Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE RAMAN-FLUORESCENCE DIAGNOSIS OF ORAL FLUID TO DETERMINE THE STAGE OF ORGANIC HOMEOSTASIS DISORDER

Prikule D.V. 1
1 MSUMD
It is known that prolonged stay of students in a stressful situation contributes to the destabilization of the functional body state. At the same time nervous stress leads to functional impairment of various body systems. The development of early diagnostics of stress is relevant. We aimed to develop and justify the method of the express diagnosis of general adaptation syndrome. The following tests were used the Raman-fluorescence spectroscopy of saliva samples, the Spielberger test and the Sheikh-Zade formula. It was found that night sleep, Sunday rest, and the period of vacation don’t fully neutralize the effects of stress on students and that the introduction of physical unloading helps to reduce the stress. It was concluded that Raman-fluorescence spectroscopy of oral fluid samples is an informative method for the express-diagnosis of changes in the general adaptation syndrome. The cumulative effect of the negative impact of stress on the students' body during the school year was revealed.
general adaption syndrome
stress
express-diagnostics
oral fluid
raman-fluorescent diagnostics
state-train anxiety test
sheikh-zade formula

Актуальность. Известно, что учебный процесс сопровождается стрессовым состоянием у большинства студентов. В то же время, нервное перенапряжение приводит к функциональным нарушениям различных систем организма. Таким образом, актуальным является диагностика уровня выраженности стрессовых реакций на ранних стадиях развития.

Цель: разработка и обоснование метода экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома.

Задачи:

  1. Динамическое выявление особенностей показателей психоэмоционального статуса студентов в течение учебного года.
  2. Определение морфометрических составляющих в ротовой жидкости при различных психоэмоциональных состояниях.
  3. Выявление суммарного эффекта влияния стресса на организм учащихся в течение 6 месяцев.

Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 30 человек (17 лиц женского и 13 - мужского пола) в возрасте 18-22 лет. Были проведены Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости, психологический тест Спилбергера и вычисление формулы Шейх-Заде.

Результаты. В результате корреляции результатов исследования спектральных характеристик люминесценции проб ротовой жидкости у студентов после учебных занятий с данными, полученными в начале учебного дня, были выявлены значения, соответствующие высокоинтенсивной люминесценции в диапазоне длин волн 600-650 нм. После окончания занятий зафиксировано увеличение степени интегральной интенсивности в 10-30 раз по сравнению с первоначальным состоянием до учебного процесса. В ходе Раман-флюоресцентной спектроскопии проб слюны у тех же исследуемых на следующее утро установлено уменьшение в 7-10 раз выраженности люминесценции.

Вычисление формулы Шейх-Заде у студентов, прошедших два занятия с умственной нагрузкой, позволило установить повышение уровня стресса на 57,2% (p<0,001), а после физической разгрузки, наблюдали улучшение среднего значения на 18,6% (p<0,05).

При исследовании психологического феномена личностной тревожности по тесту Спилбергера в начале учебного года определен средний уровень и высокий уровень реактивной тревожности у большинства студентов II курса.

Сравнительный анализ результатов Раман-флюоресцентной спектроскопии проб ротовой жидкости, полученных в начале учебного года и через шесть месяцев у тех же студентов, выявил увеличение значений интегральной интенсивности при длине волны излучения 615 нм в 2,5 раза по сравнению с исходными.

В то же время, среднее значение показателя стресса по формуле Шейх-Заде и результаты психологического тестирования по Спилбергеру статистически достоверно не изменились на этапе исследования через шесть месяцев.

 Выводы.

  1. Влияние стресса на организм студентов в ходе учебного процесса приводит к увеличению в 10-30 раз уровня порфиринов в ротовой жидкости, дестабилизации показателей артериального давления на 57,2% (p<0,001) на фоне высокого уровня реактивной тревожности.
  2. Введение физической разгрузки способствует снижению показателя стресса, в среднем, на 18,6% (p<0,05), но без эффекта кумуляции.
  3. Ночной сон, воскресный отдых и период каникул не обеспечивают полноценную нейтрализацию последствий стресса на организм студентов.
  4. Раман-флюоресцентная спектроскопия проб ротовой жидкости является информативным методом экспресс-диагностики изменений общего адаптационного синдрома.
  5. Выявлен кумуляционный эффект негативного влияния стресса на организм студентов в течение учебного года.