Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ASSESSMENT OF KNOWLEDGE OF SENIORS OF RISK FACTORS OF VIOLATION OF REPRODUCTIVE HEALTH

Utochkin Y.A. 1 Vysotin S.A. 1 Sayfitova A.T. 1 Ochkova A.A. 1 Przhevalskiy I.N. 1
1 Acad. E.A. Wagner Perm State Medical University
During the teenage period there is a puberty, formation of reproductive behavior and installations that influences all subsequent life therefore the teenage age needs to be considered as especially significant period in formation of values of a healthy lifestyle. A research objective - to estimate the level of knowledge of school students of risk factors of violation of reproductive function of an organism. When carrying out a sociological research by questioning were interviewed 90 (65.7%) eighth-graders and 47 (34.3%) the tenth-grader of MAOU "Gymnasium No. 31" of the city of Perm. It is established that studying high school of the city of Perm well know the concept "reproductive health" and the reasons of its violation with age. The tendency to increase in level of knowledge of reproductive health, interest in studying of questions of contraception is observed, at the same time the level of sociability and openness of teenagers decreases. It was proved that the level of proficiency in the school program doesn't reflect the general progress and doesn't influence the level of knowledge of the studied subject. However it is necessary to continue work in the direction of increase in knowledge of seniors, education of a comprehension of a social significance of this problem, to education of rules for maintaining reproductive health. It is necessary to pay attention to work with parents: to inform them on importance of a problem, to hold the events directed to increase in openness and sociability of school students during awkward age.
seniors
reproductive health
prophylaxis

Подростковый возраст представляет собой период биологической перестройки организма, адаптации к новому социальному окружению, поэтому он занимает особое место в становлении человека и его развития. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростков, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение. Существуют и психологические особенности подросткового возраста, которые заключаются в зависимости подростка от большого числа макросоциальных факторов (общество в целом и его культура) и микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) [6]. В этот период будущие взрослые стремятся быстрее познать мир, стараются мыслить по взрослому, отходят от родительских взглядов и ценностей в соответствии со своей собственной субкультурой личности. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья. Здоровью подростков следует уделять особое внимание, как играющие исключительную важность во всей последующей жизни человека, при том, что подростки представляют собой трудовой и популяционный ресурс страны [5]. Поэтому, особую обеспокоенность вызывает ухудшение здоровья современных подростков, на фоне низкой информированности и культуры. Во время подросткового периода происходят изменения, связанный с обучением в школе, начало трудовой деятельности; установление дружеских и интимных связей; большая независимость в принятии решений и контроль над своим поведением; повышение чувства ответственности; формирование полового поведения, эти значительные социальные изменения оказывают влияние здоровье подростков [3]. В подростковый период происходит половое созревание, формирование репродуктивного поведения и установок, что влияет на всю последующую жизнь, поэтому подростковый возраст нужно рассматривать как особо значимый период в формировании ценностей здорового образа жизни [3].

По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия во все вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосоциальных отношений на всех стадиях жизни. Оно составляет одну из важнейших частей общего здоровья, занимает центральное место в развитии человека, является отражением качества здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни. Для естественного прироста населения в каждой семье необходимо иметь двух-трех детей. Кроме того, из года в год увеличивается удельный вес пожилых и старых людей [8]. Для решения данных проблем государство создает благоприятные социально-экономические условия для рождения здоровых детей. В противовес этому выступает контрацепция, как предупреждение нежелательной беременности, предотвращение аборта и его последствий, средство профилактики заболеваний, передающихся половым путем [1]. Контрацептивное поведение – совокупность поведенческих реакций, сопровождающих гетеросексуальную активность, по предохранению от возможной беременности, инфекций передающихся половым путем (ИППП), а так же ВИЧ-инфекции [8]. Это поведение существенно отличается от репродуктивного поведения и по функциям и по свойствам. Репродуктивное поведение предполагает целую систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Контрацептивная культура охватывает все половозрелые слои населения. Для молодежи контрацептивная культура очень важна. Нормы репродуктивного поведения в молодом возрасте отличаются от таковых для человека зрелого периода.

В условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня смертности населения проблема охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения приобретает особую социальную значимость и становится приоритетной для государства. В настоящее время решение проблем репродуктивного здоровья, как важнейшего направления, официально входит в программу Всемирной организации здравоохранения, Фонд ООН по народонаселению. И все же показатели репродуктивной активности российского населения в последние годы резко снижаются, а динамика смертности носит отрицательный характер. Особенностью репродуктивного здоровья школьников является его поведенческая обусловленность [2, 6]. Именно в сфере репродукции уровень здоровья в большей степени определяется самосохранительным поведением, то есть, образом жизни и медицинской активностью. Специфика самосохранительного поведения школьников в сфере репродуктивного здоровья, в свою очередь, определяется низким потенциалом здоровья уже при рождении. К достижению подросткового возраста поддержание репродуктивного здоровья становится невозможным без медицинской активности, как минимум, с профилактической целью. При вступлении в возраст максимального риска для репродуктивного здоровья (т.е. в период полового созревания) необходима адекватная медицинская активность в связи с распространением таких проблем как заболевания из группы ИППП, и искусственные прерывания беременности [7, 8].

Проблема взаимодействия полов и репродуктивного здоровья довольно давно изучается в науке [3]. Подростковый период – самый важный в жизни, как девушек, так и юношей, подготавливающий к взрослой жизни, в том числе семейной. Если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежь не может быть адаптирована к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска. Сохранить свое репродуктивное здоровье задача каждого человека в отдельности. Важно знать, как поступить в той или иной ситуации, и иметь представление о рисках.  В период юношества акцентирование внимания на данной проблеме максимально, так как юноши и девушки это будущие зрелые люди, родители. 

Изучение материалов по исследованию знаний о факторах риска заболевания репродуктивной системы, позволило установить некоторые закономерности: в школьном возрасте остро стоит вопрос о здоровье репродуктивной системы, одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья является пропаганда ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек и девушек, но и мальчиков и юношей, уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье [8]. Исследования и контроль уровня знаний школьников по теме необходимы, так как в период социально-экономической нестабильности в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, в том числе школьников, которое проявляется в употреблении наркотиков, алкоголя, беспорядочными половыми связями [6]. Большинство исследователей считают, что здоровье школьников и факторы его нарушения не достаточно изучены. Это объясняется отсутствием достоверной статистики в медицинских организациях и ограниченностью масштаба исследования локальным уровнем, превалированием изучения женской части школьников [4, 9].

Цель исследования оценить уровень знаний школьников о факторах риска нарушения репродуктивной функции и заболеваниях половой системы, их влияния на организм.

Материалы и методы.

Для достижения поставленной цели  было проведено социологическое исследование путем анкетирования учащихся 8 и 10 классов МАОУ "Гимназия №31" города Перми. Всего опрошено 137 человек, что составило 90,2% всех учащихся двух параллелей. В анкетировании приняли участие 54 (39,4%) юноши и 83 (60,5%) девушки, 90 (65,7%) восьмиклассников и 47 (34,3%) десятиклассника. Полученные результаты подверглись статистической обработке определения экстенсивных показателей с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и их обсуждение.

По данным социологического опроса, было выявлено, что в основном старшеклассники знают о понятии «репродуктивное здоровье» и причинах его нарушения. С увеличением возраста респондентов отмечается тенденция к повышению уровня знаний по изучаемой теме, но снижается уровень контактности и открытости, так как довольно большой удельный вес респондентов старался воздержаться от ответов на некоторые вопросы. С возрастом две трети школьников начинают более серьезно относиться к своему репродуктивному здоровью и всё чаще проходят медицинские осмотры. Хотя заинтересованность в своем репродуктивном здоровье у юношей младшего возраста больше (57%), чем у их старших товарищей (43%).

Девушки в отличие от юношей в любом возрасте относятся серьезно к своему репродуктивному здоровью, что проявляется, в том числе и  максимально отрицательном отношении к ранним половым контактам (91%). Однако юноши младшего возраста более тщательно следят за своим здоровьем, чем их сверстницы. В дальнейшем отмечается снижение заинтересованности юношей в репродуктивном здоровье и рост интереса у девушек. Так же можно отметить, что юноши имеют большее представление о репродуктивном здоровье и инфекциях передаваемых половым путем (ИППП), чем девушки их возраста. Но при этом две трети девушек (74%) спокойно отнесутся к факту, что у их друга или подруги выявят ИППП, и при этом окажут им поддержку. Тогда как четверть юношей (26%) не знают, как поступить в данном случае. Восьмиклассники меньше адаптированы к ситуации возникновения ИППП. При этом три четверти респондентов вообще не смогут найти решения этой проблемы. Двое из трех школьников (72%) знают о понятии «контрацепция». Оценивая уровень знаний можно сказать, что девушки имеют больший объем знаний о контрацепции и рисках, возникающих при пренебрежении ею, по сравнению с юношами. Отмечается тенденция к росту заинтересованности по мере взросления школьников. Однако в обеих группах на момент исследования 4% старшеклассников уже имели половые связи. При этом контрацептивными методами пользовалась лишь часть вступивших в половой контакт. О понятии экстренная контрацепция знают всего лишь 5% респондентов, в большинстве своем представленный юношами. Причем уровень знаний по этой теме не увеличивается с возрастом.

Об абортах школьники также имеют смутное представление. 92% восьмиклассников привели только две формулировки ответа на вопрос об аборте. И только 2% дали более полные ответы, при этом выразив свое отрицательное отношение к ним. Остальные не ответили на этот вопрос. Несмотря на недостаточный уровень знаний, две трети (74%) восьмиклассников считают аборт способом решения проблемы и связывают его с безответственностью людей. Десятиклассники дают более развернутые ответы на данные вопросы, но при этом основная формулировка ответа схожа. Интересные результаты получены по вопросу о возрасте вступления в половые отношения. По мнению старшеклассников, вступление в половую жизнь является нормальным в 16-18 лет (87%), только 5% считают, что сексуальную жизнь стоит начинать в 19-21 год. Но, к сожалению, ответ «после свадьбы» выбрали лишь 0,6% девушек.

Основным источником информации для школьников о репродуктивном здоровье и методах контрацепции являются СМИ, на долю родителей и врачей приходится примерно 25-30% информации. Это можно объяснить, как закрытостью самих детей, так и недостаточной компетентностью родителей при обсуждении интимных вопросов. Но все же в старших классах наблюдается увеличение объема поступаемой от родителей информации, а так же стремления к обсуждению вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем и методах контрацепции среди сверстников. В данном случае необходимо оценить и правильность подаваемой родителями информации, во избежание формирования ложной или неправильной информационной прослойки.

Большинство школьников (70%) ведут активный образ жизни, занимаются спортом, рисованием, танцами, музыкой и другими хобби, при этом 68% из них имеют средний балл 4 и выше. У остальных 30% средний балл 4 и выше имеют две трети обучающихся. То есть, наличие дополнительных нагрузок практически не сказывается на учебной деятельности и успеваемости. При этом школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровья. Так каждый третий (31%) верно ответивший на вопросы о репродуктивном здоровье имел низкую успеваемость.

Выводы.

Таким образом, учащиеся старших классов города Перми достаточно хорошо знакомы с понятием «репродуктивное здоровье» и причинами его нарушения. С возрастом наблюдается тенденция  к увеличению уровня знаний о репродуктивном здоровье, заинтересованности в информации о контрацепции. При этом снижается уровень контактности и открытости подростков. Девушки относятся к своему  репродуктивному здоровью более ответственно, чем юноши, как в старшей, так и в младшей параллели. Отмечается более лояльное отношение к ИППП у девушек в обеих возрастных группах. Основным источником информации для школьников по теме исследования является СМИ. Было доказано, что школьная успеваемость не влияет на уровень знаний учащихся о репродуктивном здоровье, а дополнительные нагрузки практически не сказываются на учебной деятельности.

 Однако необходимо продолжить работу в направлении повышения информированности старшеклассников, воспитания понимания социальной значимости данной проблемы, воспитания правил для сохранения репродуктивного здоровья. Следует уделить внимание работе с родителями: информировать их о важности проблемы, провести мероприятия направленные на повышение открытости и контактности школьников во время переходного возраста. Необходимо переориентировать молодежь на родителей и врачей, как первостепенных источников информации, для формирования правильной информационный базы, неискаженной маркетинговыми потребностями.

Именно поэтому такой предмет обсуждения как «здоровье репродуктивной системы» наиболее остро стоит именно в школьном возрасте. Одним из важнейших факторов сохранения репродуктивного здоровья можно выделить пропаганду ЗОЖ и правила поведения для сохранения здоровья среди школьников, при этом необходимо охватывать не только девочек, но и мальчиков. Уровень самосознания школьников не предусматривает самостоятельную заинтересованность ими в собственном репродуктивном здоровье. Так же необходимы исследования и контроль уровня знаний школьников по теме, так как в настоящее время наблюдается рост асоциального поведения, на фоне социально-экономической нестабильности.