Автомобильный транспорт является ключевым звеном в обеспечении бесперебойного функционирования, как отдельных предприятий, так и всей экономики страны в целом. В виду напряженной экономической ситуации в РФ, складывающейся в последние несколько лет, возникли определенный трудности в развитии автотранспортной отрасли.
Так если до 2012 года продажи новых автомобилей в России росли и достигали 2,935 млн. штук, то по итогам 2016 года этот показатель достиг значения 1,426 млн. штук (рис. 1).
Однако по итогам 2017 года эксперты делают прогноз о положительной динамике и медленном восстановлении рынка продаж новых автомобилей [5]. В целом за 11 месяцев (с января по ноябрь 2017 года) реализовано 1,4 млн. автомобилей, что на 11,7 % больше чем за аналогичный период 2016 года.
Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в ноябре 2017 года в России продано 152 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15,0 % больше чем в ноябре 2016 года и на 2,5 % больше предыдущего месяца.
Наибольшей популярностью у потребителей пользуются отечественные автомобили марки Лада. Так в ноябре 2017 года данному производителю удалось реализовать 29 тыс. авто (+14 %). Далее идут: KIA – 16 тыс. (+10 %), Hyundai – 15 тыс. (-3 %) и Renault – 13 тыс. (+15 %).
По динамике продаж среди крупных производителей лидируют: Ravon – 336 %, Mitsubishi – 33 % и Ford – 29 %. Наиболее отрицательную динамику показали: Audi и Toyota по -6 %.
Анализ наиболее популярных моделей показал, что лидируют KIA Rio – 8,2 тыс. авто (–2,7 %), Lada Vesta – 8,1 тыс. (+42,5 %) и Lada Granta – 7,7 тыс. (–12,2 %) (таблица). Процентное соотношение соответствует аналогичному периоду 2016 года.
Рис. 1. Динамика продаж автомобилей в России по года (млн. штук) [5]
Помодельная статистика продаж новых легковых автомобилей в России с января по ноябрь 2017 года [5]
Место |
Модель |
Ноябрь 2017 |
Ноябрь 2016 |
% приращения |
1 |
KIA Rio |
8180 |
8408 |
–2,7 |
2 |
Lada Vesta |
8066 |
5661 |
42,5 |
3 |
Lada Granta |
7474 |
8516 |
–12,2 |
4 |
Hyundai Creta |
5758 |
4814 |
19,6 |
5 |
Hyundai Solaris |
5299 |
8259 |
–35,8 |
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ по состоянию на 2016 год суммарная численность легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан составляла более 43 млн. единиц. Согласно данным диаграммы (рис. 2), прирост данного показателя за 10 лет с 2006 года по 2016 год составил порядка 70 %.
По состоянию на 1 июля 2017 года на автомобили иностранного производства приходилось 60 % от общего количества легковых автомобилей в РФ. При этом в региональном разрезе парка выделяется факт, что в 29 субъектах РФ доля иностранных легковых автомобилей оказывается выше общероссийского показателя. Лидирующие позиции по данному показателю занимают регионы Дальнего Востока. Так в Приморье, на Сахалине и в Хабаровском крае доля иномарок в местном парке превышает 90 %. Однако первенство у Калининградской области. Здесь данный показатель составляет – 95,5 %. Соответственно в большинстве субъектов РФ доля иномарок ниже, чем в среднем по стране. Наиболее низкие результаты в этом плане имеют регионы Северного Кавказа – не более 35 %. А в Дагестане и вовсе зафиксирована наименьшая доля иномарок в стране, которая составляет всего лишь 23,4 %.
Рис. 2. Динамика изменения количества легковых автомобилей в РФ, находящихся в собственности граждан
Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» [3], по состоянию на 1 июля 2017 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 290 штук на 1000 жителей. Если рассматривать крупнейшие региональные парки в стране, то среди них самым обеспеченным субъектом РФ является Московская область, в которой на 1000 человек приходится 348 легковых автомобилей. На втором месте располагается Санкт-Петербург, показатель которого составил 319 единиц. Немного уступают Северной столице Краснодарский край и Самарская область (по 313 шт.), еще ниже результат Татарстана (311 шт.). И только потом следует Москва, у которой обеспеченность достигает 311 легковых автомобилей на 1000 жителей. В остальных российских регионах, входящих в ТОП-10 по объему парка легковых автомобилей, показатель обеспеченности оказывается ниже 300 единиц на 1000 жителей. Так, в Ростовской и Челябинской областях он равен 299 шт., в Свердловской области – 289 шт., а в Башкортостане – 287 шт. Как видно, в двух последних субъектах РФ обеспеченность легковыми автомобилями меньше, чем в среднем по стране. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», такая ситуация характерна для 46 регионов.
На середину 2017 средний возраст парка легковых автомобилей в России достиг 12,5 лет [3]. На 1 июля 2016 года этот показатель составлял 12,2 года. Таким образом, можно сделать, средний возраст легковых автомобилей в стране увеличился на 3 % или 4 месяца в абсолютном выражении.
Белгородская область входит в двадцать самых обеспеченных легковыми автомобилями субъектов РФ. Данный показатель в последние годы также показывает стабильный рост [1]. Есть объективные причины, по которым можно сказать, что подобная тенденция сохранится в ближайшей перспективе.
Согласно данным Белгородстата в 2015 году в г. Белгороде в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств функционировало 167 организаций, в 2016 – 138 [4]. По данным портала 2gis.ru на текущий момент в данной сфере на территории г. Белгород и ближайших районов работает 188 организаций (рис. 3).
Рис. 3. Количество предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области [2]
Динамика роста количества предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области представлены на рис. 3 [2].
Анализ данного графика показал, что прирост количества СТО за период с 2011 по 2016 годы составил порядка 15 %. Таким образом можно сделать вывод, что авторемонтный бизнес в Белгородской области устойчиво развивается, а следовательно возрастает и конкуренция.
Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ наблюдается положительная динамика роста количества продаж легковых автомобилей, что говорит о восстановлении рынка. Рост числа предприятий, специализирующихся на обслуживании автомобильного транспорта в г. Белгороде, свидетельствует о том, что данная ниша привлекательна для предпринимательства, и востребована со стороны автовладельцев.
Библиографическая ссылка
Кротенко А.Л., Конев А.А. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПАРКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-8. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18757 (дата обращения: 21.11.2024).