Современное общество характеризуется широким распространением информационно-коммуникационных технологий. Одной из ключевых технологий является Интернет. Как за рубежом, так и в России происходит постоянное увеличение его пользователей. По данным проекта «Интернет в России/Россия в Интернете», проводимого фондом «Общественное мнение», сегодня по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию, и занимает третье место в мире. Так в период с 2002 по 2009 годы число интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 36 % (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. до 23,9 млн. человек. Сегодня активными пользователями Интернет-технологий являются школьники, в том числе, школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По некоторым данным, 76 % российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки, каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни, около 8 часов в сутки. Распространение Интернет-технологий среди молодых россиян в возрасте от 16 до 29 лет достигло почти 97 %.
Интернет-пространство становится одним из значимых средств социального взаимодействия людей разного возраста, в том числе и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование интернет-технологий имеет огромное значение для людей с ОВЗ. Реализация проектов по созданию безбарьерной Интернет-среды расширяют возможности инвалидов и лиц с ОВЗ получения образования, профессиональной подготовки, удовлетворения познавательных интересов и пр. Особое значение коммуникационных технологий для лиц с ОВЗ заключается в возможности расширять и поддерживать социальные контакты, поскольку одним из главных следствий наличия дефектов физического и психического развития является ограничение возможностей социального взаимодействия.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские и английские исследователи. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [3]. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости – это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из сети Интернет, будучи on-line» [9].
Исследуя данный феномен, в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по данной проблематике. В 2000 г. К. Янг был создан «Центр онлайн-зависимости», где была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. Согласно данной модели, зависимость от Интернета возникает в силу доступности соответствующих действий; сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений; эмоционального подъема от результатов собственных действий [13]. Одним их основоположников психологического изучения зависимости от интернета наряду с К. Янг считается американский исследователь И. Голдберг.
В своих работах К. Янг и И. Голдберг дают следующую характеристику интернет-зависимости:
– зависимость от интернета это род зависимости при котором человек испытывает моральное удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной), также человек заводит бесцельные знакомства, не приводящие к развитию социальных контактов(с данной позиции люди ищут по различным параметрам себе собеседников, общаются, но при этом не приносят пользы для развития своей личности).
Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive – непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета – общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
• предвкушение следующего сеанса он-лайн;
• увеличение времени, проводимого он-лайн;
• увеличение количества денег, расходуемых на интернет [12].
Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг, служат следующие критерии:
• всепоглощенность Интернетом;
• потребность проводить в сети все больше и больше времени;
• повторные попытки уменьшить использование Интернета;
• при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
• проблемы контроля времени;
• проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
• ложь по поводу времени, проведенного в сети;
• изменение настроения посредством использования Интернета [13].
Таким образом, согласно К. Янг интернет-зависимость включает в себя следующие формы зависимого поведения: киберсекс, зависимость от общения в интернет-сети, азартные игры в интернет-сети, путешествия по чатам, компьютерные игры.
Кроме того, К. Янг выделила стадии зависимости от Интернета:
1. на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями;
2. на второй стадии Интернет начинает замещать значимые сферы жизни;
3. на третьей стадии можно говорить о собственно бегстве.
В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. Изучением занимались: В.Д. Менделевич, В.А. Лоскутова, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова, И.В. Чудова и др. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т.Ю. Больбот, Л.М. Юрьевой. Социально-педагогические условия профилактики компьютерной аддикции были обоснованы Н. Сергеевой.
Изучая русскоязычную литературу по проблеме исследования, становится возможным определить основной механизм развития интернет-зависимости. Таким, по мнению Н.А. Носова, является смещение цели в виртуальную реальность для восполнения недостающих сфер жизни личности через иллюзорное удовлетворения основных потребностей человека за счет конструирования в виртуальной реальности новой личности. Смещение цели из реальной жизни человека в виртуальную достигается за счет возможности сокрытия в сети «Интернет» любого проявления жизни, реализующейся вследствие возможности изменения пола, сокрытия своего реального имени, реальных переживаний, эмоций и демонстрации отсутствующих переживаний; возможности изменения роли путем создания виртуальной личности и конструирования новой реальности.
В качестве основных объектов интернет-зависимости в настоящее время выступают навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым системам); сетевые компьютерные игры типа MUD; виртуальные знакомства; киберсекс и страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм.
Исходя из основных объектов интернет-зависимости, В.Д. Менделевич выделил 7 типов интернет-зависимых людей: интернет-гемблеры; интернет-трудоголики; интернет-сексоголики; интернет-эротоголики; интернет-покупатели и интернет-аддикты отношений.
Также, Н.В. Чудова, обобщив результаты разных исследований, приводит следующий список черт интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); трудности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.
Таким образом, широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные (перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности, возможность реальной удаленной работы), так и негативные последствия. Одно из таких последствий – проблема интернет-зависимости. Интернет-зависимость связывают, как правило, со временем нахождения человека в виртуальной реальности, что проявляется в утрате им способности контролировать время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.
В настоящее время, Исследователи киберпсихологии считают, что Интернет, особенно социальные медиа (например, Facebook, Вконтакте, Одноклассники), позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья расширять свой круг друзей, получать поддержку, создавать позитивные личности и полностью участвовать в их реальных и виртуальных сообществах. Тем не менее, очень мало известно об использовании Интернета людьми с нарушениями в развитии, особенно людьми с нарушениями интеллекта или расстройствами аутистического спектра. Недавний обзор американских ученых Катона и Чепмена (2016 г.) об использовании социальных сетей показывает не только то, что исследований в этой области крайне мало, но и то, что сама методология исследования очень слаба, а вывод о том, как люди с нарушениями в развитии используют социальные сети, может быть получен лишь частично [5]. Отсутствие групп сравнения ограничивает любую интерпретацию особенностей использования Интернета этим сегментом населения.
Библиографическая ссылка
Машкова А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18584 (дата обращения: 21.11.2024).