Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REALIZATION OF ADDITIONAL PAYABLE EDUCATIONAL SERVICES AS THE CONDITION OF QUALITY ASSURANCE AND VARIANCE OF PRESCHOOL EDUCATION

Efremova I.G. 1 Maksimova L.I. 1
1 NEFU
Article is devoted to the problem of additional education in the OED, which is designed to ensure the development of the child on the basis of a person-oriented, differentiated approaches to the development of the contents of variational educational programs that provide for the satisfaction of the diverse interests of the child of preschool age. It touches upon the creation of organizational and methodological conditions for the implementation of paid additional educational services in the kindergartenи.Theoretical and methodological analysis of scientific and theoretical aspects of the quality management of additional education was carried out. The stages of realization of the additional education on the basis of bringing the regulatory and legal base in line, increasing the pedagogical competence of the teachers, creating an enabling environment, developing the scientific and methodological support for the educational process, coordinating the activities of the university with socio-cultural institutions on terms of social partnership and interaction with the parents of pupils are disclosed.
pre-school education
additional education
additional paid services
social partnership

Актуальность. Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста могли бы активно развиваться в соответствии с собственными желаниями, способностями и существующим потенциалом. ДОО должна дать возможность каждому ребенку добровольного выбора направления и вида деятельности с учетом интересов, педагога, содержания. Однако, данная задача в рамках основной образовательной программы не находит полного решения. Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу дополнительному образованию для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения. В связи с этим возникает необходимость в разработке вариативных образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей и интересов.

Цель статьи раскрыть организационно-методические аспекты реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации, призванной обеспечить права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.

Задачи статьи: определить механизм организации дополнительного образования, предусматривающий предоставление вариативного спектра дополнительных платных услуг, обусловленного потребительским спросом родителей (законных представителей) на платные образовательные услуги, кадровыми и материально-техническими ресурсами и потенциальными возможностями ДОО.

Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ проблемыреализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации; изучение программ и документации по организации дополнительного образования в условиях ДОО.

Методология исследования: Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др. В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.

Обеспечение вариативности образовательных программ современного дошкольного образования предусматривает предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка, создания субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно-значимых потребностей и интересов.

Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы», где говорится, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Однако полностью удовлетворить потребности ребенка и семьи в дополнительном образовании система основного образования не может [1].

Для того чтобы соответствовать современным требованиям к качеству дошкольного образования, дошкольные образовательные организации организуют дополнительные платные услуги с учетом запросов родителей, которые призваны способствовать обеспечению перехода от интересов детей к развитию их способностей. Также необходимо отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОО, должны опережать реальный спрос, благодаря разнообразию предложений, предусматривающих интересы, склонности и способности детей дошкольного возраста.

В нашем исследовании мы будем понимать под образовательной услугой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей [5].

Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах Т.Г. Луковенко, В.И. Андреева, В.В. Беловой, Л.Б. Малыхиной, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.

Исследования Н.Ф. Родионовойи М.Р. Катуновойзатрагивают проблему оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ на основе компетентностного подхода.

В работах Л.Г. Логиновойвыделены факторы и условия достижения качества дополнительного образования на уровне региональной системы образования [3].

Исследования Т.Г. Луковенко посвящены вопросу организации платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных образовательных организациях, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой создания условий для повышения его доступности качества и эффективности.

Л.Б. Малыхина выявляет противоречие между объективной необходимостью формирования эффективной системы управления качеством образования и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике дополнительного образования детей дошкольного возраста. Разрешение данного противоречия предусматривает разработку и реализацию модели управления качеством образования в ДОО.

Система дополнительного образования способна оперативно приспосабливаться к возникающим в социуме изменениям, реагировать на запросы общества и требования времени. Дополнительное образование не может дублировать систему основного образования. Его задача – предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности, выбрать занятия, которые интересны, раскрыть свои способности.

Главной целью организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации является создание условий для повышения его доступности, качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.

Для организации дополнительного образования в ДОО необходимо решить ряд управленческих, организационных и методических вопросов:

– определение готовность руководителя и педагогического коллектива к оказанию платных образовательных услуг;

– выявление спроса на услуги дополнительных платных образовательных услуг у родителей воспитанников (законных представителей);

– составление авторских программ дополнительного образования;

– достаточное ресурсное обеспечение: наличие помещений, оборудования, детской мебели, дидактического материала и игр, методической литературы, компьютерных технологий;

– подбор кадров соответствующей квалификации. Оказывать дополнительные образовательные услуги могут не только педагоги ДОО, но и педагоги других образовательных организаций;

– расширение взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города.

Рассмотрим пути реализации этих задач более подробно на примере предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МБДОУ ЦРР Д/С №15 «Северные звездочки» г. Якутска. Дополнительными платными образовательными услугами охвачено 239 детей, что составляет 53,8% из 444 детей. Управление организацией дополнительного образования в ЦРР-д/с №15 «Северные звездочки» предусматривает следующие организационные условия.

Задача обеспечения государственных гарантий доступности дополнительного образования детей реализуется через: получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней его социализации; создание равных «стартовых» (согласно ФГОС ДО) возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки талантливым и одаренным детям; увеличение количества кружков, секций.

В Центре развития ребенка «Северные звездочки» реализуется довольно обширный спектр дополнительных платных образовательных услуг, обеспечивающий удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей, в соответствии с различными направлениями их развития:

– «Физкультурно-оздоровительное развитие» (секция по мини-футболу,кружок по обучению детей плаванию «Дельфинчик», соляная пещера);

– «Художественно-эстетическое развитие» (кружки: вокально-хорового пения «До-ми-соль-ка», по обучению игре на национальных инструментах «Иэйии-Вдохновение», творческая мастерская «Ловкие ладошки», по хореографии «Мозайка», танцевальный фитнес «Жар-птица»);

– «Познавательно-речевое развитие» (кружки:»Юный шахматист», «Звуковичок» – индивидуальные занятия с логопедом, английского языка «Мишка Тедди», «Заниматика» по ментальной арифметике, «Лего-конструирование с элементами робототехники»).

При организации разнообразных форм дополнительного образования в ДОО обеспечивается доступность и полнота информирования родителей о реализуемых образовательных программах дополнительного образования посредством создания единого информационного поля: оформление стенда, презентационные материалы, отчетные мероприятия и т.д.

Решая задачу по созданию условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста, во-первых: заведующий со старшим воспитателем выявляют потенциальные возможности педагогов, определяют лучшее в их работе, проводят экспертизу методических разработок и перспективных планов, а также обеспечивают повышение квалификации педагогов через курсы, практикумы, стажировки. Данная тактика работы с педагогами гарантирует то, что дополнительная платная услуга обеспечивается необходимыми кадрами, таким образом, дополнительные образовательные услуги пользуются спросом у родителей [4].

Для создания условий по повышению качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО предусмотрено:

– непрерывное повышение профессионального уровня педагогов, занятых в системе дополнительного образования (курсы повышения квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка, получение высшего образования)

– создание виртуальной и электронной площадки по обмену опытом для педагогов, занятых в системе дополнительного образования детей.

– конкурсное выявление и поддержка педагогов, успешно реализующих новые подходы и технологии дополнительного образования; стимулирование инновационной деятельности.

Педагоги дополнительного образования обладают коммуникативными качествами, стремятся к партнёрским отношениям со своими воспитанниками. В их компетентность входит владение знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа [2].

Нами предусмотрено социальное партнерство с социально-культурными институтами города, например, такими, как библиотека «Созвездие», музеи, спортивные школы, Центр детского творчества и др.

В рамках социального партнерства представители различных субъектов, организуют совместную деятельность по следующим направлениям:

– организация совместного сотрудничества и партнерских отношений на договорной основе;

– определение социального заказа на дополнительные образовательные услуги;

– ежегодное анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг.

Кроме того, социальное партнерство заключается в контакте со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, педагогами и родителями). При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами, мы используем следующие принципы социального партнерства:

1) уважение и учет интересов участников соглашения;

2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;

3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;

4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;

5) равноправие и доверие сторонрегулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

6) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

7) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

8)ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

В ДОО создаются максимально комфортные для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:

– обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;

– формирование системы экспертизы используемых программ дошкольного образования по дополнительному образованию; отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;

– создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний.

Для совершенствования управления в организации дополнительных образовательных услуг в числе первоочередных мер, направленных на развитие управления в организации платных дополнительных образовательных услуг, особенно выделяем систематическое обновление и своевременное приведение в соответствие нормативно-правовой базы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг, в том числе, договора по обеспечению социального партнерства и взаимодействия.

Для того чтобы максимально удовлетворять массовые запросы родителей, в ДОО ведется просветительская работа по вопросам дополнительного образования, организовываем дни открытых дверей, рассказываем о деятельности кружков и секций на базе ДОО, освещаем достижения детей. Родители должны четко понимать, чем отличаются занятия с детьми в массовой группе от занятий в кружке, какие задачи решают педагоги дополнительного образования. Перечень услуг дополнительного платного образования, а также порядок их предоставления прописаны в Положении об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, определяется на основе требований СанПин 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО.

Таким образом, необходимо отметить, что деятельность, направленная на организацию работы по оказанию платных дополнительных образовательных услугв ДОО предполагает реализацию определённых организационных и управленческих механизмов обеспечения качества дошкольного образования.