Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО И В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Корягина К.А. 1
1 ФГБОУ ВО Ивановский государственный университет
В работе рассмотрены существующие половые различия в восприятии образа будущего студентами, а также половые различия в мотивационной сфере. Были использованы такие методики как опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой и О.В. Митиной, тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д.А. Леонтьева, методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) и авторская анкета. По результатам исследования обнаружены половые различия в степени важности мыслей о будущем, наличии представлений о будущем, значимости профессиональной и духовной сфер жизнедеятельности, а также в степени ориентации на будущее. Кроме того, имеются различия по мотивам престижа и творческой самореализации. У девушек они проявляются в большей степени. Данные исследования можно использовать для эффективного мотивационного стимулирования студентов, профессионального отбора в высшие учебные заведения, а также для обобщения понимания представлений о будущем в молодёжной среде с целью проведения наиболее эффективной психологической работы с данной группой людей.
половые различия
образ будущего
мотивационная сфера
мотивация
студенты
1. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Бадмаева Н.Ц., Улан-Удэ, 2004, с.151-154.
2. Корягина К.А. Исследование особенностей мотивационной сферы студентов высших учебных заведений // Теория и практика современной науки, 2018, № 3(33), с. 413-415.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М., Смысл, 2000. – 18 с.
4. Мильман В.Э.Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990, с. 23-43.
5. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал, 2008, №3, с. 101-109.

Изучениеобразабудущегоимотивационной сферы является значимым для современной психологической науки. В ходе теоретической разработки данного вопроса мы пришли к выводу, что образ будущего – это перспективные представления личности в частности и социума в целом относительно вероятностного развития будущего. Образ будущего формируется с помощью компонентов различных сфер жизни, например, институтов семьи и образования, политической ситуации, экономических и социальных условий в стране и мире, культурных ценностей и пр. Мотивационная сфера связана с мотивацией личности, которую мы понимаем как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение к деятельности личности. Под этими процессами подразумеваются мотивы – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением возникающих потребностей.

Ранее мы уже затрагивали тему изучения мотивации у студентов. Мы пришли к выводу, что наиболее значимыми для студентов являются мотивации к успеху, профессиональные, коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации [2]. В данной работе мы рассмотрим половые различия в мотивационной сфере.

Выборка исследования составила 84 респондента в возрасте от 17 до 25 лет. Из них 41 юноша и 43 девушки. Все они являются студентами вузов.

В проведённом нами эмпирическом исследовании были использованы такие методы как тестирование и опрос, реализованный через анкетирование.

Для определения специфики образа будущего студентов мы использовали следующие методики.

  1. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой и О.В. Митиной [5].
  2. Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д.А. Леонтьева[3].
  3. Авторская анкета.

Анкета направлена на изучение взглядов студентов на собственное будущее, определение наличия у них представлений о будущем на такие временные периоды как ближайшее 5 лет, от 5 до 10 лет и более 10 лет. Кроме того, анкета позволяет определить то, каким студенты видят своё будущее (изменится ли оно в лучшую или в худшую сторону). Также нам было интересно оценить значимость профессиональной, семейной, сексуальной, эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической сфер жизни, а также удовлетворённость своими успехами в них.

Для исследования мотивационной сферы мы использовали следующие методики.

  1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)[1].
  2. Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)[4].

Рассмотрим разницу между юношами и девушками в отношении их ответов на некоторые вопросы анкеты, направленной на изучение образа будущего.

Обратимся к таблице 1, где представлены половые различия важности мыслей о будущем.

Таблица 1.

Половые различия важности мыслей о будущем

Степень важности

Количество респондентов (%)

Юноши

Девушки

Очень важны

37,5

55,8

Важны

52,5

34,8

Затрудняюсь ответить

2,5

9,3

Не важны

7,5

0

Совсем не важны

0

0

 

Мы видим, что большинство девушек оценивает степень значимости мыслей о будущем как очень важную, в то время как для большинства юношей эти мысли просто важны. Можно предположить, что девушки более уверены в себе и имеют более чётки представления о будущем, т.к. считают мысли о нём очень важными. Кроме того, никто из опрошенных девушек не считает неважными мысли о будущем, что может говорить о том, что девушки в большей степени задумываются о своём будущем и имеют представления о нём.

В таблицах2, 3 и 4 показаны половые различия наличия представлений о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем соответственно.

Таблица 2.

Половые различия наличия представлений о ближайшем будущем

Наличие представлений

Количество респондентов (%)

Юноши

Девушки

Есть

25

30,2

Скорее всего, есть

37,5

48,8

Затрудняюсь ответить

10

11,6

Скорее всего, нет

15

7

Нет

12,5

2,3

 

Таблица 3.

Половые различия наличия представлений о среднесрочном будущем

Наличие представлений

Количество респондентов (%)

Юноши

Девушки

Есть

12,5

9,3

Скорее всего, есть

35,0

39,5

Затрудняюсь ответить

12,5

30,2

Скорее всего, нет

17,5

14

Нет

22,5

7

 

С увеличением временного промежутка и юноши и девушки всё больше затрудняются при ответе на вопрос о наличии представлений о будущем. Интересно заметить, что у юношей эта тенденция выражена сильнее, что может говорить о том, что юноши менее ориентированы на будущее, они не уделяют внимание разработке планов относительно собственного будущего, в то время как девушки достаточно сильно на нём сконцентрированы.

Таблица 4.

Половые различия наличия представлений о долгосрочном будущем

Наличие представлений

Количество респондентов (%)

Юноши

Девушки

Есть

10

7

Скорее всего, есть

20

20,9

Затрудняюсь ответить

12,5

23,3

Скорее всего, нет

15

30,2

Нет

42,5

18,6

 

В таблице 5 указаны половые различия оценки будущего через 5-10 лет студентами.

Таблица 5.

Половые различия оценки будущего через 5-10 лет

Оценка

Количество респондентов (%)

Юноши

Девушки

В лучшую сторону

22,5

27,9

Скорее всего, в лучшую сторону

47,5

44,2

Затрудняюсь ответить

22,5

25,6

Скорее всего, в худшую сторону

2,5

2,3

В худшую сторону

5

0

 

В целом юноши и девушки практически одинаково расценивают изменение собственного будущего. Однако никто из девушек не выбрал вариант ответа «изменится в худшую сторону, что говорит о том, что девушки настроены более оптимистично, в отличие от студентов-юношей.

С помощью Т-критерия Стьюдента мы определили различия между юношами и девушками в отношении значимости для них некоторых сфер жизнедеятельности, а также уровня субъективной удовлетворённости своими успехами в этих сферах (таблица 6).

Из таблицы 6 мы видим статистически значимые различия между юношами и девушками по шкалам значимости профессиональной и духовной сфер. Обе сферы для девушек являются более значимыми, чем для юношей. Это можно объясни тем, что девушки более целенаправлены и выбирают для изучения именно ту профессию, которой в дальнейшем хотят заниматься. Вместе с тем они желают самореализоваться и в духовной жизни.

Таблица 6.

Различия между юношами и девушками в отношении вопросов анкеты, направленной на изучение образа будущего

 

Юноши

Девушки

Вероятность ошибки

Значимость сферы жизнедеятельности

профессиональная

1,39

2,07

0,037

семейная

1,73

2,28

0,107

сексуальная

1,7

1,53

0,646

эмоциональная

1,73

2,!6

0,227

духовная

0,56

1,95

0,001

интеллектуальная

1,83

2,14

0,333

физическая

1

1,3

0,41

Удовлетворённость успехами в сфере жизнедеятельности

профессиональная

-0,2

0,2

0,335

семейная

0,41

0,79

0,368

сексуальная

-0,1

0,72

0,065

эмоциональная

0,29

0,84

0,22

духовная

0,46

1,09

0,105

интеллектуальная

0,83

1,09

0,496

физическая

-0,37

0

0,349

 

Остановимся на таблице 7, где указаны различия между студентами разных полов по шкалам опросника временной перспективы Ф. Зимбардо.

Девушки более чем юноши ориентированы на будущее. У них более выражено наличие целей и планов на будущее. Это можно объяснить тем, что современные девушки являются в большей степени амбициозными и рациональными. Они яснее видят своё место в будущем, осуществляя более осознанные выборы в настоящем.

Таблица 7.

Различия между юношами и девушками по шкалам опросника временной перспективы Ф. Зимбардо

 

Юноши

Девушки

Вероятность ошибки

Негативное прошлое

3,23

2,9

0,156

Гедонистическое настоящее

3,16

2,93

0,115

Степень ориентации на будущее

3,23

3,67

0,006

Позитивное прошлое

3,44

3,49

0,778

Фаталистическое настоящее

2,84

2,84

0,987

 

Обратимся к таблице 8, где указаны различия между юношами и девушками по шкалам теста смысложизненных ориентаций.

Нами не было обнаружены статистически значимых различий между юношами и девушками по шкалам методики СЖО. Это свидетельствует о том, что все они в той или иной мере влияют на студентов обоих полов.

Таблица 8.

Различия между юношами и девушками по шкалам теста смысложизненных ориентаций

 

Юноши

Девушки

Вероятность ошибки

Цели в жизни

4,09

4,27

0,602

Процесс жизни

3,96

4,2

0,383

Результат жизни

3,98

4,16

0,581

Локус контроля «Я»

4,17

4,65

0,102

Локус контроля «жизнь»

3,98

4,41

0,161

Общий показатель осмысленности жизни

4,15

4,43

0,303

 

Подводя итог, мы можем заключить, что нами обнаружены половые различия относительно вопросов о важности мыслей о будущем, наличия представлений о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем, а также оценке изменений в будущем через 5-10 лет. В отношении образа будущего существуют различия между юношами и девушками по значимости профессиональной и духовной сфер жизнедеятельности, а также степени ориентации на будущее.

Для определения специфики мотивационной сферы опрошенных юношей и девушек мы использовали Т-критерий Стьюдента. В таблице 9 представлены различия в мотивационной сфере (по методике А.А. Реана) между юношами и девушками.

Таблица 9.

Различия в мотивационной сфере между студентами юношами и девушками

 

Юноши

Девушки

Вероятность ошибки

Коммуникативная мотивация

3,43

3,65

0,242

Мотив избегания

2,87

2,65

0,325

Мотив престижа

2,65

3,11

0,038

Профессиональные мотивы

3,64

3,93

0,154

Мотивы творческой самореализации

3,18

3,76

0,018

Учебно-познавательная мотивация

3,3

3,63

0,078

Социальная мотивация

3,4

3,63

0,153

 

Мы видим, что значимые различия между юношами и девушками отмечаются по таким видам мотивации как мотив престижа и творческая самореализация.

Превалирование значения мотива престижа у девушек над юношами мы можем объяснить тем, что в современном мире девушки становятся социально активными. Они стремятся реализовать себя в различных сферах и добиться успеха. Девушки желают показать свою значимость, тем самым добиваясь авторитета и общественного признания. Кроме того, мотив престижа связан и с обладанием материальными ценностями. Девушки стремятся к высокому уровню жизни, в то время как для юношей это менее значимо.

Мотив творческой самореализации важен для представителей обоих полов, однако, как и в случае с мотивом престижа, для девушек данным мотив является более важным. Мы можем связать это со стремлением девушек к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению различных жизненных задач. Девушки активны и стремятся выбрать профессию, отвечающую их потребностям и дающую возможность не просто зарабатывать, но и реализовываться, в том числе и в творчестве. Юноши же в этом плане прагматичны.

Из таблицы 10 мы видим, что в отношении шкал мотивационного профиля по методике В.Э. Мильмана между юношами и девушками значимых различий не обнаружено.

Таблица 10.

Различия между юношами и девушками по шкалам мотивационного профиля

 

Юноши

Девушки

Вероятность ошибки

Поддержание жизнеобеспечения

1,73

1,83

0,216

Комфорт

1,8

1,74

0,465

Социальный статус

1,79

1,78

0,939

Общение

1,66

1,63

0,706

Общая активность

1,52

1,54

0,91

Творческая активность

1,72

1,79

0,46

Общественная полезность

1,16

1,22

0,614

 

Данные результаты могут свидетельствовать о том, что данные показатели являются универсальными и одинаково значимыми для представителей обоих полов.

Таким образом, мы можем заключить, что для девушек в большей степени, чем для юношей, в учебно-образовательной деятельности характерно наличие мотивов престижа и творческой самореализации.


Библиографическая ссылка

Корягина К.А. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО И В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19544 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674