Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF CRIMINAL LIABILITY AND PUNISHMENT OF MINORS: THE SOVIET AND RUSSIAN PERIOD

Kromov R.S. 1
1 Ivanovo state University
It is generally recognized that the main focus of juvenile criminal law policy should be the fullest possible respect for the rights and interests of the child through criminal law. In this regard, in a legal state, which, in accordance with the Constitution, is Russia, when bringing a minor to justice, his psycho-physiological features must be taken into account. The modern criminal law policy of Russia has embraced this thesis and one of its main directions is the protection of the rights and legal interests of minors. The presence of such a trend is indicated by the presence in the structure of the Criminal Code of the Russian Federation of an entire chapter devoted to the peculiarities of criminal liability and punishment of minors. Features of criminal responsibility and punishment of minors are due to insufficient maturity and psycho-physiological characteristics of the person, and their focus is to ensure a special approach in bringing to minors criminal responsibility. The article covers issues related to the concept and types of features of criminal responsibility and punishment of minors. The analysis of the current legal framework defining the criminal status of juvenile offenders. A number of proposals to improve the mechanism for bringing minors to criminal responsibility are highlighted.
criminal law
criminal liability
punishment
minors

После прихода к власти большевиков, нормативно-правовая база, регулирующая вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних существенно изменилась. 17 января 1918 года принимается Декрет Совнаркома «О комиссиях о несовершеннолетних».

Одной из главных новелл Декрета «О комиссиях о несовершеннолетних» стало введение запрета на тюремное заключения для несовершеннолетних и упразднение имевшейся в царской России подсистемы ювенальных судов. Статья 2 Декрета включала дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 17 лет в компетенцию учреждавшихся комиссий о несовершеннолетних. Более того, в соответствии со статьей 6 указанного нормативного акта дела о преступлениях несовершеннолетних лиц в возрасте до 17 лет, находившиеся в судебном производстве или уже закончившиеся осуждением, подлежали пересмотру комиссиями о несовершеннолетних. Ведал комиссиями о несовершеннолетних Наркомат общественного призрения. Комиссию составляли представители нескольких ведомств: общественного призрения, просвещения, юстиции. В обязательном порядке в ее работе участвовал врач.

«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» от 12 декабря 1919 года содержали положение о том, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. Кроме того, закреплялось положение о том, что к несовершеннолетним до 14 лет и лицам от 14 до 18 лет, действовавшим без разумения, могут быть применены исключительно воспитательные меры.

Следующим шагом в развитии советской ювенальной юстиции стало принятие 30 июля 1920 года Инструкции о работе комиссий о несовершеннолетних. Главным образом документ был посвящен регламентации медицинских, психологических и педагогических аспектов работы комиссий о несовершеннолетних. Однако, были внесены изменения и в юридическую процедуру рассмотрения дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Законодательство четко регламентировало перечень ситуаций, при которых дело передавалось в производство народному судье:

1) Недостаточность и неэффективность применения к несовершеннолетнему медико-психологических воспитательных мер;

2) Наличие рецидивов;

3) Осуществление систематических побегов из детских домов;

4) Наличие явной опасности для общества в случае нахождения несовершеннолетнего на свободе.

4 марта 1920 года принимается Декрет Совнаркома «О суде над несовершеннолетними», который предусматривал передачу дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в производство народного суд в том случае, если комиссия о несовершеннолетних признала применение медико-педагогческих мер к несовершеннолетнему невозможным. При этом предусматривалось помещение несовершеннолетних преступников в отдельные учреждения.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года существенно увеличил систему наказаний для несовершеннолетних. Теперь к ним могли применяться весь спектр наказаний, вплоть до смертной казни. Однако, вскоре позиция законодателя смягчилась и статья 33 УК РСФСР 1922 года устанавливала запрет на применение смертной казни к лицам, не достигшим на момент совершения преступления 18 лет.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года также содержал положение о запрещении применения смертной казни к несовершеннолетним лицам. Кроме того, были существенно сокращены сроки и размеры наказаний для несовершеннолетних преступников: для лиц в возрасте от 14 до 16 лет – наполовину,  для лиц в возрасте от 16 до 18 лет – на треть.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года четко закрепил основы послереволюционной модели ювенальной юстиции. Были урегулированы вопросы о подсудности дел о несовершеннолетних, сроки рассмотрения дел с участием несовершеннолетних. Очень важным являлось положение о недопустимости рассмотрения дел с участием несовершеннолетних без участия защитника.

Кардинальным изменениям уголовная политика в отношении несовершеннолетних подверглась в середине 1930-ых годов. 7 апреля 1935 года принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое устанавливало нижний возраст уголовной ответственности по многим составам преступлений в 12 лет и вновь приравнивало систему наказаний для несовершеннолетних к общей системе наказаний. В отношении несовершеннолетних правосудие носило карательный характер вплоть до конца 1950-ых годов.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года определил, что наказание в виде лишения свободы не может назначаться на срок свыше 10 лет. При этом отбывался данный вид наказания в воспитательно-трудовых колониях. Предусматривалось два вида воспитательно-трудовых колоний- общего и усиленного режима. Кроме того, был определен полный перечень принудительных мер воспитательного воздействия:

1)возложение обязанности публич­но или в иной форме, определяемой су­дом, принести извинение потерпевше­му;

2)объявление выговора или строго­го выговора;

3)предостережение;

4)возложение на несовершеннолет­него, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанности возместить при­чиненный ущерб;

5) передача несовершеннолетнего под строгий надзор родителям или ли­цам, их заменяющим;

6)передача     несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации, с их согла­сия, а также отдельным гражданам (по их просьбе). Суд также мог признать необходимым назначить общественно­го воспитателя;

7)помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учрежде­ние.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года включал ряд обстоятельств, которые должны были обязательно установлены в рамках дела несовершеннолетнего:

1) Возраст несовершеннолетнего;

2) Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

3) Причины и условия, которые способствовали совершению преступления;

4) Наличие взрослых соучастников преступления.

Среди иных важных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, посвященных защите интересов и прав несовершеннолетних лиц можно выделить особый порядок задержания и заключения под стражу, наличие особенной процедуры вызова в суд, существование особых мер пресечения(например, отдача под присмотр родителей, опекунов или попечителей), обязательное участие педагога в ходе проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого, который не достиг возраста 16 лет.

Часть 1 статьи 87 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) определяет несовершеннолетнего как лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Однако, в силу того, что по ряду преступлений уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет, А.В. Давыденко предлагает выделять две группы несовершеннолетних: «младшие несовершеннолетние» возрастом 14-15 лет и «старшие несовершеннолетние» возрастом 16-17 лет [1, c. 11]. Однако, стоит отметить, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ, к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, за исключением помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.

Не стоит забывать и про положения ч.3 ст.20 УК РФ, которая запрещает привлекать к уголовной ответственности несовершеннолетнего, который хоть и достиг  возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Нормы, содержащиеся в главе 14 УК РФ по своей юридической природе являются специальными и имеют приоритет перед иными нормами Общей части УК РФ в вопросах, касающихся уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Глава 14 УК РФ предусматривает следующие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних:

1) Методом построения системы наказаний для несовершеннолетних лиц является выделение из общей системы наказаний.

В настоящее время систему наказаний для несовершеннолетних составляют: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок (ч. 1 ст. 88 УК РФ). Следует отметить, что перспективным направлением развития института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних является введение системы замещающих наказаний, разработанных с учетом особенностей несовершеннолетних лиц.

2) Наказание в виде лишения свободы применяется к несовершеннолетним в существенно урезанном варианте по сравнению со взрослыми преступниками. Так, лишение свободы не назначается лицу, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также всем несовершеннолетним осужденным, впервые совершившим преступления небольшой тяжести (ч. 6 ст. 88 УК РФ);

3)  В случае назначения наказания в виде лишения свободы при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, низший предел наказания, который предусматривается санкцией той или иной статьи УК РФ сокращается в два раза(ч. 6.1 ст. 88 УК РФ);

4) Наличие более мягкого режима отмены испытательного срока при условном осуждении (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ);

5) Существование ряда специальных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, связанных с возможностью применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90, 92 УК РФ); кроме того, освобождение от наказания несовершеннолетних может наличествовать и при совершении тяжкого преступления, за исключением осуждения по статьям, перечень которых содержится в ч. 5 ст. 92 УК РФ. Также, не исключено применение к несовершеннолетним общих оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Статья 91 УК РФ закрепляет перечень принудительных мер воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

-ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В научной литературе выделяются следующие признаки принудительных мер воспитательного воздействия:

а) Отсутствие в их сущности карательного элемента, поскольку по своей природе принудительные меры воспитательного воздействия не являются видом наказания;

б) Выполнение особенной роли- воспитания несовершеннолетнего и формирование у него общественно полезной установки поведения;

в) Особый порядок применения- по решению суда.

6) В случае условно-досрочного освобождения действуют сокращенные сроки фактического отбывания наказания (ст. 93 УК РФ);

7) Уменьшенный размер сроков давности уголовной ответственности и обвинительного приговора суда за преступления, которые были совершены в несовершеннолетнем возрасте. Они составляют половину от общепринятого размера(ст. 94 УК РФ);

8) При установлении рецидива судимость за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте, не играет роли (п. б ч. 4 ст. 18 УК РФ).

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлены их возрастом и социальной незрелостью [4, с. 87]. Незавершенность процессов формирования личности и психофизиологические особенности несовершеннолетних обуславливают необходимость особого подхода законодателя и правоприменителей к процессу привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности.

Исходя из большого значения правильного решения исследуемого вопроса, Пленумом Верховного Суда РФ было выпущено постановление от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», содержащее ряд положений значительно повышающих степень защиты несовершеннолетних лиц. Так, пункт 2 рассматриваемого постановления подчеркивает роль международно-правовых актов, касающихся защиты прав несовершеннолетних.

О.А. Ругина положительно оценивает содержание п. 11 постановления, дающее суду право на отстранение законного представителя несовер­шеннолетнего подсудимого от участия в судебном разбирательстве, в случае, если его дейст­вия наносят вред интересам несовер­шеннолетнего [5, c. 126].

Стоит отметить, что положения главы 14 УК РФ вызывают немало критики в юридической литературе. Так, вызывает споры существование возможности выплаты штрафа, назначенного в качестве наказания несовершеннолетнему, с его родителей или иных законных представителей, с их согласия (ч. 2 ст. 88 УК РФ). Как отмечает А.Г.Кибальник, такое положение дел не позволяет виновному лично отвечать за совершенное деяние [3, c. 66]. Выход из указанной ситуации Е.Д. Канкишев видит в введении возможности отсрочки исполнения наказания до достижения лицом, совершившим преступление, возраста 18 лет [2, с. 142].

Часть 2 статьи 87 УК РФ говорит о том, что в случае освобождения судом от наказания, несовершеннолетнее лицо помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В науке уголовного права существует спор касательно юридической природы данной меры. Ряд авторов видит в такой возможности наиболее строгий вид принудительных мер воспитательного воздействия. Другие ученые предлагают считать помещение в специальное учреждение закрытого типа особой формой реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. На наш взгляд, законодатель недостаточно четко регламентировал статус и сущность рассматриваемой меры.

Еще одной противоречивой нормой является ч. 4 ст. 90 УК РФ, которая говорит о том, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Сущность принудительных мер воспитательного воздействия состоит в том, что они относятся к иным мерам уголовно-правового характера, назначаемым несовершеннолетним судом, который достиг возраста привлечения к уголовной ответственности и совершил деяние, которое запрещено уголовным законом.

Таким образом, в современном российском уголовном законодательстве содержится большое количество норм, позволяющих реально обеспечить соблюдение прав и интересов несовершеннолетних путем регламентации особенностей их уголовной ответственности и наказания.