стоматолог детский – первый из множества специалистов, который встречается в жизни ребенка, поэтому на него ложится огромная ответственность не только за состояние полости рта маленького пациента, но и за то, как в будущем этот ребёнок будет воспринимать стоматолога: бояться его или идти на прием с осознанием, что стоматолог - его друг и хочет помочь. Актуальность работы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте происходит первый осознанный контакт с врачом-стоматологом, первый осмотр и первое лечение. Врачу-стоматологу на первом приёме необходимо правильно оценить эмоциональное состояние маленького пациента и выбрать такую тактику лечения, которая не оставит у ребенка негативный отпечаток на приёме, не нанесет пациенту психологическую травму и не станет отправной точкой к развитию дентофобии в будущем.

Цель. В связи с этим целью исследования явилось изучение психологического состояния ребенка от 2,5 до 7 лет до и после лечения на терапевтическом приеме для выбора наиболее подходящей тактики лечения.

Материалы и методы исследования. Для решения цели я выбрала сочетание методики «Паровозик» (модификация теста Люшера для детей в возрасте от 2,5 до 7 лет) и анкеты, разработанной на кафедре детской стоматологии. Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психологического состояния. Применяется индивидуально с каждым ребёнком. Задача ребенка состоит в построении «паровозика» путем составления по очереди 8 разноцветных вагончиков в том порядке, который ему нравится. Врач оценивает позицию цвета «вагончика» и в зависимости от этого расставляет баллы (есть таблица зависимости цвета, позиции и полученных при этом баллов), их суммирует и выясняет психологическое состояние на данный момент. Чем больше баллов, тем более негативно психологическое состояние ребенка. В анкете 20 пунктов, но показательными были зависимость психологического состояния от времени лечения, от количества посещений и влияние этого состояния на поведение ребенка во время приема по системе Sarnat.

Результаты. Было опрошено 24 ребенка от 2,5 до 7 лет. До проведения терапевтических манипуляций позитивное (ППС) психологическое состояние было у 58% опрошенных, у 33% негативное(НПС) психологическое состояние низкой степени и у 9% негативное психологическое состояние средней степени. Негативное психологическое состояние тяжелой степени не выявлено. После проведения терапевтических манипуляций у 42% ППС, у 46 % НПС низкой степени, у 4 % НПС средней степени и у 8% НПС тяжелой степени (в этих случаях изначально психологическое состояние не было позитивным и проводилось долгое лечение). У 81% пациентов было первое посещение по счету и незначительный скачок психологического состояния в ту или иную сторону, у 11 % второе посещение и 8 % третье и более (в данных случаях отмечался изначальный негативный настрой на лечение и снижение психологического состояния). В 79 % лечение составило до 30 минут, а в оставшихся 21 % до часу. В 86% детей, проявляющих активное сотрудничество и в 72 % детей, проявлявших пассивное сотрудничество по системе Sarnat психологическое состояние до приема было позитивным, при нейтральном и протестном поведении по системе Sarnat в 67 % случаев психологическое состояние до приема было негативным, низкой степени или средней.

Вывод. По результатам данного исследования, можно сделать вывод следующие выводы: Использование методики «Паровозик» удобно в повседневной практике, воспринимается ребенком как игра и помогает определить эмоциональное состояние маленького пациента до и после лечения. В зависимости от полученных данных врач-стоматолог детский имеет возможность выбора тактики оказания стоматологической помощи детям младшего возраста.


Библиографическая ссылка

Баукина М.В. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2,5 ДО 7 ЛЕТ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЁМЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19793 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674