Изучениеобразабудущегоимотивационной сферы является значимым для современной психологической науки. В ходе теоретической разработки данного вопроса мы пришли к выводу, что образ будущего – это перспективные представления личности в частности и социума в целом относительно вероятностного развития будущего. Образ будущего формируется с помощью компонентов различных сфер жизни, например, институтов семьи и образования, политической ситуации, экономических и социальных условий в стране и мире, культурных ценностей и пр. Мотивационная сфера связана с мотивацией личности, которую мы понимаем как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение к деятельности личности. Под этими процессами подразумеваются мотивы – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением возникающих потребностей.
Ранее мы уже затрагивали тему изучения мотивации у студентов. Мы пришли к выводу, что наиболее значимыми для студентов являются мотивации к успеху, профессиональные, коммуникативные мотивы и мотивы творческой самореализации [2]. В данной работе мы рассмотрим половые различия в мотивационной сфере.
Выборка исследования составила 84 респондента в возрасте от 17 до 25 лет. Из них 41 юноша и 43 девушки. Все они являются студентами вузов.
В проведённом нами эмпирическом исследовании были использованы такие методы как тестирование и опрос, реализованный через анкетирование.
Для определения специфики образа будущего студентов мы использовали следующие методики.
- Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой и О.В. Митиной [5].
- Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д.А. Леонтьева[3].
- Авторская анкета.
Анкета направлена на изучение взглядов студентов на собственное будущее, определение наличия у них представлений о будущем на такие временные периоды как ближайшее 5 лет, от 5 до 10 лет и более 10 лет. Кроме того, анкета позволяет определить то, каким студенты видят своё будущее (изменится ли оно в лучшую или в худшую сторону). Также нам было интересно оценить значимость профессиональной, семейной, сексуальной, эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической сфер жизни, а также удовлетворённость своими успехами в них.
Для исследования мотивационной сферы мы использовали следующие методики.
- Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)[1].
- Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)[4].
Рассмотрим разницу между юношами и девушками в отношении их ответов на некоторые вопросы анкеты, направленной на изучение образа будущего.
Обратимся к таблице 1, где представлены половые различия важности мыслей о будущем.
Таблица 1.
Половые различия важности мыслей о будущем
Степень важности |
Количество респондентов (%) |
|
Юноши |
Девушки |
|
Очень важны |
37,5 |
55,8 |
Важны |
52,5 |
34,8 |
Затрудняюсь ответить |
2,5 |
9,3 |
Не важны |
7,5 |
0 |
Совсем не важны |
0 |
0 |
Мы видим, что большинство девушек оценивает степень значимости мыслей о будущем как очень важную, в то время как для большинства юношей эти мысли просто важны. Можно предположить, что девушки более уверены в себе и имеют более чётки представления о будущем, т.к. считают мысли о нём очень важными. Кроме того, никто из опрошенных девушек не считает неважными мысли о будущем, что может говорить о том, что девушки в большей степени задумываются о своём будущем и имеют представления о нём.
В таблицах2, 3 и 4 показаны половые различия наличия представлений о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем соответственно.
Таблица 2.
Половые различия наличия представлений о ближайшем будущем
Наличие представлений |
Количество респондентов (%) |
|
Юноши |
Девушки |
|
Есть |
25 |
30,2 |
Скорее всего, есть |
37,5 |
48,8 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
11,6 |
Скорее всего, нет |
15 |
7 |
Нет |
12,5 |
2,3 |
Таблица 3.
Половые различия наличия представлений о среднесрочном будущем
Наличие представлений |
Количество респондентов (%) |
|
Юноши |
Девушки |
|
Есть |
12,5 |
9,3 |
Скорее всего, есть |
35,0 |
39,5 |
Затрудняюсь ответить |
12,5 |
30,2 |
Скорее всего, нет |
17,5 |
14 |
Нет |
22,5 |
7 |
С увеличением временного промежутка и юноши и девушки всё больше затрудняются при ответе на вопрос о наличии представлений о будущем. Интересно заметить, что у юношей эта тенденция выражена сильнее, что может говорить о том, что юноши менее ориентированы на будущее, они не уделяют внимание разработке планов относительно собственного будущего, в то время как девушки достаточно сильно на нём сконцентрированы.
Таблица 4.
Половые различия наличия представлений о долгосрочном будущем
Наличие представлений |
Количество респондентов (%) |
|
Юноши |
Девушки |
|
Есть |
10 |
7 |
Скорее всего, есть |
20 |
20,9 |
Затрудняюсь ответить |
12,5 |
23,3 |
Скорее всего, нет |
15 |
30,2 |
Нет |
42,5 |
18,6 |
В таблице 5 указаны половые различия оценки будущего через 5-10 лет студентами.
Таблица 5.
Половые различия оценки будущего через 5-10 лет
Оценка |
Количество респондентов (%) |
|
Юноши |
Девушки |
|
В лучшую сторону |
22,5 |
27,9 |
Скорее всего, в лучшую сторону |
47,5 |
44,2 |
Затрудняюсь ответить |
22,5 |
25,6 |
Скорее всего, в худшую сторону |
2,5 |
2,3 |
В худшую сторону |
5 |
0 |
В целом юноши и девушки практически одинаково расценивают изменение собственного будущего. Однако никто из девушек не выбрал вариант ответа «изменится в худшую сторону, что говорит о том, что девушки настроены более оптимистично, в отличие от студентов-юношей.
С помощью Т-критерия Стьюдента мы определили различия между юношами и девушками в отношении значимости для них некоторых сфер жизнедеятельности, а также уровня субъективной удовлетворённости своими успехами в этих сферах (таблица 6).
Из таблицы 6 мы видим статистически значимые различия между юношами и девушками по шкалам значимости профессиональной и духовной сфер. Обе сферы для девушек являются более значимыми, чем для юношей. Это можно объясни тем, что девушки более целенаправлены и выбирают для изучения именно ту профессию, которой в дальнейшем хотят заниматься. Вместе с тем они желают самореализоваться и в духовной жизни.
Таблица 6.
Различия между юношами и девушками в отношении вопросов анкеты, направленной на изучение образа будущего
|
Юноши |
Девушки |
Вероятность ошибки |
|
Значимость сферы жизнедеятельности |
профессиональная |
1,39 |
2,07 |
0,037 |
семейная |
1,73 |
2,28 |
0,107 |
|
сексуальная |
1,7 |
1,53 |
0,646 |
|
эмоциональная |
1,73 |
2,!6 |
0,227 |
|
духовная |
0,56 |
1,95 |
0,001 |
|
интеллектуальная |
1,83 |
2,14 |
0,333 |
|
физическая |
1 |
1,3 |
0,41 |
|
Удовлетворённость успехами в сфере жизнедеятельности |
профессиональная |
-0,2 |
0,2 |
0,335 |
семейная |
0,41 |
0,79 |
0,368 |
|
сексуальная |
-0,1 |
0,72 |
0,065 |
|
эмоциональная |
0,29 |
0,84 |
0,22 |
|
духовная |
0,46 |
1,09 |
0,105 |
|
интеллектуальная |
0,83 |
1,09 |
0,496 |
|
физическая |
-0,37 |
0 |
0,349 |
Остановимся на таблице 7, где указаны различия между студентами разных полов по шкалам опросника временной перспективы Ф. Зимбардо.
Девушки более чем юноши ориентированы на будущее. У них более выражено наличие целей и планов на будущее. Это можно объяснить тем, что современные девушки являются в большей степени амбициозными и рациональными. Они яснее видят своё место в будущем, осуществляя более осознанные выборы в настоящем.
Таблица 7.
Различия между юношами и девушками по шкалам опросника временной перспективы Ф. Зимбардо
|
Юноши |
Девушки |
Вероятность ошибки |
Негативное прошлое |
3,23 |
2,9 |
0,156 |
Гедонистическое настоящее |
3,16 |
2,93 |
0,115 |
Степень ориентации на будущее |
3,23 |
3,67 |
0,006 |
Позитивное прошлое |
3,44 |
3,49 |
0,778 |
Фаталистическое настоящее |
2,84 |
2,84 |
0,987 |
Обратимся к таблице 8, где указаны различия между юношами и девушками по шкалам теста смысложизненных ориентаций.
Нами не было обнаружены статистически значимых различий между юношами и девушками по шкалам методики СЖО. Это свидетельствует о том, что все они в той или иной мере влияют на студентов обоих полов.
Таблица 8.
Различия между юношами и девушками по шкалам теста смысложизненных ориентаций
|
Юноши |
Девушки |
Вероятность ошибки |
Цели в жизни |
4,09 |
4,27 |
0,602 |
Процесс жизни |
3,96 |
4,2 |
0,383 |
Результат жизни |
3,98 |
4,16 |
0,581 |
Локус контроля «Я» |
4,17 |
4,65 |
0,102 |
Локус контроля «жизнь» |
3,98 |
4,41 |
0,161 |
Общий показатель осмысленности жизни |
4,15 |
4,43 |
0,303 |
Подводя итог, мы можем заключить, что нами обнаружены половые различия относительно вопросов о важности мыслей о будущем, наличия представлений о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем, а также оценке изменений в будущем через 5-10 лет. В отношении образа будущего существуют различия между юношами и девушками по значимости профессиональной и духовной сфер жизнедеятельности, а также степени ориентации на будущее.
Для определения специфики мотивационной сферы опрошенных юношей и девушек мы использовали Т-критерий Стьюдента. В таблице 9 представлены различия в мотивационной сфере (по методике А.А. Реана) между юношами и девушками.
Таблица 9.
Различия в мотивационной сфере между студентами юношами и девушками
|
Юноши |
Девушки |
Вероятность ошибки |
Коммуникативная мотивация |
3,43 |
3,65 |
0,242 |
Мотив избегания |
2,87 |
2,65 |
0,325 |
Мотив престижа |
2,65 |
3,11 |
0,038 |
Профессиональные мотивы |
3,64 |
3,93 |
0,154 |
Мотивы творческой самореализации |
3,18 |
3,76 |
0,018 |
Учебно-познавательная мотивация |
3,3 |
3,63 |
0,078 |
Социальная мотивация |
3,4 |
3,63 |
0,153 |
Мы видим, что значимые различия между юношами и девушками отмечаются по таким видам мотивации как мотив престижа и творческая самореализация.
Превалирование значения мотива престижа у девушек над юношами мы можем объяснить тем, что в современном мире девушки становятся социально активными. Они стремятся реализовать себя в различных сферах и добиться успеха. Девушки желают показать свою значимость, тем самым добиваясь авторитета и общественного признания. Кроме того, мотив престижа связан и с обладанием материальными ценностями. Девушки стремятся к высокому уровню жизни, в то время как для юношей это менее значимо.
Мотив творческой самореализации важен для представителей обоих полов, однако, как и в случае с мотивом престижа, для девушек данным мотив является более важным. Мы можем связать это со стремлением девушек к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению различных жизненных задач. Девушки активны и стремятся выбрать профессию, отвечающую их потребностям и дающую возможность не просто зарабатывать, но и реализовываться, в том числе и в творчестве. Юноши же в этом плане прагматичны.
Из таблицы 10 мы видим, что в отношении шкал мотивационного профиля по методике В.Э. Мильмана между юношами и девушками значимых различий не обнаружено.
Таблица 10.
Различия между юношами и девушками по шкалам мотивационного профиля
|
Юноши |
Девушки |
Вероятность ошибки |
Поддержание жизнеобеспечения |
1,73 |
1,83 |
0,216 |
Комфорт |
1,8 |
1,74 |
0,465 |
Социальный статус |
1,79 |
1,78 |
0,939 |
Общение |
1,66 |
1,63 |
0,706 |
Общая активность |
1,52 |
1,54 |
0,91 |
Творческая активность |
1,72 |
1,79 |
0,46 |
Общественная полезность |
1,16 |
1,22 |
0,614 |
Данные результаты могут свидетельствовать о том, что данные показатели являются универсальными и одинаково значимыми для представителей обоих полов.
Таким образом, мы можем заключить, что для девушек в большей степени, чем для юношей, в учебно-образовательной деятельности характерно наличие мотивов престижа и творческой самореализации.