В соответствии с российским и международным правом, обеспечение интересов детей – это основополагающая задача семейного права. Современное российское государство выступает гарантом социальной защищенности детей, лишенных родительского попечения. Законодатель старается наиболее полно и ёмко изложить на бумаге все принципы процесса усыновления, данный процесс в общем, а также права детей, которые так и не смогли попасть в новую семью или вернуться к родной семье. Однако проблемы только на национальном уровне урегулировать получается недостаточно эффективно, поэтому Россия присоединилась к разработке и дальнейшему принятию международных законодательных актов, договоров, соглашений и конвенций.
На территории Российской Федерации действует закон, обладающий высшей юридической силой над всеми федеральными законодательными и нормативными актами – Конституция Российской Федерации[4]. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а защита их – это обязанность государства [4, ст. 2].
Конституция Российской Федерации закрепляет основы, а иные законодательные и нормативные акты федерального уровня обязаны данным основам соответствовать.
Законодательство, так или иначе включающее в себя нормы регулирования жизни и деятельности детей, достаточно обширно, однако категорию «дети-сироты» сконцентрировал в своем ведении узкий круг законодательных актов.
Таким образом, материнство и детство, семья находятся под защитой государства [4, ст. 38], а обеспечение благополучного детства каждого ребенка является одним из основных национальных приоритетов государственной политики.
Борис Ельцин, приняв Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», заложил основу социальной политики в области защиты детства и улучшению жизни самых маленьких членов общества. Далее были утверждены ряд программных документов, также связанных с детьми и их правом на благополучную жизнь.
На 2017 г. действующим документом федерального значения является Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017гг. [6], которая была принята после окончания срока действия Национального плана действия в интересах детей (1995-2000 гг.). Государство, путем принятия законодательных актов на уровне Российской Федерации в области защиты детства, учреждение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также аналогичного института власти в субъектах Российской Федерации, путем реализации федеральных целевых программ, направленных на наиболее уязвимых граждан – детей, старается изменить ситуацию в стране. Перечисленные выше инструменты дают положительные результаты, хотя ситуация с положением детей-сирот остается все ещё неразрешимой до конца, их численность сокращается низкими темпами.
Актуальная Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017гг. перекликается в своих положениях с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5], Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [7].
Основными направлениями Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017гг. являются:
- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- дети – участники реализации Национальной стратегии;
- семейная политика детствосбережения;
- здравоохранение к детям, и здоровый образ жизни;
- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
Стратегия, определяя основные направления деятельности в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, видит важность и значимость обеспечения для детей, в наибольшей степени не защищенных, равных возможностей.
Исходя из высокого уровня социального сиротства (около 80 % на 2011 г.), сложного положения детей-инвалидов, из которых часть находится в учреждениях для детей-сирот, а часть воспитывается в неполных семьях, зачастую на грани бедности, в национальной стратегии прописаны меры, которые позволят увеличить долю детей-сирот, воспитывающихся в семьях, до 90 %, увеличить число субъектов Российской Федерации, на территории которых не будет специальных учреждений для детей-сирот. Кроме того, в приоритете планируется стимулировать российских граждан к усыновлению, нежели отдавать детей на воспитание в зарубежные страны. От реализации Национальной стратегии также ждут изменение непростой ситуации, а именно – увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот, обеспеченных жильем и трудоустроенных. Обеспеченность жильем в большей степени влияет на становление и адаптацию детей-сирот к общественным нормам и отношениям, позволяет им жить и трудиться во благо себя и страны, а не увеличивать число правонарушений.
В Указе Президента Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии было рекомендовано утвердить в субъектах страны региональные стратегии (программы) действий в интересах детей. Согласно информационному агентству России «ТАСС», соответствующие региональные стратегии были приняты во всех регионах [2]. На уровне МО «Город Архангельск» данная Стратегия действий в интересах детей МО «Город Архангельск» на 2013-2017 гг. была также утверждена.
Ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации являются важнейшим программным документом, в котором Президент описывает стратегические видения на развитие страны в ближайший год. Анализируя данные документы, можно проследить, какие проблемы для решения у государства были в приоритете на тот или иной год. Исследовались Послания Президента Российской Федерации за 2000-2016 гг.
Начиная с президента В. В. Путина в 2000 г., его послание было достаточно сильным, а иногда даже компрометирующим. В своем послании Президент критиковал систему социальной поддержки, существовавшую на тот момент, и предложил проводить социальную политику на принципах «общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ» [3]. Также в данном послании был сделан упор на безадресность социальной поддержки, поэтому планировалось предоставлять помощь, прежде всего, не банкирам и депутатам, а тем гражданам, доходы которых ниже прожиточного минимума.
В период с 2001 по 2003 гг. включительно, предложений, направленных на обеспечение защиты детства, не было (аналогичная ситуация с 2007 г.). В 2004 г. была определена необходимость в избавлении от детской беспризорности, методы и конкретные поручения обозначены не были, а также, начиная именно с этого Послания, начала прослеживаться проблема демографического характера, а именно – высокая смертность и низкая рождаемость. В 2005 г. было впервые упомянуто о сиротах. В Послании Президента Российской Федерации от 2005 г. помощь нетрудоспособным и малоимущим гражданам (в том числе сиротам) являлась критерием справедливости государства.
Д. А. Медведев поддержал направление в социальной политике, поставленное перед страной годом ранее В. В. Путиным. Им было замечено, что детей, находящихся на обеспечении в детских домах, порядка 200 тыс. человек, а в усыновлении этих детей заинтересованы, в большинстве своем, иностранные граждане. Так, Д. А. Медведевым было поручено «Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях» [8]. Кроме того, Президент Российской Федерации предложил увеличить стимулирующие материальные выплаты гражданам, которые решатся взять на воспитание ребенка из детского дома.
В 2008 г. упор был сделан на образование детей школьного возраста, раскрытие их талантов. Осознание значимости некоммерческого сектора экономики и благотворительных организаций в осуществлении социального обслуживания и реабилитации детей-сирот прослеживается в Послании Президента Российской Федерации 2009 г. [9].
Одним из самых значимых Посланий, по результатам исследования, является Послание Президента Российской Федерации от 2010 г., где Д. А. Медведев определил важность разработки эффективной политики в области детства, а, в частности, детей-сирот. В данном послании эта тема является главной, как отмечает Дмитрий Анатольевич. Основные моменты, на которых останавливался Президент:
- «ничьих» детей в нашей стране быть не должно;
- нацеленность органов опеки на семейное устройство детей (аналогичное направление было выбрано и в 2011 г.);
- создание попечительских советов при детских домах и коррекционных учреждениях;
- разработка программ социальной адаптации и сопровождение выпускников детских домов [10].
В 2012-2015 гг. было выбрано направление по улучшению системы здравоохранения для несовершеннолетних граждан, развитие систем дошкольного и школьного образования, их усовершенствование, вопросам о дополнительной поддержке в вузе талантливых детей, а также большое внимание уделялось спорту, оздоровительным занятиям детей и демографическому развитию.
По словам председателя Приморского регионального отделения «Деловая Россия» Алексея Тимченко, «Послание главы государства этого года (примечание – 2016 г.) существенно отличается от всех предыдущих, в его повестке большую часть занимают вопросы развития экономики и условий для предпринимательства. Это показатель того внимания, которое руководство страны сегодня уделяет проблемам развития честной, эффективной и конкурентоспособной экономики, без которой нашей стране не стать одним из полноценных мировых лидеров» [1]. Следовательно, каждое Послание направлено на реализацию политики в некоторой области более всего, остальные же сферы жизнедеятельности отмечаются малым вниманием. Так, в 2016 году был сделан упор на интенсивное развитие экономики страны.
Таким образом, исходя из анализа существующих Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за 2000-2016 г., главным для России являлось и является сохранение нации, воспитание детей и развитие их талантов – в этом лидеры страны видят будущее. Однако проблем сиротства детей, их социальной неадаптированности, а также разработки новых способов защиты и уменьшения детей-сирот касались только некоторые Послания, что говорит либо об урегулированной ситуации с детьми-сиротами в России, либо их недостаточной приоритетности для России в тот или иной момент. В виду того, что дети-сироты – группа детей, нуждающаяся в особой поддержке, то на уровне главы государства следует ставить вопросы, связанные с ними, отдельными тезисами, потому что проблема сиротства для России в долгосрочной перспективе может оказаться решающей в развитии страны.
Библиографическая ссылка
Белорукова М.Н. ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19535 (дата обращения: 07.12.2024).