Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Декина Е.В. 1 Филина Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В статье рассматривается проблема профилактика девиантного поведения детей и молодежи средствами волонтерской деятельности. В статье проанализированы психологические особенности детей групп социального риска, технологии оказания помощи детям группы риска. Представлены результаты исследования, посвящённого изучению причин девиантного поведения подростков. На основе проведенного исследования, представлен проект профилактической программы «Шаг в будущее», включающей диагностический, коррекционно-развивающий, воспитательный, профилактический блоки. Материалы статьи могут быть полезны в организации психолого-педагогической помощи подросткам-правонарушителям и детям группы риска. Авторы особое внимание уделяют использованию интерактивных технологий. Интерес для практиков представляет использование проектных технологий по профилактике девиантного поведения детей, описанные специальные технологии оказания психолого-педагогической помощи. Акцент в статье направлен на таком направлении волонтёрской деятельности, как профилактика девиантного поведения.
волонтёр
волонтёрская деятельность
девиантное поведение
правонарушители
профилактика
интерактивные технологии
1. Волонтерство – традиции и инновации. Курс лекций. – М., 2009. – 123 с.
2. Профилактика девиантного поведения молодежи: учебно-методическое пособие / Г.И. Семикин, З.Н. Калинина, С.В. Пазухина, Е.В. Декина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2013. –
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996–р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.».

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.) одним из направлений воспитания выделяется привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Президентом РФ подписан Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» (6 декабря 2017 г.) [3].

Прежде всего, добровольческую деятельность характеризует неравнодушное человеческое отношение.

Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Добровольческая деятельность (волонтерство) – добровольный, сознательный и безвозмездный труд во благо важной социально значимой цели. Добровольчество – это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества; способствует улучшению качества жизни, личному самосовершенствованию [1]. Есть ещё множество определений такого важного и распространённого понятия, как добровольчество, но необходимо отметить, что главное, чему способствует добровольчество, на наш взгляд, наряду с улучшением качества жизни, реализацией основных человеческих потребностей, важным является приобретением опыта созидательной деятельности.

Важно также отметить принципы добровольческой деятельности: добровольность; безвозмездность; социальная значимость; уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека; объединение людей; гражданская активность; добросовестность; законность и др.

Участие в волонтерском движении развивает способность работать в команде, к самоорганизации и самообразованию, организовывать различные виды деятельности, составлять программы социального и психолого-педагогического сопровождения и поддержки, применять рекомендованные методы и технологии, взаимодействовать с различными категориями детей и молодежи и т.д.

Одним из направлений добровольческой деятельности является профилактика девиантного поведения.

В настоящее время актуальным является разработка модели профилактики девиантного поведения средствами волонтерской деятельности.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социальных норм; устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2].

При профилактике девиантного поведения важно учитывать специальные методы: метод разрушения отрицательного типа характера; метод перестройки мотивационной сферы и самосознания; метод перестройки жизненного опыта; метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения [2].

Важным является включение в процесс профилактики всех функций социально-педагогического и психологического сопровождения (воспитательная, компенсаторная, стимулирующая, корректирующая, диагностическая, коммуникативная, организаторская).

На базе молодежного центра г. Тулы была проведена диагностическая программа, включающая в себя ряд методик.

Анализ диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) показал следующие результаты: склонность к преодолению норм и правил у 21 респондента, к аддиктивному (зависимому) поведению – у 23 испытуемых, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, склонность к агрессии и насилию – у 16 молодых людей, волевой контроль эмоциональных реакций – у 10 опрошенных и склонность к делинквентному поведению у 7 респондентов. Полученные данные представлены на рис. 1.

fil1.tiff

Рис. 1. Склонности респондентов к отклоняющемуся поведению по А.Н. Орелу

Опросник склонности к отклоняющемуся поведению, направленный на выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении молодых людей, показал, что число молодых людей с высокой склонностью к аддиктивному поведению – 23 респондента, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, к агрессии и насилию – 17 человек, к делинквентному поведению – 7 человек, число респондентов с ярко выраженным показателем волевого контроля эмоциональных реакций – 9 человек. Полученные данные представлены на рис. 2.

fil2.tiff

Рис. 2. Склонность респондентов к отклоняющемуся поведению

Неотъемлемой частью диагностики девинтного поведения является создание спокойной, доверительной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, которая способствует глубокому усвоению молодыми людьми навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения. Так же правильно организованный эмоциональный микроклимат малой группы участников программы помогает в формировании высокой сопротивляемости молодых людей негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений и поведения.

Нами была составлена и реализована программа «Шаг в будущее» по профилактике девиантного поведения. Ее задачи следующие: развитие у молодых людей способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, к сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности; снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях; расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях; повышение социально-психологической компетентности участников и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими; развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развитие навыков рефлексии; развитие навыков уверенного поведения. Одним из способов оказания помощи молодежи является развитие у них навыков, способствующих налаживанию общения с окружающими. Программа включает диагностический, коррекционно-развивающий, воспитательный и профилактический блоки. При реализации программы использовались интерактивные технологии работы. Подростки группы риска приняли активное участие в деловых играх по проектированию своего будущего, дискуссиях о семейных ценностях, спортивных мероприятиях , пропагандирующих здоровый образ жизни. Интерес вызвали встречи со специалистами, которые внесли большой вклад в развитие региона. И провели мастер-классы по профессиональному самоопределению. Программа показала свою эффективность и может быть использована в работе социального педагога, организатора работы с молодежью педагога-психолога.

При реализации программы значительную помощь могут оказать волонтёры. Программа подготовки волонтеров включает такие разделы, как: волонтерская деятельность – понятие, миссия, принципы; основные направления волонтерской деятельности; профилактика девиантного поведения, как одно из направлений волонтёрской деятельности; технологии организация добровольческого движения. Анализ психолого-педагогической литературы (Сикорская Л.Е., Бодренкова Г.П. и др.) показывает, что волонтерство рассматривается как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей. Волонтёр, соблюдая этические принципы, имея опыт практической работы, необходимые компетенции, может передать воспитанникам, такие важные человеческие качества, как доброта, безвозмездная помощь любому человеку, уважение к старшим, терпимость и т.д.

Миссией нашей программы является позитивная профилактика девиантного поведения средствами волонтёрской деятельности.


Библиографическая ссылка

Декина Е.В., Филина Н.С. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18572 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674