Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В РОССИИ

Кротенко А.Л. 1 Конев А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова»
В статье представлены результаты аналитического исследования состояния парка легковых автомобилей в России. Выявлены основные тенденции, такие как: динамика продаж новых автомобилей в РФ по годам, динамика изменения количества легковых автомобилей в РФ, находящихся в собственности граждан, обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России. Представлена помодельная статистика продаж новых легковых автомобилей в РФ в 2017 году. На примере г. Белгорода рассмотрено состояние рынка технического обслуживания и ремонта автомобилей. Определено, что количество автосервисных предприятий в городе увеличивается. Схожая динамика данного показателя прослеживается в целом на территории Белгородской области. По итогам исследования определены положительные тенденции в развитии как рынка продаж новых автомобилей, так и рынка их технического обслуживания.
динамика
автомобильный транспорт
техническое обслуживание
1. Конев А.А. Аналитические исследования качества автомобильного сервиса в Белгородском регионе // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, посвященная 160–летию со дня рождения В.Г. Шухова, 2013. – С. 1145–1149.
2. Конев А.А., Кротенко А.Л. Анализ перспектив развития автосервисных услуг в г. Белгороде // Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта. Вып. 2. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. – С. 75–79.
3. Основные показатели парка легковых автомобилей в РФ // Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». – URL: https://www.autostat.ru/ /news/31203/ (дата обращения: 15.12.2017 г.).
4. Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода. – URL: http://www.beladm.ru/ (дата обращения: 03.11.2017).
5. Статистика и рейтинги продаж автомобилей в России в 2017 году. – URL: http://serega.icnet.ru/cars-sales-2017–russia.html (дата обращения: 15.12.2017 г.).

Автомобильный транспорт является ключевым звеном в обеспечении бесперебойного функционирования, как отдельных предприятий, так и всей экономики страны в целом. В виду напряженной экономической ситуации в РФ, складывающейся в последние несколько лет, возникли определенный трудности в развитии автотранспортной отрасли.

Так если до 2012 года продажи новых автомобилей в России росли и достигали 2,935 млн. штук, то по итогам 2016 года этот показатель достиг значения 1,426 млн. штук (рис. 1).

Однако по итогам 2017 года эксперты делают прогноз о положительной динамике и медленном восстановлении рынка продаж новых автомобилей [5]. В целом за 11 месяцев (с января по ноябрь 2017 года) реализовано 1,4 млн. автомобилей, что на 11,7 % больше чем за аналогичный период 2016 года.

Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в ноябре 2017 года в России продано 152 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15,0 % больше чем в ноябре 2016 года и на 2,5 % больше предыдущего месяца.

Наибольшей популярностью у потребителей пользуются отечественные автомобили марки Лада. Так в ноябре 2017 года данному производителю удалось реализовать 29 тыс. авто (+14 %). Далее идут: KIA – 16 тыс. (+10 %), Hyundai – 15 тыс. (-3 %) и Renault – 13 тыс. (+15 %).

По динамике продаж среди крупных производителей лидируют: Ravon – 336 %, Mitsubishi – 33 % и Ford – 29 %. Наиболее отрицательную динамику показали: Audi и Toyota по -6 %.

Анализ наиболее популярных моделей показал, что лидируют KIA Rio – 8,2 тыс. авто (–2,7 %), Lada Vesta – 8,1 тыс. (+42,5 %) и Lada Granta – 7,7 тыс. (–12,2 %) (таблица). Процентное соотношение соответствует аналогичному периоду 2016 года.

kr1.tiff

Рис. 1. Динамика продаж автомобилей в России по года (млн. штук) [5]

Помодельная статистика продаж новых легковых автомобилей в России с января по ноябрь 2017 года [5]

Место

Модель

Ноябрь 2017

Ноябрь 2016

% приращения

1

KIA Rio

8180

8408

–2,7

2

Lada Vesta

8066

5661

42,5

3

Lada Granta

7474

8516

–12,2

4

Hyundai Creta

5758

4814

19,6

5

Hyundai Solaris

5299

8259

–35,8

 

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ по состоянию на 2016 год суммарная численность легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан составляла более 43 млн. единиц. Согласно данным диаграммы (рис. 2), прирост данного показателя за 10 лет с 2006 года по 2016 год составил порядка 70 %.

По состоянию на 1 июля 2017 года на автомобили иностранного производства приходилось 60 % от общего количества легковых автомобилей в РФ. При этом в региональном разрезе парка выделяется факт, что в 29 субъектах РФ доля иностранных легковых автомобилей оказывается выше общероссийского показателя. Лидирующие позиции по данному показателю занимают регионы Дальнего Востока. Так в Приморье, на Сахалине и в Хабаровском крае доля иномарок в местном парке превышает 90 %. Однако первенство у Калининградской области. Здесь данный показатель составляет – 95,5 %. Соответственно в большинстве субъектов РФ доля иномарок ниже, чем в среднем по стране. Наиболее низкие результаты в этом плане имеют регионы Северного Кавказа – не более 35 %. А в Дагестане и вовсе зафиксирована наименьшая доля иномарок в стране, которая составляет всего лишь 23,4 %.

kr2.tiff

Рис. 2. Динамика изменения количества легковых автомобилей в РФ, находящихся в собственности граждан

Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» [3], по состоянию на 1 июля 2017 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 290 штук на 1000 жителей. Если рассматривать крупнейшие региональные парки в стране, то среди них самым обеспеченным субъектом РФ является Московская область, в которой на 1000 человек приходится 348 легковых автомобилей. На втором месте располагается Санкт-Петербург, показатель которого составил 319 единиц. Немного уступают Северной столице Краснодарский край и Самарская область (по 313 шт.), еще ниже результат Татарстана (311 шт.). И только потом следует Москва, у которой обеспеченность достигает 311 легковых автомобилей на 1000 жителей. В остальных российских регионах, входящих в ТОП-10 по объему парка легковых автомобилей, показатель обеспеченности оказывается ниже 300 единиц на 1000 жителей. Так, в Ростовской и Челябинской областях он равен 299 шт., в Свердловской области – 289 шт., а в Башкортостане – 287 шт. Как видно, в двух последних субъектах РФ обеспеченность легковыми автомобилями меньше, чем в среднем по стране. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», такая ситуация характерна для 46 регионов.

На середину 2017 средний возраст парка легковых автомобилей в России достиг 12,5 лет [3]. На 1 июля 2016 года этот показатель составлял 12,2 года. Таким образом, можно сделать, средний возраст легковых автомобилей в стране увеличился на 3 % или 4 месяца в абсолютном выражении.

Белгородская область входит в двадцать самых обеспеченных легковыми автомобилями субъектов РФ. Данный показатель в последние годы также показывает стабильный рост [1]. Есть объективные причины, по которым можно сказать, что подобная тенденция сохранится в ближайшей перспективе.

Согласно данным Белгородстата в 2015 году в г. Белгороде в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств функционировало 167 организаций, в 2016 – 138 [4]. По данным портала 2gis.ru на текущий момент в данной сфере на территории г. Белгород и ближайших районов работает 188 организаций (рис. 3).

kr3.tiff

Рис. 3. Количество предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области [2]

Динамика роста количества предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области представлены на рис. 3 [2].

Анализ данного графика показал, что прирост количества СТО за период с 2011 по 2016 годы составил порядка 15 %. Таким образом можно сделать вывод, что авторемонтный бизнес в Белгородской области устойчиво развивается, а следовательно возрастает и конкуренция.

Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ наблюдается положительная динамика роста количества продаж легковых автомобилей, что говорит о восстановлении рынка. Рост числа предприятий, специализирующихся на обслуживании автомобильного транспорта в г. Белгороде, свидетельствует о том, что данная ниша привлекательна для предпринимательства, и востребована со стороны автовладельцев.


Библиографическая ссылка

Кротенко А.Л., Конев А.А. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18757 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674