Подростковый возраст представляет собой период биологической перестройки организма, адаптации к новому социальному окружению, поэтому он занимает особое место в становлении человека и его развития. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростков, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение. Существуют и психологические особенности подросткового возраста, которые заключаются в зависимости подростка от большого числа макросоциальных факторов (общество в целом и его культура) и микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) [6]. В этот период будущие взрослые стремятся быстрее познать мир, стараются мыслить по взрослому, отходят от родительских взглядов и ценностей в соответствии со своей собственной субкультурой личности. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья. Здоровью подростков следует уделять особое внимание, как играющие исключительную важность во всей последующей жизни человека, при том, что подростки представляют собой трудовой и популяционный ресурс страны [5]. Поэтому, особую обеспокоенность вызывает ухудшение здоровья современных подростков, на фоне низкой информированности и культуры. Во время подросткового периода происходят изменения, связанный с обучением в школе, начало трудовой деятельности; установление дружеских и интимных связей; большая независимость в принятии решений и контроль над своим поведением; повышение чувства ответственности; формирование полового поведения, эти значительные социальные изменения оказывают влияние здоровье подростков [3]. В подростковый период происходит половое созревание, формирование репродуктивного поведения и установок, что влияет на всю последующую жизнь, поэтому подростковый возраст нужно рассматривать как особо значимый период в формировании ценностей здорового образа жизни [3].
По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия во все вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосоциальных отношений на всех стадиях жизни. Оно составляет одну из важнейших частей общего здоровья, занимает центральное место в развитии человека, является отражением качества здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни. Для естественного прироста населения в каждой семье необходимо иметь двух-трех детей. Кроме того, из года в год увеличивается удельный вес пожилых и старых людей [8]. Для решения данных проблем государство создает благоприятные социально-экономические условия для рождения здоровых детей. В противовес этому выступает контрацепция, как предупреждение нежелательной беременности, предотвращение аборта и его последствий, средство профилактики заболеваний, передающихся половым путем [1]. Контрацептивное поведение – совокупность поведенческих реакций, сопровождающих гетеросексуальную активность, по предохранению от возможной беременности, инфекций передающихся половым путем (ИППП), а так же ВИЧ-инфекции [8]. Это поведение существенно отличается от репродуктивного поведения и по функциям и по свойствам. Репродуктивное поведение предполагает целую систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Контрацептивная культура охватывает все половозрелые слои населения. Для молодежи контрацептивная культура очень важна. Нормы репродуктивного поведения в молодом возрасте отличаются от таковых для человека зрелого периода.
В условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня смертности населения проблема охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения приобретает особую социальную значимость и становится приоритетной для государства. В настоящее время решение проблем репродуктивного здоровья, как важнейшего направления, официально входит в программу Всемирной организации здравоохранения, Фонд ООН по народонаселению. И все же показатели репродуктивной активности российского населения в последние годы резко снижаются, а динамика смертности носит отрицательный характер. Особенностью репродуктивного здоровья школьников является его поведенческая обусловленность [2, 6]. Именно в сфере репродукции уровень здоровья в большей степени определяется самосохранительным поведением, то есть, образом жизни и медицинской активностью. Специфика самосохранительного поведения школьников в сфере репродуктивного здоровья, в свою очередь, определяется низким потенциалом здоровья уже при рождении. К достижению подросткового возраста поддержание репродуктивного здоровья становится невозможным без медицинской активности, как минимум, с профилактической целью. При вступлении в возраст максимального риска для репродуктивного здоровья (т.е. в период полового созревания) необходима адекватная медицинская активность в связи с распространением таких проблем как заболевания из группы ИППП, и искусственные прерывания беременности [7, 8].
Проблема взаимодействия полов и репродуктивного здоровья довольно давно изучается в науке [3]. Подростковый период – самый важный в жизни, как девушек, так и юношей, подготавливающий к взрослой жизни, в том числе семейной. Если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежь не может быть адаптирована к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска. Сохранить свое репродуктивное здоровье задача каждого человека в отдельности. Важно знать, как поступить в той или иной ситуации, и иметь представление о рисках. В период юношества акцентирование внимания на данной проблеме максимально, так как юноши и девушки это будущие зрелые люди, родители.
Изучение материалов по исследованию знаний о факторах риска заболевания репродуктивной системы, позволило установить некоторые закономерности: в школьном возрасте остро стоит вопрос о здоровье репродуктивной системы, одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья является пропаганда ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек и девушек, но и мальчиков и юношей, уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье [8]. Исследования и контроль уровня знаний школьников по теме необходимы, так как в период социально-экономической нестабильности в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, в том числе школьников, которое проявляется в употреблении наркотиков, алкоголя, беспорядочными половыми связями [6]. Большинство исследователей считают, что здоровье школьников и факторы его нарушения не достаточно изучены. Это объясняется отсутствием достоверной статистики в медицинских организациях и ограниченностью масштаба исследования локальным уровнем, превалированием изучения женской части школьников [4, 9].
Цель исследования оценить уровень знаний школьников о факторах риска нарушения репродуктивной функции и заболеваниях половой системы, их влияния на организм.
Материалы и методы.
Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование путем анкетирования учащихся 8 и 10 классов МАОУ "Гимназия №31" города Перми. Всего опрошено 137 человек, что составило 90,2% всех учащихся двух параллелей. В анкетировании приняли участие 54 (39,4%) юноши и 83 (60,5%) девушки, 90 (65,7%) восьмиклассников и 47 (34,3%) десятиклассника. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.
Результаты и их обсуждение.
По данным социологического опроса, было выявлено, что в основном старшеклассники знают о понятии «репродуктивное здоровье» и причинах его нарушения. С увеличением возраста респондентов отмечается тенденция к повышению уровня знаний по изучаемой теме, но снижается уровень контактности и открытости, так как довольно большой удельный вес респондентов старался воздержаться от ответов на некоторые вопросы. С возрастом две трети школьников начинают более серьезно относиться к своему репродуктивному здоровью и всё чаще проходят медицинские осмотры. Хотя заинтересованность в своем репродуктивном здоровье у юношей младшего возраста больше (57%), чем у их старших товарищей (43%).
Девушки в отличие от юношей в любом возрасте относятся серьезно к своему репродуктивному здоровью, что проявляется, в том числе и максимально отрицательном отношении к ранним половым контактам (91%). Однако юноши младшего возраста более тщательно следят за своим здоровьем, чем их сверстницы. В дальнейшем отмечается снижение заинтересованности юношей в репродуктивном здоровье и рост интереса у девушек. Так же можно отметить, что юноши имеют большее представление о репродуктивном здоровье и инфекциях передаваемых половым путем (ИППП), чем девушки их возраста. Но при этом две трети девушек (74%) спокойно отнесутся к факту, что у их друга или подруги выявят ИППП, и при этом окажут им поддержку. Тогда как четверть юношей (26%) не знают, как поступить в данном случае. Восьмиклассники меньше адаптированы к ситуации возникновения ИППП. При этом три четверти респондентов вообще не смогут найти решения этой проблемы. Двое из трех школьников (72%) знают о понятии «контрацепция». Оценивая уровень знаний можно сказать, что девушки имеют больший объем знаний о контрацепции и рисках, возникающих при пренебрежении ею, по сравнению с юношами. Отмечается тенденция к росту заинтересованности по мере взросления школьников. Однако в обеих группах на момент исследования 4% старшеклассников уже имели половые связи. При этом контрацептивными методами пользовалась лишь часть вступивших в половой контакт. О понятии экстренная контрацепция знают всего лишь 5% респондентов, в большинстве своем представленный юношами. Причем уровень знаний по этой теме не увеличивается с возрастом.
Об абортах школьники также имеют смутное представление. 92% восьмиклассников привели только две формулировки ответа на вопрос об аборте. И только 2% дали более полные ответы, при этом выразив свое отрицательное отношение к ним. Остальные не ответили на этот вопрос. Несмотря на недостаточный уровень знаний, две трети (74%) восьмиклассников считают аборт способом решения проблемы и связывают его с безответственностью людей. Десятиклассники дают более развернутые ответы на данные вопросы, но при этом основная формулировка ответа схожа. Интересные результаты получены по вопросу о возрасте вступления в половые отношения. По мнению старшеклассников, вступление в половую жизнь является нормальным в 16-18 лет (87%), только 5% считают, что сексуальную жизнь стоит начинать в 19-21 год. Но, к сожалению, ответ «после свадьбы» выбрали лишь 0,6% девушек.
Основным источником информации для школьников о репродуктивном здоровье и методах контрацепции являются СМИ, на долю родителей и врачей приходится примерно 25-30% информации. Это можно объяснить, как закрытостью самих детей, так и недостаточной компетентностью родителей при обсуждении интимных вопросов. Но все же в старших классах наблюдается увеличение объема поступаемой от родителей информации, а так же стремления к обсуждению вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем и методах контрацепции среди сверстников. В данном случае необходимо оценить и правильность подаваемой родителями информации, во избежание формирования ложной или неправильной информационной прослойки.
Большинство школьников (70%) ведут активный образ жизни, занимаются спортом, рисованием, танцами, музыкой и другими хобби, при этом 68% из них имеют средний балл 4 и выше. У остальных 30% средний балл 4 и выше имеют две трети обучающихся. То есть, наличие дополнительных нагрузок практически не сказывается на учебной деятельности и успеваемости. При этом школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровья. Так каждый третий (31%) верно ответивший на вопросы о репродуктивном здоровье имел низкую успеваемость.
Выводы.
Таким образом, учащиеся старших классов города Перми достаточно хорошо знакомы с понятием «репродуктивное здоровье» и причинами его нарушения. С возрастом наблюдается тенденция к увеличению уровня знаний о репродуктивном здоровье, заинтересованности в информации о контрацепции. При этом снижается уровень контактности и открытости подростков. Девушки относятся к своему репродуктивному здоровью более ответственно, чем юноши, как в старшей, так и в младшей параллели. Отмечается более лояльное отношение к ИППП у девушек в обеих возрастных группах. Основным источником информации для школьников по теме исследования является СМИ. Было доказано, что школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровье, а дополнительные нагрузки практически не сказываются на учебной деятельности.
Однако необходимо продолжить работу в направлении повышения информированности старшеклассников, воспитания понимания социальной значимости данной проблемы, воспитания правил для сохранения репродуктивного здоровья. Следует уделить внимание работе с родителями: информировать их о важности проблемы, провести мероприятия направленные на повышение открытости и контактности школьников во время переходного возраста. Необходимо переориентировать молодежь на родителей и врачей, как первостепенных источников информации, для формирования правильной информационный базы, неискаженной маркетинговыми потребностями.
Именно поэтому такой предмет обсуждения как «здоровье репродуктивной системы» наиболее остро стоит именно в школьном возрасте. Одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья можно выделить пропаганду ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек, но и мальчиков. Уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье. Так же необходимы исследования и контроль уровня знаний школьников по теме, так как в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, на фоне социально-экономической нестабильности.
Библиографическая ссылка
Уточкин Ю.А., Высотин С.А., Сайфитова А.Т., Очкова А.А., Пржевальский И.Н. ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О РИСКАХ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19500 (дата обращения: 21.11.2024).