Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE BASICS OF AID TO ORPHAN CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION: NATIONAL STRATEGIES AND MESSAGES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Belorukova M.N. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
The author considers the messages Of the President of the Russian Federation from 2000 to 2016 in this article for the presence in them of the mention of orphans and the policy, which is aimed at the settlement of urgent issues of childhood. Orphanhood for Russia is not a new phenomenon, as well as the work of institutions for their protection. Orphans were already under the supervision of the princes before the baptism of Russia, and Vladimir I entrusted the public charity to the clergy. Wars and unrest have reduced the effectiveness of the country's development, as well as contributed to the increase in the number of street children and orphans. The modern Russian state is the guarantor of the social security of children deprived of parental care. Ensuring the interests of children is a fundamental task of family law in accordance with Russian and international law. The legislator fully and succinctly sets out on paper all the principles of the adoption process, the process in General, as well as the rights of children who have not been able to get into a new family or return to their own family. The Head of state often initiate improvement of the situation in the field of legislative regulation. Analysis of the annual Messages of the President of Russia allows us to judge how regularly the issue of family and childhood is on the agenda of the state, as the situation in this area is often assessed as critical.
orphanhood
orphans
family
childhood
message of the president of the russian federation
family policy

В соответствии с российским и международным правом, обеспечение интересов детей – это основополагающая задача семейного права. Современное российское государство выступает гарантом социальной защищенности детей, лишенных родительского попечения. Законодатель старается наиболее полно и ёмко изложить на бумаге все принципы процесса усыновления, данный процесс в общем, а также права детей, которые так и не смогли попасть в новую семью или вернуться к родной семье. Однако проблемы только на национальном уровне урегулировать получается недостаточно эффективно, поэтому Россия присоединилась к разработке и дальнейшему принятию международных законодательных актов, договоров, соглашений и конвенций.

На территории Российской Федерации действует закон, обладающий высшей юридической силой над всеми федеральными законодательными и нормативными актами – Конституция Российской Федерации[4]. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а защита их – это обязанность государства [4, ст. 2].

Конституция Российской Федерации закрепляет основы, а иные законодательные и нормативные акты федерального уровня обязаны данным основам соответствовать.

Законодательство, так или иначе включающее в себя нормы регулирования жизни и деятельности детей, достаточно обширно, однако категорию «дети-сироты» сконцентрировал в своем ведении узкий круг законодательных актов.

Таким образом, материнство и детство, семья находятся под защитой государства [4, ст. 38], а обеспечение благополучного детства каждого ребенка является одним из основных национальных приоритетов государственной политики.

Борис Ельцин, приняв Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», заложил основу социальной политики в области защиты детства и улучшению жизни самых маленьких членов общества. Далее были утверждены ряд программных документов, также связанных с детьми и их правом на благополучную жизнь.

На 2017 г. действующим документом федерального значения является Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017гг. [6], которая была принята после окончания срока действия Национального плана действия в интересах детей (1995-2000 гг.). Государство, путем принятия законодательных актов на уровне Российской Федерации в области защиты детства, учреждение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также аналогичного института власти в субъектах Российской Федерации, путем реализации федеральных целевых программ, направленных на наиболее уязвимых граждан – детей, старается изменить ситуацию в стране. Перечисленные выше инструменты дают положительные результаты, хотя ситуация с положением детей-сирот остается все ещё неразрешимой до конца, их численность сокращается низкими темпами.

Актуальная Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017гг. перекликается в своих положениях с Концепцией долгосрочного   социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5], Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [7].

Основными направлениями Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017гг. являются:

  • доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
  • равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
  • дети – участники реализации Национальной стратегии;
  • семейная политика детствосбережения;
  • здравоохранение к детям, и здоровый образ жизни;
  • создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

Стратегия, определяя основные направления деятельности в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, видит важность и значимость обеспечения для детей, в наибольшей степени не защищенных, равных возможностей.

Исходя из высокого уровня социального сиротства (около 80 % на 2011 г.), сложного положения детей-инвалидов, из которых часть находится в учреждениях для детей-сирот, а часть воспитывается в неполных семьях, зачастую на грани бедности, в национальной стратегии прописаны меры, которые позволят увеличить долю детей-сирот, воспитывающихся в семьях, до 90 %, увеличить число субъектов Российской Федерации, на территории которых не будет специальных учреждений для детей-сирот. Кроме того, в приоритете планируется стимулировать российских граждан к усыновлению, нежели отдавать детей на воспитание в зарубежные страны. От реализации Национальной стратегии также ждут изменение непростой ситуации, а именно – увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот, обеспеченных жильем и трудоустроенных. Обеспеченность жильем в большей степени влияет на становление и адаптацию детей-сирот к общественным нормам и отношениям, позволяет им жить и трудиться во благо себя и страны, а не увеличивать число правонарушений.

В Указе Президента Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии было рекомендовано утвердить в субъектах страны региональные стратегии (программы) действий в интересах детей. Согласно информационному агентству России «ТАСС», соответствующие региональные стратегии были приняты во всех регионах [2]. На уровне МО «Город Архангельск» данная Стратегия действий в интересах детей МО «Город Архангельск» на 2013-2017 гг. была также утверждена.

Ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации являются важнейшим программным документом, в котором Президент описывает стратегические видения на развитие страны в ближайший год. Анализируя данные документы, можно проследить, какие проблемы для решения у государства были в приоритете на тот или иной год. Исследовались Послания Президента Российской Федерации за 2000-2016 гг.

Начиная с президента В. В. Путина в 2000 г., его послание было достаточно сильным, а иногда даже компрометирующим. В своем послании Президент критиковал систему социальной поддержки, существовавшую на тот момент, и предложил проводить социальную политику на принципах «общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ» [3]. Также в данном послании был сделан упор на безадресность социальной поддержки, поэтому планировалось предоставлять помощь, прежде всего, не банкирам и депутатам, а тем гражданам, доходы которых ниже прожиточного минимума.

В период с 2001 по 2003 гг. включительно, предложений, направленных на обеспечение защиты детства, не было (аналогичная ситуация с 2007 г.). В 2004 г. была определена необходимость в избавлении от детской беспризорности, методы и конкретные поручения обозначены не были, а также, начиная именно с этого Послания, начала прослеживаться проблема демографического характера, а именно – высокая смертность и низкая рождаемость. В 2005 г. было впервые упомянуто о сиротах. В Послании Президента Российской Федерации от 2005 г. помощь нетрудоспособным и малоимущим гражданам (в том числе сиротам) являлась критерием справедливости государства.

Д. А. Медведев поддержал направление в социальной политике, поставленное перед страной годом ранее В. В. Путиным. Им было замечено, что детей, находящихся на обеспечении в детских домах, порядка 200 тыс. человек, а в усыновлении этих детей заинтересованы, в большинстве своем, иностранные граждане. Так, Д. А. Медведевым было поручено «Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях» [8]. Кроме того, Президент Российской Федерации предложил увеличить стимулирующие материальные выплаты гражданам, которые решатся взять на воспитание ребенка из детского дома.

В 2008 г. упор был сделан на образование детей школьного возраста, раскрытие их талантов. Осознание значимости некоммерческого сектора экономики и благотворительных организаций в осуществлении социального обслуживания и реабилитации детей-сирот прослеживается в Послании Президента Российской Федерации 2009 г. [9].

Одним из самых значимых Посланий, по результатам исследования, является Послание Президента Российской Федерации от 2010 г., где Д. А. Медведев определил важность разработки эффективной политики в области детства, а, в частности, детей-сирот. В данном послании эта тема является главной, как отмечает Дмитрий Анатольевич. Основные моменты, на которых останавливался Президент:

  • «ничьих» детей в нашей стране быть не должно;
  • нацеленность органов опеки на семейное устройство детей (аналогичное направление было выбрано и в 2011 г.);
  • создание попечительских советов при детских домах и коррекционных учреждениях;
  • разработка программ социальной адаптации и сопровождение выпускников детских домов [10].

В 2012-2015 гг. было выбрано направление по улучшению системы здравоохранения для несовершеннолетних граждан, развитие систем дошкольного и школьного образования, их усовершенствование, вопросам о дополнительной поддержке в вузе талантливых детей, а также большое внимание уделялось спорту, оздоровительным занятиям детей и демографическому развитию.

По словам председателя Приморского регионального отделения «Деловая Россия» Алексея Тимченко, «Послание главы государства этого года (примечание – 2016 г.) существенно отличается от всех предыдущих, в его повестке большую часть занимают вопросы развития экономики и условий для предпринимательства. Это показатель того внимания, которое руководство страны сегодня уделяет проблемам развития честной, эффективной и конкурентоспособной экономики, без которой нашей стране не стать одним из полноценных мировых лидеров» [1]. Следовательно, каждое Послание направлено на реализацию политики в некоторой области более всего, остальные же сферы жизнедеятельности отмечаются малым вниманием. Так, в 2016 году был сделан упор на интенсивное развитие экономики страны.

Таким образом, исходя из анализа существующих Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за 2000-2016 г., главным для России являлось и является сохранение нации, воспитание детей и развитие их талантов – в этом лидеры страны видят будущее. Однако проблем сиротства детей, их социальной неадаптированности, а также разработки новых способов защиты и уменьшения детей-сирот касались только некоторые Послания, что говорит либо об урегулированной ситуации с детьми-сиротами в России, либо их недостаточной приоритетности для России в тот или иной момент. В виду того, что дети-сироты – группа детей, нуждающаяся в особой поддержке, то на уровне главы государства следует ставить вопросы, связанные с ними, отдельными тезисами, потому что проблема сиротства для России в долгосрочной перспективе может оказаться решающей в развитии страны.