Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROPHYLAXIS OF DEVIENT BEHAVIOR OF CHILDREN AND YOUTH BY MEANS OF VOLUNTEER ACTIVITY

Dekina E.V. 1 Filina N.S. 1
1 Tula State Pedagogical University n.a. L.N. Tolstoy
In the article the problem of prevention of deviant behavior of children and youth by means of volunteer activity is considered. The article analyzes the psychological features of children of social risk groups, the technology of helping children at risk. The results of a study devoted to the study of the causes of deviant behavior of adolescents are presented. On the basis of the conducted research, the project of the preventive program «Step into the future», including diagnostic, correctional-developing, educational, preventive blocks is presented. The materials of the article can be useful in the organization of psychological and pedagogical assistance to adolescent offenders and children at risk. The authors pay special attention to the use of interactive technologies. Interest for practitioners is the use of design technologies for the prevention of deviant behavior of children, described special technologies for the provision of psychological and pedagogical assistance. The emphasis in the article is directed to such a direction of volunteer activity, as prevention of deviant behavior.
volunteer
volunteer activity
deviant behavior
offenders
prevention
interactive technologies

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.) одним из направлений воспитания выделяется привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Президентом РФ подписан Указ «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» (6 декабря 2017 г.) [3].

Прежде всего, добровольческую деятельность характеризует неравнодушное человеческое отношение.

Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом. Добровольческая деятельность (волонтерство) – добровольный, сознательный и безвозмездный труд во благо важной социально значимой цели. Добровольчество – это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества; способствует улучшению качества жизни, личному самосовершенствованию [1]. Есть ещё множество определений такого важного и распространённого понятия, как добровольчество, но необходимо отметить, что главное, чему способствует добровольчество, на наш взгляд, наряду с улучшением качества жизни, реализацией основных человеческих потребностей, важным является приобретением опыта созидательной деятельности.

Важно также отметить принципы добровольческой деятельности: добровольность; безвозмездность; социальная значимость; уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека; объединение людей; гражданская активность; добросовестность; законность и др.

Участие в волонтерском движении развивает способность работать в команде, к самоорганизации и самообразованию, организовывать различные виды деятельности, составлять программы социального и психолого-педагогического сопровождения и поддержки, применять рекомендованные методы и технологии, взаимодействовать с различными категориями детей и молодежи и т.д.

Одним из направлений добровольческой деятельности является профилактика девиантного поведения.

В настоящее время актуальным является разработка модели профилактики девиантного поведения средствами волонтерской деятельности.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от социальных норм; устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [2].

При профилактике девиантного поведения важно учитывать специальные методы: метод разрушения отрицательного типа характера; метод перестройки мотивационной сферы и самосознания; метод перестройки жизненного опыта; метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения [2].

Важным является включение в процесс профилактики всех функций социально-педагогического и психологического сопровождения (воспитательная, компенсаторная, стимулирующая, корректирующая, диагностическая, коммуникативная, организаторская).

На базе молодежного центра г. Тулы была проведена диагностическая программа, включающая в себя ряд методик.

Анализ диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) показал следующие результаты: склонность к преодолению норм и правил у 21 респондента, к аддиктивному (зависимому) поведению – у 23 испытуемых, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, склонность к агрессии и насилию – у 16 молодых людей, волевой контроль эмоциональных реакций – у 10 опрошенных и склонность к делинквентному поведению у 7 респондентов. Полученные данные представлены на рис. 1.

fil1.tiff

Рис. 1. Склонности респондентов к отклоняющемуся поведению по А.Н. Орелу

Опросник склонности к отклоняющемуся поведению, направленный на выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении молодых людей, показал, что число молодых людей с высокой склонностью к аддиктивному поведению – 23 респондента, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – у 18 человек, к агрессии и насилию – 17 человек, к делинквентному поведению – 7 человек, число респондентов с ярко выраженным показателем волевого контроля эмоциональных реакций – 9 человек. Полученные данные представлены на рис. 2.

fil2.tiff

Рис. 2. Склонность респондентов к отклоняющемуся поведению

Неотъемлемой частью диагностики девинтного поведения является создание спокойной, доверительной, эмоционально и позитивно окрашенной атмосферы общения, которая способствует глубокому усвоению молодыми людьми навыков критического мышления и выработка поведения, которое позволит ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные жизненные решения. Так же правильно организованный эмоциональный микроклимат малой группы участников программы помогает в формировании высокой сопротивляемости молодых людей негативным формам воздействия, что предполагает приобретение необходимых социально значимых знаний. Внутренняя переработка, также известная под названием критического мышления, и проверка, часто называемая практикой, являются принципиально важными условиями, содействующими формированию и закреплению определенных отношений и поведения.

Нами была составлена и реализована программа «Шаг в будущее» по профилактике девиантного поведения. Ее задачи следующие: развитие у молодых людей способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, к сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности; снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях; расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях; повышение социально-психологической компетентности участников и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими; развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развитие навыков рефлексии; развитие навыков уверенного поведения. Одним из способов оказания помощи молодежи является развитие у них навыков, способствующих налаживанию общения с окружающими. Программа включает диагностический, коррекционно-развивающий, воспитательный и профилактический блоки. При реализации программы использовались интерактивные технологии работы. Подростки группы риска приняли активное участие в деловых играх по проектированию своего будущего, дискуссиях о семейных ценностях, спортивных мероприятиях , пропагандирующих здоровый образ жизни. Интерес вызвали встречи со специалистами, которые внесли большой вклад в развитие региона. И провели мастер-классы по профессиональному самоопределению. Программа показала свою эффективность и может быть использована в работе социального педагога, организатора работы с молодежью педагога-психолога.

При реализации программы значительную помощь могут оказать волонтёры. Программа подготовки волонтеров включает такие разделы, как: волонтерская деятельность – понятие, миссия, принципы; основные направления волонтерской деятельности; профилактика девиантного поведения, как одно из направлений волонтёрской деятельности; технологии организация добровольческого движения. Анализ психолого-педагогической литературы (Сикорская Л.Е., Бодренкова Г.П. и др.) показывает, что волонтерство рассматривается как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей. Волонтёр, соблюдая этические принципы, имея опыт практической работы, необходимые компетенции, может передать воспитанникам, такие важные человеческие качества, как доброта, безвозмездная помощь любому человеку, уважение к старшим, терпимость и т.д.

Миссией нашей программы является позитивная профилактика девиантного поведения средствами волонтёрской деятельности.