Модернизация традиционных производственных отраслей и отраслей услуг, организации торгово-закупочных процедур, смежных финансовых и логистических операций, изменение структуры потребления на фоне сквозного проникновения информационных технологий и цифровизации экономических процессов создает основу для формирования новых рынков и новых условий функционирования рынка, а также новых подходов к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений.
В послании Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года Президентом РФ было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», в реализации которой следует «опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны». Как отметил В.В. Путин, «это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего».
Целью национальной программы развития цифровой экономики РФ является создание в России благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества и обеспечения быстрого роста национальной экономки за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «российского экономического чуда» в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы.
В современном мире, управление персоналом является важнейшим фактором эффективного социального управления. Весомость данного фактора значительно увеличивается при рассмотрении управления персоналом с точки зрения государственной кадровой политики.
Кадровая политика – это выражение стратегии формирования, профессионального и рационального развития кадрового потенциала общества.
Под кадровой политикой государственного органа следует понимать систему основных направлений деятельности субъектов управления по формированию и рациональному использованию кадрового потенциала государственной службы и государственного управления.
Указом Президента РФ утверждены Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы [1], а также определены основные задачи, направленные на их реализацию.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учесть положения Указа при организации региональных мероприятий по развитию государственной гражданской службы [1].
Основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы [3] представлены на рисунке.
Направления развития государственной гражданской службы РФ
В целях совершенствования организационных основ управления кадровым составом гражданской службы до 2018 года необходимо внедрить дополнительные механизмы [3], обеспечивающие сохранение кадрового потенциала гражданской службы, в том числе при проведении организационно-штатных мероприятий.
Согласно приказу Министерства массовых коммуникаций и связи РФ «Об утверждении временного порядка работы пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ на период ее опытной эксплуатации» [4] решение задач развития и использования федеральными государственными органами единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы и электронного кадрового документооборота, в том числе автоматизированной проверки сведений, представляемых поступающими на федеральную гражданскую службу, направлено на создание единого информационно-коммуника-ционного пространства в системе гражданской службы.
В целях повышения объективности и прозрачности процедур проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв, с 2017 года кандидатам должна быть обеспечена возможность подавать документы в электронном виде, до 2018 года должна быть внедрена единая методика проведения конкурсов.
На создание условий для самостоятельного профессионального развития государственных гражданских служащих направлено формирование новых механизмов мотивации гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию и создание к 2018 году соответствующего единого специализированного информационного ресурса [3].
Для повышения эффективности антикоррупционных механизмов в деятельности федеральных государственных органов по противодействию коррупции предстоит до 2018 года внедрить новую методику оценки и систему мониторинга эффективности деятельности подразделений этих органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Кроме того, в целях предоставления гражданам доступа к актуальной информации по вопросам противодействия коррупции, с 2017 года необходимо обеспечить ежемесячное обновление соответствующих разделов официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти [3].
Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ (ЕИСУ КС) – это совокупность средств обработки информации и средств телекоммуникации, используемых для решения наиболее важных управленческих кадровых задач государственной службы. Основной целью создания системы является организация деятельности кадровых подразделений органов государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в составе единой информационной.
В целях реализации Указа Президента РФ «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы» и постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», необходимо до 2019 года всем федеральным государственным органам осуществить переход к использованию единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы.
Единая кадровая информационная система позволяет:
Автоматизировать процесс проведения кадровых процедур.
Централизованно хранить «электронное личное дело» в отношении каждого государственного служащего.
Автоматически передавать сведения о переходе государственного гражданского служащего в иной государственный орган.
Информационная система разработана на базе Федерального портала управленческих кадров (http://gossluzhba.gov.ru/).
Основное назначение информационной системы:
– формирование статистических и аналитических отчетов;
– формирование, рассылка и хранение оповещений, объявлений, внутри единой системы;
– обеспечение взаимодействия с внешними информационными системами.
В 2016 году проект был запущен в тестовом режиме на территории 40 субъектов федерации, включая Красноярский край. Управлению кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края была поставлена задача тестирования информационной системы, а также ручного переноса данных об определенной части государственных гражданских служащих края. Этот процесс достаточно ресурсоемок и требует значительных временных и трудовых затрат.
На данный момент в Красноярском крае до сих пор продолжается перенос сведений о государственных служащих Правительства региона.
Запуск информационной системы во всех субъектах РФ осуществляется с четвертого квартала 2017 – начала 2018 года.
Библиографическая ссылка
Пузевич А.В. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19029 (дата обращения: 21.11.2024).