Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF CHANGING THE STATE OF THE PARK OF CARS AND THE SYSTEM OF MAINTENANCE AND REPAIR IN RUSSIA

Krotenko A.L. 1 Konev A.A. 1
1 Belgorod State Technological University after V.G. Shukhova
The article presents the results of an analytical study of the state of the park of cars in Russia. The main trends are revealed, such as: the dynamics of sales of new cars in the Russian Federation by years, the dynamics of changes in the number of cars in Russia, owned by citizens, the availability of cars on average in Russia. Presented statistics on sales of new cars in Russia in 2017. On the example of Belgorod, the state of the market of vehicle maintenance and repair is considered. It is determined that the number of service centers in the city is increasing. A similar dynamics of this indicator can be traced in general in the territory of the Belgorod region. According to the results of the study, positive trends in the development of both the sales market for new cars and the market for their maintenance have been determined.
dynamics
automobile transport
maintenance

Автомобильный транспорт является ключевым звеном в обеспечении бесперебойного функционирования, как отдельных предприятий, так и всей экономики страны в целом. В виду напряженной экономической ситуации в РФ, складывающейся в последние несколько лет, возникли определенный трудности в развитии автотранспортной отрасли.

Так если до 2012 года продажи новых автомобилей в России росли и достигали 2,935 млн. штук, то по итогам 2016 года этот показатель достиг значения 1,426 млн. штук (рис. 1).

Однако по итогам 2017 года эксперты делают прогноз о положительной динамике и медленном восстановлении рынка продаж новых автомобилей [5]. В целом за 11 месяцев (с января по ноябрь 2017 года) реализовано 1,4 млн. автомобилей, что на 11,7 % больше чем за аналогичный период 2016 года.

Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в ноябре 2017 года в России продано 152 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15,0 % больше чем в ноябре 2016 года и на 2,5 % больше предыдущего месяца.

Наибольшей популярностью у потребителей пользуются отечественные автомобили марки Лада. Так в ноябре 2017 года данному производителю удалось реализовать 29 тыс. авто (+14 %). Далее идут: KIA – 16 тыс. (+10 %), Hyundai – 15 тыс. (-3 %) и Renault – 13 тыс. (+15 %).

По динамике продаж среди крупных производителей лидируют: Ravon – 336 %, Mitsubishi – 33 % и Ford – 29 %. Наиболее отрицательную динамику показали: Audi и Toyota по -6 %.

Анализ наиболее популярных моделей показал, что лидируют KIA Rio – 8,2 тыс. авто (–2,7 %), Lada Vesta – 8,1 тыс. (+42,5 %) и Lada Granta – 7,7 тыс. (–12,2 %) (таблица). Процентное соотношение соответствует аналогичному периоду 2016 года.

kr1.tiff

Рис. 1. Динамика продаж автомобилей в России по года (млн. штук) [5]

Помодельная статистика продаж новых легковых автомобилей в России с января по ноябрь 2017 года [5]

Место

Модель

Ноябрь 2017

Ноябрь 2016

% приращения

1

KIA Rio

8180

8408

–2,7

2

Lada Vesta

8066

5661

42,5

3

Lada Granta

7474

8516

–12,2

4

Hyundai Creta

5758

4814

19,6

5

Hyundai Solaris

5299

8259

–35,8

 

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ по состоянию на 2016 год суммарная численность легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан составляла более 43 млн. единиц. Согласно данным диаграммы (рис. 2), прирост данного показателя за 10 лет с 2006 года по 2016 год составил порядка 70 %.

По состоянию на 1 июля 2017 года на автомобили иностранного производства приходилось 60 % от общего количества легковых автомобилей в РФ. При этом в региональном разрезе парка выделяется факт, что в 29 субъектах РФ доля иностранных легковых автомобилей оказывается выше общероссийского показателя. Лидирующие позиции по данному показателю занимают регионы Дальнего Востока. Так в Приморье, на Сахалине и в Хабаровском крае доля иномарок в местном парке превышает 90 %. Однако первенство у Калининградской области. Здесь данный показатель составляет – 95,5 %. Соответственно в большинстве субъектов РФ доля иномарок ниже, чем в среднем по стране. Наиболее низкие результаты в этом плане имеют регионы Северного Кавказа – не более 35 %. А в Дагестане и вовсе зафиксирована наименьшая доля иномарок в стране, которая составляет всего лишь 23,4 %.

kr2.tiff

Рис. 2. Динамика изменения количества легковых автомобилей в РФ, находящихся в собственности граждан

Согласно результатам исследования, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» [3], по состоянию на 1 июля 2017 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 290 штук на 1000 жителей. Если рассматривать крупнейшие региональные парки в стране, то среди них самым обеспеченным субъектом РФ является Московская область, в которой на 1000 человек приходится 348 легковых автомобилей. На втором месте располагается Санкт-Петербург, показатель которого составил 319 единиц. Немного уступают Северной столице Краснодарский край и Самарская область (по 313 шт.), еще ниже результат Татарстана (311 шт.). И только потом следует Москва, у которой обеспеченность достигает 311 легковых автомобилей на 1000 жителей. В остальных российских регионах, входящих в ТОП-10 по объему парка легковых автомобилей, показатель обеспеченности оказывается ниже 300 единиц на 1000 жителей. Так, в Ростовской и Челябинской областях он равен 299 шт., в Свердловской области – 289 шт., а в Башкортостане – 287 шт. Как видно, в двух последних субъектах РФ обеспеченность легковыми автомобилями меньше, чем в среднем по стране. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», такая ситуация характерна для 46 регионов.

На середину 2017 средний возраст парка легковых автомобилей в России достиг 12,5 лет [3]. На 1 июля 2016 года этот показатель составлял 12,2 года. Таким образом, можно сделать, средний возраст легковых автомобилей в стране увеличился на 3 % или 4 месяца в абсолютном выражении.

Белгородская область входит в двадцать самых обеспеченных легковыми автомобилями субъектов РФ. Данный показатель в последние годы также показывает стабильный рост [1]. Есть объективные причины, по которым можно сказать, что подобная тенденция сохранится в ближайшей перспективе.

Согласно данным Белгородстата в 2015 году в г. Белгороде в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств функционировало 167 организаций, в 2016 – 138 [4]. По данным портала 2gis.ru на текущий момент в данной сфере на территории г. Белгород и ближайших районов работает 188 организаций (рис. 3).

kr3.tiff

Рис. 3. Количество предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области [2]

Динамика роста количества предприятий, специализирующихся на торговле автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническом обслуживании и ремонте в Белгородской области представлены на рис. 3 [2].

Анализ данного графика показал, что прирост количества СТО за период с 2011 по 2016 годы составил порядка 15 %. Таким образом можно сделать вывод, что авторемонтный бизнес в Белгородской области устойчиво развивается, а следовательно возрастает и конкуренция.

Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ наблюдается положительная динамика роста количества продаж легковых автомобилей, что говорит о восстановлении рынка. Рост числа предприятий, специализирующихся на обслуживании автомобильного транспорта в г. Белгороде, свидетельствует о том, что данная ниша привлекательна для предпринимательства, и востребована со стороны автовладельцев.