Актуальность. Известно, что учебный процесс сопровождается стрессовым состоянием у большинства студентов. В то же время, нервное перенапряжение приводит к функциональным нарушениям различных систем организма. Таким образом, актуальным является диагностика уровня выраженности стрессовых реакций на ранних стадиях развития.
Цель: разработка и обоснование метода экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома.
Задачи:
- Динамическое выявление особенностей показателей психоэмоционального статуса студентов в течение учебного года.
- Определение морфометрических составляющих в ротовой жидкости при различных психоэмоциональных состояниях.
- Выявление суммарного эффекта влияния стресса на организм учащихся в течение 6 месяцев.
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 30 человек (17 лиц женского и 13 - мужского пола) в возрасте 18-22 лет. Были проведены Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости, психологический тест Спилбергера и вычисление формулы Шейх-Заде.
Результаты. В результате корреляции результатов исследования спектральных характеристик люминесценции проб ротовой жидкости у студентов после учебных занятий с данными, полученными в начале учебного дня, были выявлены значения, соответствующие высокоинтенсивной люминесценции в диапазоне длин волн 600-650 нм. После окончания занятий зафиксировано увеличение степени интегральной интенсивности в 10-30 раз по сравнению с первоначальным состоянием до учебного процесса. В ходе Раман-флюоресцентной спектроскопии проб слюны у тех же исследуемых на следующее утро установлено уменьшение в 7-10 раз выраженности люминесценции.
Вычисление формулы Шейх-Заде у студентов, прошедших два занятия с умственной нагрузкой, позволило установить повышение уровня стресса на 57,2% (p<0,001), а после физической разгрузки, наблюдали улучшение среднего значения на 18,6% (p<0,05).
При исследовании психологического феномена личностной тревожности по тесту Спилбергера в начале учебного года определен средний уровень и высокий уровень реактивной тревожности у большинства студентов II курса.
Сравнительный анализ результатов Раман-флюоресцентной спектроскопии проб ротовой жидкости, полученных в начале учебного года и через шесть месяцев у тех же студентов, выявил увеличение значений интегральной интенсивности при длине волны излучения 615 нм в 2,5 раза по сравнению с исходными.
В то же время, среднее значение показателя стресса по формуле Шейх-Заде и результаты психологического тестирования по Спилбергеру статистически достоверно не изменились на этапе исследования через шесть месяцев.
Выводы.
- Влияние стресса на организм студентов в ходе учебного процесса приводит к увеличению в 10-30 раз уровня порфиринов в ротовой жидкости, дестабилизации показателей артериального давления на 57,2% (p<0,001) на фоне высокого уровня реактивной тревожности.
- Введение физической разгрузки способствует снижению показателя стресса, в среднем, на 18,6% (p<0,05), но без эффекта кумуляции.
- Ночной сон, воскресный отдых и период каникул не обеспечивают полноценную нейтрализацию последствий стресса на организм студентов.
- Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости является информативным методом экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома.
- Выявлен кумуляционный эффект негативного влияния стресса на организм студентов в течение учебного года.