В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.) одним из направлений воспитания выделяется привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Президентом РФ подписан Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» (6 декабря 2017 г.) [3].
Прежде всего, добровольческую деятельность характеризует неравнодушное человеческое отношение.
Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Добровольческая деятельность (волонтерство) – добровольный, сознательный и безвозмездный труд во благо важной социально значимой цели. Добровольчество – это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества; способствует улучшению качества жизни, личному самосовершенствованию [1]. Есть ещё множество определений такого важного и распространённого понятия, как добровольчество, но необходимо отметить, что главное, чему способствует добровольчество, на наш взгляд, наряду с улучшением качества жизни, реализацией основных человеческих потребностей, важным является приобретением опыта созидательной деятельности.
Важно также отметить принципы добровольческой деятельности: добровольность; безвозмездность; социальная значимость; уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека; объединение людей; гражданская активность; добросовестность; законность и др.
Участие в волонтерском движении развивает способность работать в команде, к самоорганизации и самообразованию, организовывать различные виды деятельности, составлять программы социального и психолого-педагогического сопровождения и поддержки, применять рекомендованные методы и технологии, взаимодействовать с различными категориями детей и молодежи и т.д.
Одним из направлений добровольческой деятельности является профилактика девиантного поведения.
В настоящее время актуальным является разработка модели профилактики девиантного поведения средствами волонтерской деятельности.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социальных норм; устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2].
При профилактике девиантного поведения важно учитывать специальные методы: метод разрушения отрицательного типа характера; метод перестройки мотивационной сферы и самосознания; метод перестройки жизненного опыта; метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения [2].
Важным является включение в процесс профилактики всех функций социально-педагогического и психологического сопровождения (воспитательная, компенсаторная, стимулирующая, корректирующая, диагностическая, коммуникативная, организаторская).
На базе молодежного центра г. Тулы была проведена диагностическая программа, включающая в себя ряд методик.
Анализ диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) показал следующие результаты: склонность к преодолению норм и правил у 21 респондента, к аддиктивному (зависимому) поведению – у 23 испытуемых, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, склонность к агрессии и насилию – у 16 молодых людей, волевой контроль эмоциональных реакций – у 10 опрошенных и склонность к делинквентному поведению у 7 респондентов. Полученные данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Склонности респондентов к отклоняющемуся поведению по А.Н. Орелу
Опросник склонности к отклоняющемуся поведению, направленный на выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении молодых людей, показал, что число молодых людей с высокой склонностью к аддиктивному поведению – 23 респондента, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, к агрессии и насилию – 17 человек, к делинквентному поведению – 7 человек, число респондентов с ярко выраженным показателем волевого контроля эмоциональных реакций – 9 человек. Полученные данные представлены на рис. 2.
Рис. 2. Склонность респондентов к отклоняющемуся поведению
Неотъемлемой частью диагностики девинтного поведения является создание спокойной, доверительной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, которая способствует глубокому усвоению молодыми людьми навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения. Так же правильно организованный эмоциональный микроклимат малой группы участников программы помогает в формировании высокой сопротивляемости молодых людей негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений и поведения.
Нами была составлена и реализована программа «Шаг в будущее» по профилактике девиантного поведения. Ее задачи следующие: развитие у молодых людей способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, к сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности; снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях; расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях; повышение социально-психологической компетентности участников и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими; развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развитие навыков рефлексии; развитие навыков уверенного поведения. Одним из способов оказания помощи молодежи является развитие у них навыков, способствующих налаживанию общения с окружающими. Программа включает диагностический, коррекционно-развивающий, воспитательный и профилактический блоки. При реализации программы использовались интерактивные технологии работы. Подростки группы риска приняли активное участие в деловых играх по проектированию своего будущего, дискуссиях о семейных ценностях, спортивных мероприятиях , пропагандирующих здоровый образ жизни. Интерес вызвали встречи со специалистами, которые внесли большой вклад в развитие региона. И провели мастер-классы по профессиональному самоопределению. Программа показала свою эффективность и может быть использована в работе социального педагога, организатора работы с молодежью педагога-психолога.
При реализации программы значительную помощь могут оказать волонтёры. Программа подготовки волонтеров включает такие разделы, как: волонтерская деятельность – понятие, миссия, принципы; основные направления волонтерской деятельности; профилактика девиантного поведения, как одно из направлений волонтёрской деятельности; технологии организация добровольческого движения. Анализ психолого-педагогической литературы (Сикорская Л.Е., Бодренкова Г.П. и др.) показывает, что волонтерство рассматривается как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей. Волонтёр, соблюдая этические принципы, имея опыт практической работы, необходимые компетенции, может передать воспитанникам, такие важные человеческие качества, как доброта, безвозмездная помощь любому человеку, уважение к старшим, терпимость и т.д.
Миссией нашей программы является позитивная профилактика девиантного поведения средствами волонтёрской деятельности.
Библиографическая ссылка
Декина Е.В., Филина Н.С. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18572 (дата обращения: 21.11.2024).