Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАМАН-ФЛЮОРЕСЦЕНТНАЯ ДИАГНОСТИКА РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАДИИ НАРУШЕНИЯ ОРГАННОГО ГОМЕОСТАЗА

Прикуле Д.В. 1
1 МГМСУ им. А.И. Евдокимова
Актуальность. Известно, что учебный процесс сопровождается стрессовым состоянием у большинства студентов. В то же время, нервное перенапряжение приводит к функциональным нарушениям различных систем организма. Таким образом, актуальным является диагностика уровня выраженности стрессовых реакций на ранних стадиях развития. Цель: разработка и обоснование метода экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома. Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 30 человек (17 лиц женского и 13 - мужского пола) в возрасте 18-22 лет. Были проведены Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости, психологический тест Спилбергера и вычисление формулы Шейх-Заде. Выводы. 1. Влияние стресса на организм студентов в ходе учебного процесса приводит к увеличению в 10-30 раз уровня порфиринов в ротовой жидкости, дестабилизации показателей артериального давления на 57,2% (p<0,001) на фоне высокого уровня реактивной тревожности. 2. Введение физической разгрузки способствует снижению показателя стресса, в среднем, на 18,6% (p<0,05), но без эффекта кумуляции. 3. Ночной сон, воскресный отдых и период каникул не обеспечивают полноценную нейтрализацию последствий стресса на организм студентов. 4. Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости является информативным методом экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома. 5. Выявлен кумуляционный эффект негативного влияния стресса на организм студентов в течение учебного года.
общий адаптационный синдром
стресс
экспресс-диагностика
ротовая жидкость
раман-флуоресцентная диагностика
тест спилбергера
формула шейх-заде

Актуальность. Известно, что учебный процесс сопровождается стрессовым состоянием у большинства студентов. В то же время, нервное перенапряжение приводит к функциональным нарушениям различных систем организма. Таким образом, актуальным является диагностика уровня выраженности стрессовых реакций на ранних стадиях развития.

Цель: разработка и обоснование метода экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома.

Задачи:

  1. Динамическое выявление особенностей показателей психоэмоционального статуса студентов в течение учебного года.
  2. Определение морфометрических составляющих в ротовой жидкости при различных психоэмоциональных состояниях.
  3. Выявление суммарного эффекта влияния стресса на организм учащихся в течение 6 месяцев.

Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 30 человек (17 лиц женского и 13 - мужского пола) в возрасте 18-22 лет. Были проведены Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости, психологический тест Спилбергера и вычисление формулы Шейх-Заде.

Результаты. В результате корреляции результатов исследования спектральных характеристик люминесценции проб ротовой жидкости у студентов после учебных занятий с данными, полученными в начале учебного дня, были выявлены значения, соответствующие высокоинтенсивной люминесценции в диапазоне длин волн 600-650 нм. После окончания занятий зафиксировано увеличение степени интегральной интенсивности в 10-30 раз по сравнению с первоначальным состоянием до учебного процесса. В ходе Раман-флюоресцентной спектроскопии проб слюны у тех же исследуемых на следующее утро установлено уменьшение в 7-10 раз выраженности люминесценции.

Вычисление формулы Шейх-Заде у студентов, прошедших два занятия с умственной нагрузкой, позволило установить повышение уровня стресса на 57,2% (p<0,001), а после физической разгрузки, наблюдали улучшение среднего значения на 18,6% (p<0,05).

При исследовании психологического феномена личностной тревожности по тесту Спилбергера в начале учебного года определен средний уровень и высокий уровень реактивной тревожности у большинства студентов II курса.

Сравнительный анализ результатов Раман-флюоресцентной спектроскопии проб ротовой жидкости, полученных в начале учебного года и через шесть месяцев у тех же студентов, выявил увеличение значений интегральной интенсивности при длине волны излучения 615 нм в 2,5 раза по сравнению с исходными.

В то же время, среднее значение показателя стресса по формуле Шейх-Заде и результаты психологического тестирования по Спилбергеру статистически достоверно не изменились на этапе исследования через шесть месяцев.

 Выводы.

  1. Влияние стресса на организм студентов в ходе учебного процесса приводит к увеличению в 10-30 раз уровня порфиринов в ротовой жидкости, дестабилизации показателей артериального давления на 57,2% (p<0,001) на фоне высокого уровня реактивной тревожности.
  2. Введение физической разгрузки способствует снижению показателя стресса, в среднем, на 18,6% (p<0,05), но без эффекта кумуляции.
  3. Ночной сон, воскресный отдых и период каникул не обеспечивают полноценную нейтрализацию последствий стресса на организм студентов.
  4. Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости является информативным методом экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома.
  5. Выявлен кумуляционный эффект негативного влияния стресса на организм студентов в течение учебного года.

Библиографическая ссылка

Прикуле Д.В. РАМАН-ФЛЮОРЕСЦЕНТНАЯ ДИАГНОСТИКА РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАДИИ НАРУШЕНИЯ ОРГАННОГО ГОМЕОСТАЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19743 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674