Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

STUDYING INTERNET DEPENDENCE OF SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES: HISTORY AND MODERNITY

Mashkova A.V. 1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia
The field of knowledge that can answer the question of how people with disabilities use the Internet is not fully understood. Known only is the fact that many of them have serious problems in social circles. It is also interesting that social networks could contribute to the development of relations, the expansion of the social environment and the reduction of social exclusion for these people. However, it can lead to undesirable consequences. Access to the Internet offers great opportunities for people with HIA, but to ensure the safe and positive use of the Internet requires training and support.
Internet
addiction
addictive behavior
addiction
information environment
barrier-free environment
information and communication environment
computer dependence

Современное общество характеризуется широким распространением информационно-коммуникационных технологий. Одной из ключевых технологий является Интернет. Как за рубежом, так и в России происходит постоянное увеличение его пользователей. По данным проекта «Интернет в России/Россия в Интернете», проводимого фондом «Общественное мнение», сегодня по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию, и занимает третье место в мире. Так в период с 2002 по 2009 годы число интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8,7 млн. человек) до 36 % (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. до 23,9 млн. человек. Сегодня активными пользователями Интернет-технологий являются школьники, в том числе, школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По некоторым данным, 76 % российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки, каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни, около 8 часов в сутки. Распространение Интернет-технологий среди молодых россиян в возрасте от 16 до 29 лет достигло почти 97 %.

Интернет-пространство становится одним из значимых средств социального взаимодействия людей разного возраста, в том числе и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование интернет-технологий имеет огромное значение для людей с ОВЗ. Реализация проектов по созданию безбарьерной Интернет-среды расширяют возможности инвалидов и лиц с ОВЗ получения образования, профессиональной подготовки, удовлетворения познавательных интересов и пр. Особое значение коммуникационных технологий для лиц с ОВЗ заключается в возможности расширять и поддерживать социальные контакты, поскольку одним из главных следствий наличия дефектов физического и психического развития является ограничение возможностей социального взаимодействия.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские и английские исследователи. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [3]. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости – это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из сети Интернет, будучи on-line» [9].

Исследуя данный феномен, в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997–1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по данной проблематике. В 2000 г. К. Янг был создан «Центр онлайн-зависимости», где была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. Согласно данной модели, зависимость от Интернета возникает в силу доступности соответствующих действий; сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений; эмоционального подъема от результатов собственных действий [13]. Одним их основоположников психологического изучения зависимости от интернета наряду с К. Янг считается американский исследователь И. Голдберг.

В своих работах К. Янг и И. Голдберг дают следующую характеристику интернет-зависимости:

– зависимость от интернета это род зависимости при котором человек испытывает моральное удовлетворение от поиска информации в интернете (зачастую бесполезной), также человек заводит бесцельные знакомства, не приводящие к развитию социальных контактов(с данной позиции люди ищут по различным параметрам себе собеседников, общаются, но при этом не приносят пользы для развития своей личности).

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят: зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive – непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета – общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

• предвкушение следующего сеанса он-лайн;

• увеличение времени, проводимого он-лайн;

• увеличение количества денег, расходуемых на интернет [12].

Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг, служат следующие критерии:

• всепоглощенность Интернетом;

• потребность проводить в сети все больше и больше времени;

• повторные попытки уменьшить использование Интернета;

• при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;

• проблемы контроля времени;

• проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

• ложь по поводу времени, проведенного в сети;

• изменение настроения посредством использования Интернета [13].

Таким образом, согласно К. Янг интернет-зависимость включает в себя следующие формы зависимого поведения: киберсекс, зависимость от общения в интернет-сети, азартные игры в интернет-сети, путешествия по чатам, компьютерные игры.

Кроме того, К. Янг выделила стадии зависимости от Интернета:

1. на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями;

2. на второй стадии Интернет начинает замещать значимые сферы жизни;

3. на третьей стадии можно говорить о собственно бегстве.

В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. Изучением занимались: В.Д. Менделевич, В.А. Лоскутова, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова, И.В. Чудова и др. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т.Ю. Больбот, Л.М. Юрьевой. Социально-педагогические условия профилактики компьютерной аддикции были обоснованы Н. Сергеевой.

Изучая русскоязычную литературу по проблеме исследования, становится возможным определить основной механизм развития интернет-зависимости. Таким, по мнению Н.А. Носова, является смещение цели в виртуальную реальность для восполнения недостающих сфер жизни личности через иллюзорное удовлетворения основных потребностей человека за счет конструирования в виртуальной реальности новой личности. Смещение цели из реальной жизни человека в виртуальную достигается за счет возможности сокрытия в сети «Интернет» любого проявления жизни, реализующейся вследствие возможности изменения пола, сокрытия своего реального имени, реальных переживаний, эмоций и демонстрации отсутствующих переживаний; возможности изменения роли путем создания виртуальной личности и конструирования новой реальности.

В качестве основных объектов интернет-зависимости в настоящее время выступают навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым системам); сетевые компьютерные игры типа MUD; виртуальные знакомства; киберсекс и страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм.

Исходя из основных объектов интернет-зависимости, В.Д. Менделевич выделил 7 типов интернет-зависимых людей: интернет-гемблеры; интернет-трудоголики; интернет-сексоголики; интернет-эротоголики; интернет-покупатели и интернет-аддикты отношений.

Также, Н.В. Чудова, обобщив результаты разных исследований, приводит следующий список черт интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); трудности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

Таким образом, широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные (перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности, возможность реальной удаленной работы), так и негативные последствия. Одно из таких последствий – проблема интернет-зависимости. Интернет-зависимость связывают, как правило, со временем нахождения человека в виртуальной реальности, что проявляется в утрате им способности контролировать время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

В настоящее время, Исследователи киберпсихологии считают, что Интернет, особенно социальные медиа (например, Facebook, Вконтакте, Одноклассники), позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья расширять свой круг друзей, получать поддержку, создавать позитивные личности и полностью участвовать в их реальных и виртуальных сообществах. Тем не менее, очень мало известно об использовании Интернета людьми с нарушениями в развитии, особенно людьми с нарушениями интеллекта или расстройствами аутистического спектра. Недавний обзор американских ученых Катона и Чепмена (2016 г.) об использовании социальных сетей показывает не только то, что исследований в этой области крайне мало, но и то, что сама методология исследования очень слаба, а вывод о том, как люди с нарушениями в развитии используют социальные сети, может быть получен лишь частично [5]. Отсутствие групп сравнения ограничивает любую интерпретацию особенностей использования Интернета этим сегментом населения.