В настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация в состоянии здоровья детей школьного возраста, уже с младшего школьного возраста у детей отмечаются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Приоритетом государственной политики России стало создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития это гарантирует Федеральный закон «Об образовании в РФ» [4]. Задачей психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья является коррекция недостатков в психическом развитии детей и помощь им в освоении образовательной программы.
Школа МОУ СОШ № 7 г. Шуя является участником государственной программы «Доступная среда». Обучение в школе – направлено на формирование полной социализированной личности ребенка с нарушением физического развития через коррекционно – развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого строит свою работу педагогический состав в данном учреждении. В нашей школе для реализации идеи совместного образования детей с отклонениями в развитии созданы ряд условий: доступная среда (оборудован пандус, сенсорные коврики); занятия педагога-психолога проходят в сенсорной комнате, в которой есть возможность снятия тревожности, агрессивности детей с ОВЗ, их можно расположить к общению и взаимодействию как с психологом так и со сверстниками.
Младшие школьники с ОВЗ, ограничены в удовлетворении потребности в двигательной активности, в связи с периодом адаптации к новым (учебным) нагрузкам и, возможно, эти нагрузки избыточны. Задача педагогов – психологов помочь детям с ОВЗ социализироваться в обществе и адаптироваться в общеобразовательной школе.
Учитывая разнонаправленность заболеваний у детей, посещающих школу, педагогами был задан вопрос – «Какие категории детей с ОВЗ, вызывают у вас наибольшие трудности при совместном обучении?». По степени сложности в работе распределили детей с ОВЗ на восемь групп. На первом месте оказались дети с нарушением зрения, на втором – с нарушением слуха, третью позицию занимают дети с нарушением речи. Школьники с задержкой психического развития отнесены на четвертое место вызывающих у них затруднения в работе. На пятом месте – дети с нарушением опорно – двигательного аппарата, на шестом – нарушением интеллекте, на седьмом – с нарушением общения и поведения (гиперактивные), на восьмом – дети, развитые выше нормы (одаренные).
На основании проведенных исследований были предложены следующие подходы к организации занятий с педагогом – психологом детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: начиная с младшего школьного возраста, в занятия необходимо включать упражнения направленные на развитие внимания, координации тела, упражнения для развития мелкой моторики; снижение тревожности; развитие коммуникативных умений, мимики и пантомимики; развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения; стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно – психического и эмоционального напряжения;
К условиям психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья отнесем: занятия должны строиться с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с опорой на сохранные функции; для закрепления эффекта занятий должны соблюдаться принципы комплексности и непрерывности сопровождения.
Ключевыми направлениями психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ является: диагностика, коррекционная и развивающая работа, профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории [1]. Перечисленные направление взаимосвязаны и подчиняются принципам: соблюдение интересов ребенка, системность и доступность, непрерывность, вариативность, принцип создания ситуации успеха, принцип психологической комфортности, гуманность и реалистичность.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога – психолога.
Регулярные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья являются жизненно необходимыми. При выполнении комплекса коррекционных упражнений используется музыкальное сопровождение. В процессе выполнения рекомендуется использовать наглядный метод, показывать каждое упражнения, хвалить детей за правильное выполнение упражнения.
Эффективными формами работы в ходе реализации коррекционных и развивающих программ являются: создание игровых ситуаций; дидактические игры; игровые и коммуникативные тренинги; психогимнастика и упражнения на релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, а также способствующие успешной работе с агрессией и тревожностью.
В ходе занятий мы стараемся скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия направлены на развитие познавательных процессов, на решение проблем в эмоционально – волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания – в зависимости от поставленных целей и возраста школьника. Все перечисленные занятия проводятся в групповой форме, кроме коррекционных, которые проводятся индивидуально.
Хочется еще раз отметить, что доминирующим видом деятельности педагога – психолога в учреждении, является коррекционно – развивающая работа.
В квалифицированной помощи нуждаются не только дети с ОВЗ, но и родители. Очень часто можно столкнуться с тем, что родители не знают, куда обратиться за помощью, что важно для их ребёнка в тот или иной момент его развития. Одну группу родителей составляют те, у кого уже детям оформлена инвалидность. Другую, более сложную группу, составляют родители, дети которых имеют отклонения в развитии, но они не замечают отклонения, считают это нормой, списывают на субъективное отношение педагогов к ребенку или еще не готовы к сотрудничеству со специалистами.
Таким образом, наряду с задачами коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников и помощи им в освоении образовательной программы, психолого-педагогическое сопровождение на этапе начальной школы способствует сохранению и укреплению психического здоровья школьников, а также направлено на разработку рекомендаций по психолого – педагогической помощи семьям с ребенком ОВЗ и педагогам.
Библиографическая ссылка
Тюрина Н.Н., Баркунова О.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18488 (дата обращения: 21.11.2024).