Актуальность. Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста могли бы активно развиваться в соответствии с собственными желаниями, способностями и существующим потенциалом. ДОО должна дать возможность каждому ребенку добровольного выбора направления и вида деятельности с учетом интересов, педагога, содержания. Однако, данная задача в рамках основной образовательной программы не находит полного решения. Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу дополнительному образованию для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения. В связи с этим возникает необходимость в разработке вариативных образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей и интересов.
Цель статьи раскрыть организационно-методические аспекты реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации, призванной обеспечить права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.
Задачи статьи: определить механизм организации дополнительного образования, предусматривающий предоставление вариативного спектра дополнительных платных услуг, обусловленного потребительским спросом родителей (законных представителей) на платные образовательные услуги, кадровыми и материально-техническими ресурсами и потенциальными возможностями ДОО.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ проблемыреализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации; изучение программ и документации по организации дополнительного образования в условиях ДОО.
Методология исследования: Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др. В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.
Обеспечение вариативности образовательных программ современного дошкольного образования предусматривает предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка, создания субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно-значимых потребностей и интересов.
Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы», где говорится, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Однако полностью удовлетворить потребности ребенка и семьи в дополнительном образовании система основного образования не может [1].
Для того чтобы соответствовать современным требованиям к качеству дошкольного образования, дошкольные образовательные организации организуют дополнительные платные услуги с учетом запросов родителей, которые призваны способствовать обеспечению перехода от интересов детей к развитию их способностей. Также необходимо отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОО, должны опережать реальный спрос, благодаря разнообразию предложений, предусматривающих интересы, склонности и способности детей дошкольного возраста.
В нашем исследовании мы будем понимать под образовательной услугой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей [5].
Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Т.Г. Луковенко, В.И. Андреева, В.В. Беловой, Л.Б. Малыхиной, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.
Исследования Н.Ф. Родионовойи М.Р. Катуновойзатрагивают проблему оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ на основе компетентностного подхода.
В работах Л.Г. Логиновойвыделены факторы и условия достижения качества дополнительного образования на уровне региональной системы образования [3].
Исследования Т.Г. Луковенко посвящены вопросу организации платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных образовательных организациях, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой создания условий для повышения его доступности качества и эффективности.
Л.Б. Малыхина выявляет противоречие между объективной необходимостью формирования эффективной системы управления качеством образования и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике дополнительного образования детей дошкольного возраста. Разрешение данного противоречия предусматривает разработку и реализацию модели управления качеством образования в ДОО.
Система дополнительного образования способна оперативно приспосабливаться к возникающим в социуме изменениям, реагировать на запросы общества и требования времени. Дополнительное образование не может дублировать систему основного образования. Его задача – предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности, выбрать занятия, которые интересны, раскрыть свои способности.
Главной целью организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации является создание условий для повышения его доступности, качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.
Для организации дополнительного образования в ДОО необходимо решить ряд управленческих, организационных и методических вопросов:
– определение готовность руководителя и педагогического коллектива к оказанию платных образовательных услуг;
– выявление спроса на услуги дополнительных платных образовательных услуг у родителей воспитанников (законных представителей);
– составление авторских программ дополнительного образования;
– достаточное ресурсное обеспечение: наличие помещений, оборудования, детской мебели, дидактического материала и игр, методической литературы, компьютерных технологий;
– подбор кадров соответствующей квалификации. Оказывать дополнительные образовательные услуги могут не только педагоги ДОО, но и педагоги других образовательных организаций;
– расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города.
Рассмотрим пути реализации этих задач более подробно на примере предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МБДОУ ЦРР Д/С №15 «Северные звездочки» г. Якутска. Дополнительными платными образовательными услугами охвачено 239 детей, что составляет 53,8% из 444 детей. Управление организацией дополнительного образования в ЦРР-д/с №15 «Северные звездочки» предусматривает следующие организационные условия.
Задача обеспечения государственных гарантий доступности дополнительного образования детей реализуется через: получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней его социализации; создание равных «стартовых» (согласно ФГОС ДО) возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки талантливым и одаренным детям; увеличение количества кружков, секций.
В Центре развития ребенка «Северные звездочки» реализуется довольно обширный спектр дополнительных платных образовательных услуг, обеспечивающий удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей, в соответствии с различными направлениями их развития:
– «Физкультурно-оздоровительное развитие» (секция по мини-футболу,кружок по обучению детей плаванию «Дельфинчик», соляная пещера);
– «Художественно-эстетическое развитие» (кружки: вокально-хорового пения «До-ми-соль-ка», по обучению игре на национальных инструментах «Иэйии-Вдохновение», творческая мастерская «Ловкие ладошки», по хореографии «Мозайка», танцевальный фитнес «Жар-птица»);
– «Познавательно-речевое развитие» (кружки:»Юный шахматист», «Звуковичок» – индивидуальные занятия с логопедом, английского языка «Мишка Тедди», «Заниматика» по ментальной арифметике, «Лего-конструирование с элементами робототехники»).
При организации разнообразных форм дополнительного образования в ДОО обеспечивается доступность и полнота информирования родителей о реализуемых образовательных программах дополнительного образования посредством создания единого информационного поля: оформление стенда, презентационные материалы, отчетные мероприятия и т.д.
Решая задачу по созданию условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста, во-первых: заведующий со старшим воспитателем выявляют потенциальные возможности педагогов, определяют лучшее в их работе, проводят экспертизу методических разработок и перспективных планов, а также обеспечивают повышение квалификации педагогов через курсы, практикумы, стажировки. Данная тактика работы с педагогами гарантирует то, что дополнительная платная услуга обеспечивается необходимыми кадрами, таким образом, дополнительные образовательные услуги пользуются спросом у родителей [4].
Для создания условий по повышению качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО предусмотрено:
– непрерывное повышение профессионального уровня педагогов, занятых в системе дополнительного образования (курсы повышения квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка, получение высшего образования)
– создание виртуальной и электронной площадки по обмену опытом для педагогов, занятых в системе дополнительного образования детей.
– конкурсное выявление и поддержка педагогов, успешно реализующих новые подходы и технологии дополнительного образования; стимулирование инновационной деятельности.
Педагоги дополнительного образования обладают коммуникативными качествами, стремятся к партнёрским отношениям со своими воспитанниками. В их компетентность входит владение знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа [2].
Нами предусмотрено социальное партнерство с социально-культурными институтами города, например, такими, как библиотека «Созвездие», музеи, спортивные школы, Центр детского творчества и др.
В рамках социального партнерства представители различных субъектов, организуют совместную деятельность по следующим направлениям:
– организация совместного сотрудничества и партнерских отношений на договорной основе;
– определение социального заказа на дополнительные образовательные услуги;
– ежегодное анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг.
Кроме того, социальное партнерство заключается в контакте со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, педагогами и родителями). При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами, мы используем следующие принципы социального партнерства:
1) уважение и учет интересов участников соглашения;
2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;
3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;
4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
5) равноправие и доверие сторонрегулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
6) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
7) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
8)ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
В ДОО создаются максимально комфортные для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:
– обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
– формирование системы экспертизы используемых программ дошкольного образования по дополнительному образованию; отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
– создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний.
Для совершенствования управления в организации дополнительных образовательных услуг в числе первоочередных мер, направленных на развитие управления в организации платных дополнительных образовательных услуг, особенно выделяем систематическое обновление и своевременное приведение в соответствие нормативно-правовой базы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг, в том числе, договора по обеспечению социального партнерства и взаимодействия.
Для того чтобы максимально удовлетворять массовые запросы родителей, в ДОО ведется просветительская работа по вопросам дополнительного образования, организовываем дни открытых дверей, рассказываем о деятельности кружков и секций на базе ДОО, освещаем достижения детей. Родители должны четко понимать, чем отличаются занятия с детьми в массовой группе от занятий в кружке, какие задачи решают педагоги дополнительного образования. Перечень услуг дополнительного платного образования, а также порядок их предоставления прописаны в Положении об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, определяется на основе требований СанПин 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО.
Таким образом, необходимо отметить, что деятельность, направленная на организацию работы по оказанию платных дополнительных образовательных услугв ДОО предполагает реализацию определённых организационных и управленческих механизмов обеспечения качества дошкольного образования.
Библиографическая ссылка
Ефремова И.Г., Максимова Л.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И ВАРИАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18558 (дата обращения: 21.11.2024).