Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Машкова А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Не достаточно полно изучена та область знаний, которая может ответить на вопрос: как люди с ограниченными возможностями здоровья используют Интернет. Известен лишь тот факт, что многие из них имеют серьезные проблемы в социальных кругах. Интересен и тот факт, что социальные сети могли бы способствовать развитию отношений, расширению социального окружения и уменьшению социальной изоляции для этих людей. Однако он может приводить и к нежелательным последствиям. Доступ в интернет открывает широкие возможности для людей с ОВЗ, но для обеспечения безопасного и позитивного использования ими Интернета требуется обучение и поддержка.
Интернет
зависимость
аддиктивное поведение
аддикция
информационная среда
безбарьерная среда
информационно-коммуникационная среда
компьютерная зависимость
1. Goldberg I. Internet addiction disorder. 1996. In Psychom.net, accessed 20 November 2004.
2. Griffiths M.D. Internet addiction – time to be taken seriously? // Addiction Research. 2000. Oct. V. 8. N. 5. P. 413–419.
3. Griffiths M.D. Internet addiction: does it really exist? // Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications // J. Gackenbach (Ed). San Diego CA, Academic Press. 1998. P. 61–75.
4. Kimberly S. Young Internet Addiction A New Clinical Phenomenon and Its Consequences St. Bonaventure University Center for Online Addiction // American behavioral scientist, Vol. 48 No. 4, December 2004 402–415 DOI: 10.1177/0002764204270278. 2004 Sage Publications
5. Sallafranque-St-Louis, F., & Normand, C. L. From solitude to solicitation: How people with intellectual disability or autism spectrum disorder use the internet. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 11(1), article 7. doi: 10.5817/CP2017–1–7
6. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – С. 100–131.
7. Войскунский АЕ. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. – М., 2002. – С. 235–250.
8. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т.5. № 2. – С. 20–27.
9. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс] / А.Е. Жичкина // Флогистон: Психология из первых рук, 2007. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 25.10.2016).
10. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
11. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. – Т.22. № 1. – С.113–117.
12. Янг К. (Young K.) Интернет-зависимость вчера и сегодня / К. Янг // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / пер. с англ.; под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Акрополь, 2009. – С. 251–252.
13. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

Современное общество характеризуется широким распространением информационно-коммуникационных технологий. Одной из ключевых технологий является Интернет. Как за рубежом, так и в России происходит постоянное увеличение его пользователей. По данным проекта «Интернет в России/Россия в Интернете», проводимого фондом «Общественное мнение», сегодня по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию, и занимает третье место в мире. Так в период с 2002 по 2009 годы число интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 36 % (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. до 23,9 млн. человек. Сегодня активными пользователями Интернет-технологий являются школьники, в том числе, школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По некоторым данным, 76 % российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки, каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни, около 8 часов в сутки. Распространение Интернет-технологий среди молодых россиян в возрасте от 16 до 29 лет достигло почти 97 %.

Интернет-пространство становится одним из значимых средств социального взаимодействия людей разного возраста, в том числе и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование интернет-технологий имеет огромное значение для людей с ОВЗ. Реализация проектов по созданию безбарьерной Интернет-среды расширяют возможности инвалидов и лиц с ОВЗ получения образования, профессиональной подготовки, удовлетворения познавательных интересов и пр. Особое значение коммуникационных технологий для лиц с ОВЗ заключается в возможности расширять и поддерживать социальные контакты, поскольку одним из главных следствий наличия дефектов физического и психического развития является ограничение возможностей социального взаимодействия.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские и английские исследователи. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [3]. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости – это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из сети Интернет, будучи on-line» [9].

Исследуя данный феномен, в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по данной проблематике. В 2000 г. К. Янг был создан «Центр онлайн-зависимости», где была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. Согласно данной модели, зависимость от Интернета возникает в силу доступности соответствующих действий; сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений; эмоционального подъема от результатов собственных действий [13]. Одним их основоположников психологического изучения зависимости от интернета наряду с К. Янг считается американский исследователь И. Голдберг.

В своих работах К. Янг и И. Голдберг дают следующую характеристику интернет-зависимости:

– зависимость от интернета это род зависимости при котором человек испытывает моральное удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной), также человек заводит бесцельные знакомства, не приводящие к развитию социальных контактов(с данной позиции люди ищут по различным параметрам себе собеседников, общаются, но при этом не приносят пользы для развития своей личности).

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive – непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета – общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

• предвкушение следующего сеанса он-лайн;

• увеличение времени, проводимого он-лайн;

• увеличение количества денег, расходуемых на интернет [12].

Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг, служат следующие критерии:

• всепоглощенность Интернетом;

• потребность проводить в сети все больше и больше времени;

• повторные попытки уменьшить использование Интернета;

• при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;

• проблемы контроля времени;

• проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

• ложь по поводу времени, проведенного в сети;

• изменение настроения посредством использования Интернета [13].

Таким образом, согласно К. Янг интернет-зависимость включает в себя следующие формы зависимого поведения: киберсекс, зависимость от общения в интернет-сети, азартные игры в интернет-сети, путешествия по чатам, компьютерные игры.

Кроме того, К. Янг выделила стадии зависимости от Интернета:

1. на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями;

2. на второй стадии Интернет начинает замещать значимые сферы жизни;

3. на третьей стадии можно говорить о собственно бегстве.

В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. Изучением занимались: В.Д. Менделевич, В.А. Лоскутова, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова, И.В. Чудова и др. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т.Ю. Больбот, Л.М. Юрьевой. Социально-педагогические условия профилактики компьютерной аддикции были обоснованы Н. Сергеевой.

Изучая русскоязычную литературу по проблеме исследования, становится возможным определить основной механизм развития интернет-зависимости. Таким, по мнению Н.А. Носова, является смещение цели в виртуальную реальность для восполнения недостающих сфер жизни личности через иллюзорное удовлетворения основных потребностей человека за счет конструирования в виртуальной реальности новой личности. Смещение цели из реальной жизни человека в виртуальную достигается за счет возможности сокрытия в сети «Интернет» любого проявления жизни, реализующейся вследствие возможности изменения пола, сокрытия своего реального имени, реальных переживаний, эмоций и демонстрации отсутствующих переживаний; возможности изменения роли путем создания виртуальной личности и конструирования новой реальности.

В качестве основных объектов интернет-зависимости в настоящее время выступают навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым системам); сетевые компьютерные игры типа MUD; виртуальные знакомства; киберсекс и страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм.

Исходя из основных объектов интернет-зависимости, В.Д. Менделевич выделил 7 типов интернет-зависимых людей: интернет-гемблеры; интернет-трудоголики; интернет-сексоголики; интернет-эротоголики; интернет-покупатели и интернет-аддикты отношений.

Также, Н.В. Чудова, обобщив результаты разных исследований, приводит следующий список черт интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); трудности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

Таким образом, широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные (перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности, возможность реальной удаленной работы), так и негативные последствия. Одно из таких последствий – проблема интернет-зависимости. Интернет-зависимость связывают, как правило, со временем нахождения человека в виртуальной реальности, что проявляется в утрате им способности контролировать время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

В настоящее время, Исследователи киберпсихологии считают, что Интернет, особенно социальные медиа (например, Facebook, Вконтакте, Одноклассники), позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья расширять свой круг друзей, получать поддержку, создавать позитивные личности и полностью участвовать в их реальных и виртуальных сообществах. Тем не менее, очень мало известно об использовании Интернета людьми с нарушениями в развитии, особенно людьми с нарушениями интеллекта или расстройствами аутистического спектра. Недавний обзор американских ученых Катона и Чепмена (2016 г.) об использовании социальных сетей показывает не только то, что исследований в этой области крайне мало, но и то, что сама методология исследования очень слаба, а вывод о том, как люди с нарушениями в развитии используют социальные сети, может быть получен лишь частично [5]. Отсутствие групп сравнения ограничивает любую интерпретацию особенностей использования Интернета этим сегментом населения.


Библиографическая ссылка

Машкова А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18584 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674