После прихода к власти большевиков, нормативно-правовая база, регулирующая вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних существенно изменилась. 17 января 1918 года принимается Декрет Совнаркома «О комиссиях о несовершеннолетних».
Одной из главных новелл Декрета «О комиссиях о несовершеннолетних» стало введение запрета на тюремное заключения для несовершеннолетних и упразднение имевшейся в царской России подсистемы ювенальных судов. Статья 2 Декрета включала дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 17 лет в компетенцию учреждавшихся комиссий о несовершеннолетних. Более того, в соответствии со статьей 6 указанного нормативного акта дела о преступлениях несовершеннолетних лиц в возрасте до 17 лет, находившиеся в судебном производстве или уже закончившиеся осуждением, подлежали пересмотру комиссиями о несовершеннолетних. Ведал комиссиями о несовершеннолетних Наркомат общественного призрения. Комиссию составляли представители нескольких ведомств: общественного призрения, просвещения, юстиции. В обязательном порядке в ее работе участвовал врач.
«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» от 12 декабря 1919 года содержали положение о том, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. Кроме того, закреплялось положение о том, что к несовершеннолетним до 14 лет и лицам от 14 до 18 лет, действовавшим без разумения, могут быть применены исключительно воспитательные меры.
Следующим шагом в развитии советской ювенальной юстиции стало принятие 30 июля 1920 года Инструкции о работе комиссий о несовершеннолетних. Главным образом документ был посвящен регламентации медицинских, психологических и педагогических аспектов работы комиссий о несовершеннолетних. Однако, были внесены изменения и в юридическую процедуру рассмотрения дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Законодательство четко регламентировало перечень ситуаций, при которых дело передавалось в производство народному судье:
1) Недостаточность и неэффективность применения к несовершеннолетнему медико-психологических воспитательных мер;
2) Наличие рецидивов;
3) Осуществление систематических побегов из детских домов;
4) Наличие явной опасности для общества в случае нахождения несовершеннолетнего на свободе.
4 марта 1920 года принимается Декрет Совнаркома «О суде над несовершеннолетними», который предусматривал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в производство народного суд в том случае, если комиссия о несовершеннолетних признала применение медико-педагогческих мер к несовершеннолетнему невозможным. При этом предусматривалось помещение несовершеннолетних преступников в отдельные учреждения.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года существенно увеличил систему наказаний для несовершеннолетних. Теперь к ним могли применяться весь спектр наказаний, вплоть до смертной казни. Однако, вскоре позиция законодателя смягчилась и статья 33 УК РСФСР 1922 года устанавливала запрет на применение смертной казни к лицам, не достигшим на момент совершения преступления 18 лет.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года также содержал положение о запрещении применения смертной казни к несовершеннолетним лицам. Кроме того, были существенно сокращены сроки и размеры наказаний для несовершеннолетних преступников: для лиц в возрасте от 14 до 16 лет – наполовину, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – на треть.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года четко закрепил основы послереволюционной модели ювенальной юстиции. Были урегулированы вопросы о подсудности дел о несовершеннолетних, сроки рассмотрения дел с участием несовершеннолетних. Очень важным являлось положение о недопустимости рассмотрения дел с участием несовершеннолетних без участия защитника.
Кардинальным изменениям уголовная политика в отношении несовершеннолетних подверглась в середине 1930-ых годов. 7 апреля 1935 года принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое устанавливало нижний возраст уголовной ответственности по многим составам преступлений в 12 лет и вновь приравнивало систему наказаний для несовершеннолетних к общей системе наказаний. В отношении несовершеннолетних правосудие носило карательный характер вплоть до конца 1950-ых годов.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года определил, что наказание в виде лишения свободы не может назначаться на срок свыше 10 лет. При этом отбывался данный вид наказания в воспитательно-трудовых колониях. Предусматривалось два вида воспитательно-трудовых колоний- общего и усиленного режима. Кроме того, был определен полный перечень принудительных мер воспитательного воздействия:
1)возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;
2)объявление выговора или строгого выговора;
3)предостережение;
4)возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанности возместить причиненный ущерб;
5) передача несовершеннолетнего под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим;
6)передача несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации, с их согласия, а также отдельным гражданам (по их просьбе). Суд также мог признать необходимым назначить общественного воспитателя;
7)помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года включал ряд обстоятельств, которые должны были обязательно установлены в рамках дела несовершеннолетнего:
1) Возраст несовершеннолетнего;
2) Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
3) Причины и условия, которые способствовали совершению преступления;
4) Наличие взрослых соучастников преступления.
Среди иных важных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, посвященных защите интересов и прав несовершеннолетних лиц можно выделить особый порядок задержания и заключения под стражу, наличие особенной процедуры вызова в суд, существование особых мер пресечения(например, отдача под присмотр родителей, опекунов или попечителей), обязательное участие педагога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого, который не достиг возраста 16 лет.
Часть 1 статьи 87 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) определяет несовершеннолетнего как лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Однако, в силу того, что по ряду преступлений уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет, А.В. Давыденко предлагает выделять две группы несовершеннолетних: «младшие несовершеннолетние» возрастом 14-15 лет и «старшие несовершеннолетние» возрастом 16-17 лет [1, c. 11]. Однако, стоит отметить, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ, к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, за исключением помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.
Не стоит забывать и про положения ч.3 ст.20 УК РФ, которая запрещает привлекать к уголовной ответственности несовершеннолетнего, который хоть и достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Нормы, содержащиеся в главе 14 УК РФ по своей юридической природе являются специальными и имеют приоритет перед иными нормами Общей части УК РФ в вопросах, касающихся уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Глава 14 УК РФ предусматривает следующие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних:
1) Методом построения системы наказаний для несовершеннолетних лиц является выделение из общей системы наказаний.
В настоящее время систему наказаний для несовершеннолетних составляют: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок (ч. 1 ст. 88 УК РФ). Следует отметить, что перспективным направлением развития института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних является введение системы замещающих наказаний, разработанных с учетом особенностей несовершеннолетних лиц.
2) Наказание в виде лишения свободы применяется к несовершеннолетним в существенно урезанном варианте по сравнению со взрослыми преступниками. Так, лишение свободы не назначается лицу, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также всем несовершеннолетним осужденным, впервые совершившим преступления небольшой тяжести (ч. 6 ст. 88 УК РФ);
3) В случае назначения наказания в виде лишения свободы при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, низший предел наказания, который предусматривается санкцией той или иной статьи УК РФ сокращается в два раза(ч. 6.1 ст. 88 УК РФ);
4) Наличие более мягкого режима отмены испытательного срока при условном осуждении (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ);
5) Существование ряда специальных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, связанных с возможностью применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90, 92 УК РФ); кроме того, освобождение от наказания несовершеннолетних может наличествовать и при совершении тяжкого преступления, за исключением осуждения по статьям, перечень которых содержится в ч. 5 ст. 92 УК РФ. Также, не исключено применение к несовершеннолетним общих оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Статья 91 УК РФ закрепляет перечень принудительных мер воспитательного воздействия:
- предупреждение;
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
- возложение обязанности загладить причиненный вред;
-ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
В научной литературе выделяются следующие признаки принудительных мер воспитательного воздействия:
а) Отсутствие в их сущности карательного элемента, поскольку по своей природе принудительные меры воспитательного воздействия не являются видом наказания;
б) Выполнение особенной роли- воспитания несовершеннолетнего и формирование у него общественно полезной установки поведения;
в) Особый порядок применения- по решению суда.
6) В случае условно-досрочного освобождения действуют сокращенные сроки фактического отбывания наказания (ст. 93 УК РФ);
7) Уменьшенный размер сроков давности уголовной ответственности и обвинительного приговора суда за преступления, которые были совершены в несовершеннолетнем возрасте. Они составляют половину от общепринятого размера(ст. 94 УК РФ);
8) При установлении рецидива судимость за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте, не играет роли (п. б ч. 4 ст. 18 УК РФ).
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлены их возрастом и социальной незрелостью [4, с. 87]. Незавершенность процессов формирования личности и психофизиологические особенности несовершеннолетних обуславливают необходимость особого подхода законодателя и правоприменителей к процессу привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности.
Исходя из большого значения правильного решения исследуемого вопроса, Пленумом Верховного Суда РФ было выпущено постановление от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», содержащее ряд положений значительно повышающих степень защиты несовершеннолетних лиц. Так, пункт 2 рассматриваемого постановления подчеркивает роль международно-правовых актов, касающихся защиты прав несовершеннолетних.
О.А. Ругина положительно оценивает содержание п. 11 постановления, дающее суду право на отстранение законного представителя несовершеннолетнего подсудимого от участия в судебном разбирательстве, в случае, если его действия наносят вред интересам несовершеннолетнего [5, c. 126].
Стоит отметить, что положения главы 14 УК РФ вызывают немало критики в юридической литературе. Так, вызывает споры существование возможности выплаты штрафа, назначенного в качестве наказания несовершеннолетнему, с его родителей или иных законных представителей, с их согласия (ч. 2 ст. 88 УК РФ). Как отмечает А.Г.Кибальник, такое положение дел не позволяет виновному лично отвечать за совершенное деяние [3, c. 66]. Выход из указанной ситуации Е.Д. Канкишев видит в введении возможности отсрочки исполнения наказания до достижения лицом, совершившим преступление, возраста 18 лет [2, с. 142].
Часть 2 статьи 87 УК РФ говорит о том, что в случае освобождения судом от наказания, несовершеннолетнее лицо помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В науке уголовного права существует спор касательно юридической природы данной меры. Ряд авторов видит в такой возможности наиболее строгий вид принудительных мер воспитательного воздействия. Другие ученые предлагают считать помещение в специальное учреждение закрытого типа особой формой реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. На наш взгляд, законодатель недостаточно четко регламентировал статус и сущность рассматриваемой меры.
Еще одной противоречивой нормой является ч. 4 ст. 90 УК РФ, которая говорит о том, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Сущность принудительных мер воспитательного воздействия состоит в том, что они относятся к иным мерам уголовно-правового характера, назначаемым несовершеннолетним судом, который достиг возраста привлечения к уголовной ответственности и совершил деяние, которое запрещено уголовным законом.
Таким образом, в современном российском уголовном законодательстве содержится большое количество норм, позволяющих реально обеспечить соблюдение прав и интересов несовершеннолетних путем регламентации особенностей их уголовной ответственности и наказания.
Библиографическая ссылка
Кромов Р.С. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19505 (дата обращения: 21.11.2024).